Решение по делу № 8а-1980/2021 [88а-4214/2021] от 18.01.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-83/2020

88а-4214/2021

КАССАЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                      15 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Баранова Г.В.,

судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу               ФИО1 на решение Советского районного суда Саратовской области от 5 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 9 по Саратовской области) о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в возврате излишне уплаченного налога, возложении обязанности возвратить сумму излишне уплаченного транспортного налога с начислением процентов за каждый день просрочки, исключении необоснованной задолженности в размере 1211 рублей.

Заслушав доклад судьи Васляева В.С., мнение представителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области Верина А.В. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Советского районного суда Саратовской области от 5 июня                  2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 сентября 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Бакланова А.С. отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, 29 декабря                    2020 года Бакланов А.С. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции с кассационной жалобой (поступила 18 января                   2021 года), в которой просил об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции                    от 19 января 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.

На кассационную жалобу от Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области подан отзыв, в котором указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.

Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что обязанность налогового органа по своевременному направлению уведомления и требования об уплате образовавшейся недоимки исполнена в установленные законом сроки, подлежащая взысканию с Бакланова А.С. сумма задолженности, начислена верно, сам административный ответчик не исполнил возложенную на него законом обязанность по уплате налога, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся недоимки или возврата излишне уплаченного налога, не имеется.

Обжалуемые судебные акты сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации,                              ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П).

Абзацем 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии со ст. ст. 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пени и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренным настоящей статьей.

В силу п. п. 1-3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса.

     Материалами дела и судами установлено, что с 23 июля 2009 года                    Бакланов А.С. является собственником транспортного средства «ФИО8», в отношении которого налоговым органом исчислен транспортный налог.

Ставки транспортного налога предусмотрены <адрес>            от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О введении на территории <адрес> транспортного налога».

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налоговым уведомлением от 29 апреля 2015 года № 895121, направленным по месту жительства Бакланова А.С., последний уведомлен о необходимости уплаты в срок до 1 октября 2015 года транспортного налога за 2014 год в сумме 8 000 рублей на принадлежащий ему автомобиль.

Оплата данного вида налога произведена административным истцом частично на сумму 4 000 рублей.

При производстве оплаты транспортного налога в сумме 8 000 рублей, имевшей место 2 ноября 2016 года, часть платежа в размере 4 000 рублей зачтена налоговым органом в счет погашения задолженности Бакланова А.С. по транспортному налогу за 2014 год, поскольку последним в платежном документе не указан период.

Произведенная Баклановым А.С. оплата транспортного налога платежным поручением от 2 ноября 2017 года на сумму 8 000 рублей также зачтена в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 4 000 рублей, а оставшаяся сумма транспортного налога в размере 4 000 рублей зачтена в счет погашения недоимки за 2016 год.

После поступившей 1 ноября 2018 года в оплату транспортного налога суммы в размере 5 000 рублей, налоговой инспекцией произведен зачет части этой суммы в размере 4 000 рублей в счет погашения недоимки по данному виду налога за 2016 год, а оставшаяся сумма в размере 1 000 рублей учтена в зачет по оплате транспортного налога за 2017 год.

В дальнейшем налоговой инспекцией в счет погашения образовавшейся недоимки по транспортному налогу произведен зачет сумм, поступивших от Бакланова А.С.: от 28 ноября 2018 года в сумме 3 000 рублей; от 14 октября                2019 года на сумму 3 800 рублей и 71 рубль 54 коп.; от 16 октября 2019 года на сумму 115 рублей 24 коп. и 13 рублей 22 коп.

По состоянию на 19 февраля 2019 года у Бакланова А.С. задолженность (переплата) по виду платежа «налог» отсутствовала, имелась задолженность по виду платежа «пени», которые были начислены за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2016, 2018 расчетные периоды в размере 1211 рублей 18 коп.

В силу ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Согласно п. 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП» - платежи текущего года; «ЗД» - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.

В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).

Давая оценку действиям налогового органа по самостоятельному зачету сумм уплаченных налогов в счет погашения имеющейся недоимки, суды исходили из того, что поскольку в платежных документах Бакланова А.С. не были указаны налоговые периоды, за которые уплачен транспортный налог, поступившие платежи налоговым органом правомерно были зачтены в счет уплаты задолженности за налоговые периоды 2014 - 2017 годы и частично за 2018 год.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необоснованными доводы административного истца об отсутствии у него задолженности по уплате транспортного налога за спорный период и образовавшейся пени, поскольку из представленных Баклановым А.С. доказательств невозможно сделать вывод о том, что денежные средства были им внесены именно в счет погашения задолженности по транспортному налогу за текущие периоды, а не в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 78) закрепляет право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом; налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.

В связи с этим, поскольку налоговый орган в силу закона имел право самостоятельно зачесть сумму, уплаченную Баклановым А.С. по транспортному налогу, в счет погашения недоимки за прошлые периоды, доводы кассационной жалобы о необоснованности произведенных зачетов в счет предыдущих налоговых периодов являются несостоятельными.

Вопреки доводам кассационной жалобы, наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судами первой или апелляционной инстанций или опровергали бы выводы постановленных решений и потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны               в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда Саратовской области от 5 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме               16 февраля 2021 года.

Председательствующий

        Судьи

8а-1980/2021 [88а-4214/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Бакланов Александр Сергеевич
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 9 по Саратовской области
Другие
Бакланов Сергей Александрович
Управление финансов администрации Федоровского МР Саратовской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Васляев В.С.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
15.02.2021Судебное заседание
15.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее