Именем Российской Федерации
« 2 » апреля 2024 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием прокурора Фомина Н.В., при помощнике судьи Тимкаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-229/2024 по иску Гмырова Ильи Александровича к администрации муниципального района Нефтегорский о восстановлении трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с данным иском указав, что с 01.06.2022 года работал в администрации м.р.Нефтегорский в должности помощника Главы по правовым вопросам, откуда был уволен распоряжением от 28.12.2023 года на основании п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ, с чем не согласен, т.к. до истечения срока полномочий Главы 06.12.2023 года ответчик не предпринимал никаких действий к прекращению трудового договора, в связи с чем считает, что он был продлен на неопределенный срок. В уведомлении от 25.12.2023 года не отказывался от продолжения трудовой деятельности в администрации. В связи с этим просил признать незаконным указанное распоряжение, восстановить на работе в той же должности, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда 500000 рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, указав, что произошел конфликт с Главой администрации, тот обратился в Собрание представителей по поводу исключения его должности из реестра, чем и обосновано увольнение. Пояснил, что знал о том, что трудовой договор срочный. Не оспаривает, что конкурс на замещение Главы района проводился своевременно.
Ответчик с иском не согласился указав на обоснованность увольнения истца, т.к. трудовой договор был заключен с ним на период действия полномочий Главы администрации, которые были прекращены в связи с избранием нового Главы по результатам итогового заседания конкурсной комиссии от 27.12.2023 года, в соответствии со ст.38 Устава. 25.12.2023 года были уведомлены все заместители о возможном прекращении полномочий и трудовых договоров. Из штатного расписания должность истца не исключалась. Досрочного сложения полномочий Главы не было.
Привлеченная в качестве третьего лица ГИТ Самарской области в судебное заседание не явилась, каких-либо пояснений по существу иска не представила.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего необходимым в иске отказать, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела распоряжением от 01.06.2022 года истец был принят на работу в администрацию м.р.Нефтегорский на должность помощника Главы по правовым вопросам (высшая должность муниципальной службы) на срок полномочий Главы м.р.Нефтегорский, о чем имеется соответствующий трудовой договор. Распоряжением от 28.12.2023 года трудовой договор с ним был прекращен на основании п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ в связи с истечением срока его действия с увольнением с 29.12.2023 года и выплатой соответствующей денежной компенсации. При этом истец уведомлялся 25.12.2023 года и 27.12.2023 года о возможном прекращении трудового договора в связи с указанными обстоятельствами.
Решением Собрания представителей м.р.Нефтегорский от 06.12.2018 года Главой м.р.Нефтегорский был избран ФИО5 сроком на 5 лет с даты принятия решения. Решением Собрания представителей от 27.12.2023 года он также избран Главой м.р.Нефтегорский.
Согласно ст.38 Устава м.р.Нефтегорский полномочия Главы района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы, за исключением досрочного прекращения его полномочий. Глава считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
На основании ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
Трудовой договор является соглашением между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст.56 ТК РФ).
Требования к содержанию трудового договора определены ст.57 ТК РФ. Обязательными для включения в него являются условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Согласно ст.58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок (срочный трудовой договор). Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то он считается заключенным на неопределенный срок. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок. Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
В ч.1 ст.59 ТК РФ закреплен перечень случаев (обстоятельств), при наличии которых трудовой договор заключается на определенный срок в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Среди них - заключение трудового договора с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой. В ч.2 ст.59 ТК РФ определен перечень случаев, при наличии которых по соглашению сторон допускается заключение срочного трудового договора.
Как указано в п.13 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004 года решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных ч.1 ст.59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных ТК РФ или иными федеральными законами. В соответствии с ч.2 ст.58 ТК РФ в случаях, предусмотренных ч.2 ст.59 кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон, т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
Истечение срока трудового договора за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием для прекращения трудового договора (п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ).
По общему правилу срочные трудовые договоры могут заключаться только в случаях, когда трудовые отношения с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения не могут быть установлены на неопределенный срок, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Согласие работника на заключение срочного трудового договора должно быть добровольным и осознанным, т.е. работник должен понимать и осознавать последствия заключения с работодателем такого договора, в числе которых сохранение трудовых отношений только на определенный период времени, прекращение трудовых отношений по истечении срока трудового договора.
В соответствии со ст.11 ТК РФ на государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением урегулированы Федеральным законом № 25-ФЗ от 02.03.2007 года. В соответствии со ст.3 данного закона правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция, названный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании абз.10 ч.1 ст.59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
В соответствии со ст.79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за 3 календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» в реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
В соответствии со ст.2 ЗСО № 96-ГД от 09.10.2007 года должности муниципальной службы в Самарской области устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Самарской области, утверждаемым законом Самарской области. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы в Самарской области, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в Самарской области.
Реестр должностей муниципальной службы в Самарской области представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в Самарской области предусматриваются должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (ст.3 данного Закона).
Согласно ст.4 ч.2 указанного закона должности муниципальной службы в Самарской области по функциональным признакам подразделяются на категории:
1) руководители - должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий, должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые на срок полномочий указанного лица, а также должности муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, замещаемые по контракту, заключаемому по результатам конкурса на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (п.1);
2) помощники (советники) - должности муниципальной службы, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, в обеспечении непосредственного исполнения их полномочий и замещаемые на срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц (п.2).
Таким образом с учетом занимаемой истцом должности муниципальной службы имеются основания считать, что срок его полномочий ограничен сроком полномочий Главы м.р.Нефтегорский, в связи с чем заключение с ним срочного трудового договора не противоречит нормам ТК РФ, о чем он был осведомлен. В соответствии с Уставом м.р.Нефтегорский срок полномочий Главы определен со дня его вступления в должность до дня вступления в должность вновь избранного Главы, за исключением случая досрочного прекращения его полномочий.
При таких обстоятельствах, когда досрочного прекращения полномочий Главы м.р.Нефтегорский не имело места, днем прекращения его полномочий, установленных решением Собрания представителей от 06.12.2018 года, следует считать 27.12.2023 года, когда был избран новый Глава м.р.Нефтегорский. Исходя из этого увольнение истца после этой даты по п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ является правомерным, а его ссылка на продолжение тем самым трудовых отношений после 06.12.2023 года и как следствие этого бессрочность трудового договора применительно к ч.4 ст.58 ТК РФ, несостоятельной. В данном случае прекращение его действия наступает независимо от воли сторон и не связано с инициативой работника либо работодателя. О возможности такого увольнения истец предупреждался,более поздним юридическим оформлением прекращения действия трудового договора его права не нарушены. Изменение структуры администрации м.р.Нефтегорский, изложенное в решениях Собрания представителей от 26.05.2022 года и 29.08.2023 года, не касается существа рассматриваемого дела.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Гмырова Ильи Александровича (паспорт №) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев