Судья Юкина Т.Л.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2019 года № 33-1949/2019
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Бабуренковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Белозерова В. Н. по доверенности Шалаевского Н. В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 января 2019 года, которым в удовлетворении иска Белозерову В. Н. к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области и Департаменту государственного управления и кадровой политики Вологодской области о перерасчёте пенсии отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истица Белозерова Н.В., его представителя по доверенности Шалаевского Н.В., представителя ответчика – Департамента социальной защиты населения Вологодской области по доверенности Сохриной Н.И., представителя ответчика – Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области по доверенности Кузнецовой М.Е., представителя третьего лица – Законодательного Собрания Вологодской области по доверенности Хмары Е.С., судебная коллегия
установила:
в период с 31 марта 1994 года по 18 мая 1995 года Белозеров Н.В. был избран первым заместителем председателя Законодательного Собрания Вологодской области. С 08 июня 1995 года по 15 апреля 1998 года работал в Законодательном Собрании области на постоянной основе.
С 03 июля 2018 года Белозеров В.Н. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 17 819 рублей 04 копейки.
04 июля 2018 года истец обратился в Законодательное Собрание Вологодской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
На основании распоряжения Губернатора Вологодской области от 29 августа 2018 года № 3430-р с 04 июля 2018 года Белозерову В.Н. установлена пенсия за выслугу лет в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с расчетом и размером установленной пенсии за выслугу лет, Белозеров В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области и Департаменту государственной службы и кадровой политики Вологодской области. В обоснование требований указал, что размер пенсии за выслугу лет при ее назначении был определен, исходя из размера проиндексированного месячного денежного содержания по должности заместителя председателя Законодательного Собрания области 24 465 рублей 57 копеек. Расчет пенсии за выслугу лет произведён в размере 80% проиндексированного месячного денежного вознаграждения (19 572 рублей 46 копеек). Такой расчет и размер установленной пенсии за выслугу лет истец считает незаконным и нарушающим его права. С 03 июля 2018 года ему была установлена страховая пенсия по старости в размере 17 819 рублей 04 копейки, у него возникло право выбора размера пенсии по выслуге лет по должности заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости. При установлении пенсии за выслугу лет ответчиками выбор истца не был учтен. Полагал, что расчет пенсии должен быть сделан исходя из установленного на дату обращения денежного содержания заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области.
Просил возложить обязанность на Департамент социальной защиты населения Вологодской области и Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет исходя из денежного содержания заместителя председателя Законодательного Собрания области, установленного на дату обращения с заявлением, то есть 04 июля 2018 года.
В процессе рассмотрения дела Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области исключён из числа ответчиков в связи с переименованием с 10 апреля 2018 года в Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области на основании Постановления Губернатора Вологодской области от 30 января 2018 года № 3 «О Департаменте государственного управления и кадровой политики области и о внесении изменений в некоторые постановления Губернатора области».
В судебное заседание истец Белозеров В.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Шалаевский Н.В. направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого судом отказано.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Вологодской области по доверенности Сохрина Н.И. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях. Указала, что размер пенсии Белозерову В.Н. за выслугу лет исчислен в соответствии с Законом области от 05 июля 1996 года № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» (далее – Закон № 87-ОЗ) исходя из проиндексированного месячного денежного содержания на дату прекращения полномочий и составил гарантированный минимум пенсионного обеспечения государственных служащих области 4 000 рублей.
Представитель ответчика Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области по доверенности Кузнецова М.Е. исковые требования не признала по аналогичным доводам.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Законодательного Собрания Вологодской области по доверенности Хмара Е.С. исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку справка о месячном денежном содержании была подготовлена в соответствии с установленным порядком, были учтены оклад и надбавки на день прекращения полномочий истца. Правовые основания для перерасчета пенсии отсутствуют.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Белозерова В.Н. по доверенности Шалаевский Н.В. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований. Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, поскольку ему необоснованно было отказано в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного заседания по уважительным причинам, а именно по причине неявки в судебное заседание его доверителя. Полагает, что статья 5 Закона № 87-ОЗ предоставляет истцу право выбора размера ежемесячного денежного содержания, исчисляемого либо на день прекращения полномочий, либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию за выслугу лет. По мнению подателя жалобы расчет пенсии по выслуге лет должен быть исчислен исходя из установленного на дату обращения денежного содержания заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области, а именно на 04 июля 2018 года.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области, Департамент социальной защиты населения Вологодской области прост решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений не нее, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Разрешая спор, суд правомерно руководствовался положениями Закона № 87-ОЗ, которым определены условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Вологодской области.
Согласно статье 5 Закона № 87-ОЗ месячное денежное содержание лица, замещавшего государственную должность области или должность государственной гражданской службы области, для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по должности, занимаемой лицом на день прекращения полномочий или государственной гражданской службы области (прекращения служебного контракта, трудового договора) по основаниям, указанным в статье 1 настоящего закона области, либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, либо на день установления пенсии по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим законом. При этом, если обращение за назначением пенсии за выслугу лет последовало позднее дат, в которые наступили перечисленные выше обстоятельства, учитывается проиндексированное месячное денежное содержание на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет с теми видами надбавок к должностному окладу, которые фактически выплачивались лицу, замещающему государственную должность области, должность государственной гражданской службы области на соответствующий момент.
Из вышеизложенного усматривается, что обязательным условием является замещение государственной должности области в соответствующий момент.
Как следует из материалов дела, с 31 марта 1994 года по 18 мая 1995 года Белозеров В.Н. замещал должность первого заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области, с 08 июня 1995 года по 15 апреля 1998 года замещал должности председателя подкомитета по налогам и собственности, председателя постоянного комитета по государственному устройству, законности и правам человека, председателя комитета по вопросам местного самоуправления, заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области.
Поскольку на момент достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, Белозеров В.Н. государственных должностей не замещал, при определении размера пенсии за выслугу лет правомерно учтено месячное денежное содержание по должности, занимаемой истцом на день прекращения полномочий, то есть на 15 апреля 1998 года.
В силу изложенного доводы подателя жалобы о необходимости произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, исходя из денежного содержания заместителя председателя Законодательного собрания Вологодской области, установленного на 04 июля 2018 года, являются несостоятельными как основанные на неверном толковании норм материального права.
Механизм расчета размера пенсии за выслугу лет установлен статьей 4 Закона № 87-ОЗ, согласно которой пенсия за выслугу лет исчисляется путем определения разницы между месячным денежным содержанием лица, замещавшего государственную должность либо должность государственной гражданской службы области, начисленным в зависимости от имеющегося стажа, и размером всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством. Общая сумма всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, с учетом пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с настоящим законом, не может превышать 80 процентов месячного денежного содержания исходя из размеров должностных окладов, установленных согласно законодательству области.
Таким образом, размер пенсии за выслугу лет исчисляется как разница между 80% месячного денежного содержания и размером всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.
Также Законом № 87-ОЗ установлено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 4 000 рублей.
Согласно справке о месячном денежном содержании от 10 июля 2018 года № 1369/18, представленной Законодательным Собранием Вологодской области в Департамент социальной защиты населения Вологодской области, размер проиндексированного месячного денежного содержания Белозерова В.Н. по должности заместителя председателя Законодательного Собрания Вологодской области составил 24 465 рублей 57 копеек, в том числе должностной оклад 8 804 рубля 42 копейки.
Расчет месячного денежного содержания Белозерова В.Н. произведен в соответствии с нормами Закона Вологодской области от 17 июня 1997 года № 162-ОЗ «Об оплате труда в государственных органах и органах местного самоуправления Вологодской области», Закона Вологодской области от 02 ноября 2002 года № 839-ОЗ «Об индексации (повышении) базовой ставки должностного оклада», Закона Вологодской области от 16 июля 2005 года № 1320-ОЗ «Об оплате труда в государственных органах Вологодской области», Закона Вологодской области от 08 декабря 2006 года № 1537-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год» (статья 29.1), закона Вологодской области от 17 декабря 2007 № 1722-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» (статья 15.1) и признается судебной коллегией верным.
Таким образом, Департаментом социальной защиты населения Вологодской области сумма пенсии за выслугу лет правильно определена следующим образом: 80% месячного денежного содержания Белозерова В.Н. по должности заместителя председателя Законодательного Собрания области, то есть по должности, замещаемой им на день прекращения полномочий (15 апреля 1998 года), составляет 19 572 рублей 46 копеек, размер страховой пенсии по старости - 17 819 рублей 04 копеек. Размер пенсии за выслугу лет, исчисляемый как разница между 80% месячного денежного содержания и размером страховой пенсии по старости, составляет 1 753 рублей 42 копейки (19 572 рубля 46 копеек - 17 819 рублей 04 копейки).
Учитывая, что согласно указанным выше расчетам размер пенсии за выслугу лет составил меньше установленного Законом № 87-ОЗ гарантированного минимума пенсионного обеспечения государственных служащих области 4 000 рублей, Белозерову В.Н. правомерно установлена пенсия за выслугу лет с 04 июля 2018 года в размере 4 000 рублей.
Ссылка автора жалобы на нарушение судом норм процессуального права, поскольку, по его мнению, необоснованно ему как представителю истца было отказано в удовлетворении заявленного им ходатайства об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам, а именно ввиду неявки в судебное заседание его доверителя, нахождения в командировке в г.Санкт-Петербург признается судебной коллегией несостоятельной.
Согласно части 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине (части 4 и 6 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что истец лично ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлял, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, у суда имелись правовые основания для отказа в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Белозерова В. Н. по доверенности Шалаевского Н. В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи