Решение по делу № 2-5832/2019 от 20.09.2019

Дело                                 КОПИЯ

54RS0-65

Поступило в суд 20.09.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2019 года                                       <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи                Поротиковой Л.В.,

при помощнике судьи                                       Пуховской Е.С.,

с участием представителя истца                Прилепиной А.С.,

представителей ответчиков                 Мизиной Е.Г., Степановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Д. С.      к мэрии <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес>, министерству финансов и налоговой политики <адрес>, правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения,

                    у с т а н о в и л:

Васильева Д.С. обратилась в суд с иском к мэрии <адрес>, Правительству НСО, министерству труда и социального развития <адрес>, министерству финансов и налоговой политики <адрес>, в котором просил обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

В обоснование своих требований истец указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении. Полагает, что в силу закона вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.

Истец в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что истец Васильева Д.С. постоянно проживает в городе Новосибирске, имеет временную регистрацию по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, однако собственники данного жилого помещения возражают против оформления постоянной прописки истца в данном жилом помещении. Потому как у истца в собственности недвижимого имущества не имеется, оформление постоянной прописки для истца не представляется возможным.

Представитель ответчика мэрии <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что предоставление жилого помещения указанной категории лиц, предусмотрено только для лиц, постоянно проживающих на территории <адрес>, а временная регистрация истца не подтверждает факт ее постоянного проживания на территории <адрес>, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме.

Представитель министерства труда социального развития <адрес> в судебном заседании исковые требования также не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Поддержала мнение представителя ответчика мэрии <адрес> относительно того, что временная регистрация истца в городе Новосибирске не является фактом подтверждающим ее постоянное проживание в указанном населённом пункте, в связи с чем у ответчика отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представители правительства <адрес>, министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание не явились, были извещены судом надлежащим образом, представили в материалы дела отзывы, в которых против удовлетворения заявленных требований возражали.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Васильева Д.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является Васильева Н.А.., в графе «отец» стоит прочерк, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами (л.д. 5).

Как установлено в ходе рассмотрения дела мать истца Васильева Н.А. решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав (л.д. 11).

Приказом главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней Васильевой Д.С. была назначена Богданова Л.В.

Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -од истец была включен в сводный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Как следует из представленного в материалы дела акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ведущим специалистом отдела по жилищным вопросам администрации <адрес> Власовой Ю.А и главным специалистом Лавровой Н.В. в ходе осмотра <адрес> по ул. <адрес> в городе Новосибирске установлено, что указанная квартира общей площадью 60,2 кв.м., расположена на 8 этаже девятиэтажного панельного дома, квартира состоит из трех комнат, кухни, коридора, раздельного санузла. Указанное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит 4 собственникам, в квартире зарегистрирован 5 человек, Васильева Д.С. также зарегистрирована в указанном жилом помещении. Со слов одного из собственников жилого помещения установлено, что фактически в квартире проживает семь человек, в связи с чем на одного зарегистрированного человека общей площади приходится менее учетной нормы.

Дополнительного внимания заслуживает факт того, что по состоянию на 0ДД.ММ.ГГГГ (дату включения истца в список детей-сирот), истец как и в настоящее время недвижимости в собственности не имеет,    органы местного самоуправления, проверяя нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением, обладая соответствующей информацией, пришли к выводу о наличии у истца нуждаемости в предоставлении жилого помещения, что и послужило основанием к включению его в соответствующий список. Следует отметить, что до настоящего времени никаких изменений у истца не произошло, он по прежнему не имеет недвижимого имущества в собственности. Включение истца в список детей-сирот в 2012 году, свидетельствует о том, что администрация <адрес> пришла к выводу о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения.

В силу презумпции добросовестности, у суда отсутствуют основания не доверять представленным стороной истца в материалы дела доказательствам, справкам, подтверждающим отсутствие у истца недвижимого имущества в собственности, кроме того стороной ответчика не представлено доказательств обратного.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В соответствии со статьей 1 закона <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>

В силу пункта 1 статьи 2 закона <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формируется и ведется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.

Пунктом 8 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

В соответствии со статьей 5 указанного закона, финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование истца о предоставлении жилого помещения, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилищное законодательство Российской Федерации, в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

При этом формирование списка не устанавливает предоставление жилых помещений в порядке очередности.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договор специализированного найма жилого помещения.

Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.

При таких обстоятельствах, суд полагает требование истца о возложении на мэрию <адрес> обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м за счет средств областного бюджета <адрес> законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Законных оснований для установления ответчику срока для исполнения решения суда у суда не имеется, поскольку вышеуказанное законодательство не содержат указания на предоставление жилых помещений данной категории граждан в течение определенного срока.

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

То обстоятельство, что истец не имеет постоянной регистрации по месту жительства в <адрес> не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Аналогичная позиция отражена Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражено, что определяя место жительства детей-сирот, судам нужно исходить из того, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Предоставление же жилого помещения указанной категории лиц исключительно по месту выявления и первичного закрепления ребенка является ошибочным, поскольку это противоречит федеральному законодательству, несмотря на то, что такой порядок был закреплен законодательством ряда субъектов Российской Федерации, регулирующим обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением.

Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Иное является дискриминацией по месту жительства, и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, как следует из указанного Обзора, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

Таким образом, и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ).

Справка о временной регистрации по месту жительства, является надлежащим доказательством проживания истца именно на территории <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования Васильевой Д. С.    удовлетворить.

Обязать мэрию <адрес> предоставить Васильевой Д. С.      благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета <адрес>.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья                                        Л.В. Поротикова

Подлинное решение подшито к материалам дела , находящимся в Центральном районном суде <адрес>

2-5832/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Дарья Сергеевна
Ответчики
Министерство финансов и налоговой политики НСО
Министерство труда и социального развития НСО
правительство НСО
Мэрия города Новосибирска
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Поротикова Людмила Вадимовна
Дело на странице суда
centralny.nsk.sudrf.ru
20.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2019Передача материалов судье
24.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2019Подготовка дела (собеседование)
01.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее