Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
3 сентября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Кукленко С.В.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону по адресу: ул. Пушкинская, 9, жалобу К.О.В. на постановление Административной комиссии Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 01.08.2024 № 5667/22589-2024 о привлечении к административной ответственности по ст. 5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Административной комиссии администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 01.08.2024 № 5667/22589-2024 Ковалева О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, физическое лицо подало жалобу на указанное постановление и просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
К.О.В. в судебное заседание явилась, просила постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить, поскольку она на протяжении многих лет проживает по адресу: <адрес> и имеет право на парковку принадлежащего ему автомобиля в радиусе одного квартала.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При рассмотрении жалобы судьей установлены следующие обстоятельства.
01.08.2024 Административной комиссией Ленинского района г. Ростова-на-Дону было вынесено постановление № 5667/22589-2024 в отношении Ковалевой О.В., согласно которому, 29.07.2024 с 09-57 часов по 10-17 часов по адресу: <адрес> (зона парковки №) собственник транспортного средства г/н № К.О.В. допустил парковку транспортного средства в зоне платной парковки более 15 минут без внесения платы за пользование парковкой (парковочным местом).
Статьей 5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС, предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в размере, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.05.2016 № 597 (ред. от 27.12.2018) «Об утверждении Порядка создания и использования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования городского округа «Город Ростов-на-Дону», взимание платы за пользование платной парковкой (парковочным местом) производится следующими способами: 1) оплата через паркомат с помощью банковских карт или карт предоплаты; 2) оплата с помощью мобильного приложения; 3) оплата путем направления короткого текстового сообщения (СМС) на специальный номер с помощью мобильного телефона; 4) оплата с использованием абонементов; 5) оплата в «личном кабинете» водителя на парковочном портале.
Лицо, размещающее транспортное средство на платной парковке (парковочном месте), обязано в течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путем осуществления оплаты за размещение транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) одним из способов, указанных в пункте 4 раздела 7 настоящего Порядка, за исключением следующих случаев, когда: размещение транспортного средства осуществляется бесплатно в соответствии с настоящим Порядком; оплата платной парковки (парковочного места) произведена с использованием абонемента.
Невыполнением данного требования считается невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами) и влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Указанное постановление содержит понятие резидент - физическое лицо, зарегистрированное по месту жительства или месту пребывания в границах одного кадастрового квартала от места дислокации платной парковки (парковочного места), которое имеет право размещения на данной платной парковке одного транспортного средства.
Резидентное парковочное разрешение - документ (электронная запись), подтверждающий право резидента на размещение одного автотранспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности или в силу полномочий, основанных на доверенности на управление автотранспортным средством с правом продажи, на платной парковке (парковочном месте), расположенной в границах одного кадастрового квартала от места жительства или места пребывания резидента, без взимания платы за ее использование.
Размещение транспортных средств на платных парковках (парковочных местах) является платным, за исключением бесплатного размещения: транспортных средств резидентов - на любых парковочных местах платных парковок, расположенных в границах одного кадастрового квартала от места жительства или пребывания резидента, указанного в резидентном парковочном разрешении, за исключением мест, предназначенных для размещения автотранспортных средств инвалидов, если таковым резидент не является.
Судье установлено, что К.О.В. проживает по адресу: <адрес>, имеет резидентское разрешение от 17.07.2023, в котором указаны парковочные места: <адрес>
Однако, в силу возраста, К.О.В. полагала что имеет возможность парковать принадлежащий ей автомобиль без оплаты парковочного места не в пределах одного квартала, а двух.
После получения обжалуемого постановления, получила разъяснения о возможности бесплатной парковки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина К.О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС, подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае доказательств наступления каких-либо негативных последствий, причинения вреда личности, государству, обществу в результате допущенного нарушения в материалы дела не представлено.
Также судья принимает во внимание тот факт, что К.О.В. нарушила правила парковки автомобиля на пять минут из 15 минут, положенных для бесплатной парковки.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В данном случае назначение административного штрафа даже в минимальном размере санкции статьи с учетом всех обстоятельств дела не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Устное замечание, не будучи видом административного наказания, является предупредительной (превентивной) мерой воздействия на правонарушителя, которая при определенных обстоятельствах может рассматриваться органами административной юрисдикции как необходимое и достаточное для правонарушителя негативное последствие. В связи с этим, с учетом установления и указания правонарушителю на противоправный характер его поведения, устное замечание не только отвечает достижению предупредительных целей административного наказания, но может быть оценено и как отвечающее принципам справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В рассматриваемом случае характер и степень общественной опасности конкретного деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения лица к административной ответственности.
Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд считает возможным освободить лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 01.08.2024 № 5667/22589-2024 о привлечении к административной ответственности по ст. 5.3 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС в отношении К.О.В. – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении К.О.В. прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить К.О.В. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней.
Судья Кукленко С.В.