Судья Костенко С.А. | Материал № 22-2795/24 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток | 23 мая 2024 года |
Апелляционная инстанция по уголовным делам Приморского краевого суда:
председательствующего | Золотовой В.В. |
при помощнике судьи | Егоровой М.Ю. |
с участием прокурора | Тимошенко В.А. |
адвоката | Лубшевой Н.А. |
обвиняемого | ФИО1 |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Сикач Л.И. в защиту подозреваемого ФИО1 на постановление Находкинского городского суда Приморского края от 06 мая 2024 года, которым в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Находка Приморского края, гражданина Российской Федерации,
избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть до 04.07.2024.
Доложив существо судебного решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение обвиняемого ФИО1 (посредством видеоконференцсвязи с Находкинским городским судом приморского края) и адвоката Лубшевой Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Тимошенко В.А., полагавшей необходимым постановление оставить без изменения, суд
УСТАНОВИЛ:
04.05.2024 СО по г. Находка СУ СК РФ по Приморскому краю возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ.
04.05.2024 в 14 часов 40 минут в порядке, предусмотренном ст.ст.91,92 УПК РФ задержан ФИО1
04.05.2024 следователь обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении ФИО1 меры пресечения в виде заключение под стражу сроком на 02 месяца 00 суток, то есть до 04.07.2024.
06.05.2024 Находкинским городским судом Приморского края в отношении подозреваемого ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть до 04.07.2024.
06.05.2024 ФИО1 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, вину по предъявленному обвинению последний признал частично.
В апелляционной жалобе адвокат Сикач Л.И. ставит вопрос об отмене постановления, избрании ФИО1 меры пресечения в виде домашнего ареста. В обосновании автор жалобы указывает, что судом не установлены и не приведены в обжалуемом решении конкретные обстоятельства, предусмотренные ст.ст.97, 99 УПК РФ, свидетельствующие о необходимости продления срока содержания под стражей и невозможности избрания иной, более мягкой меры пресечения в отношении подзащитного. Отмечает, что ФИО1 ранее не судим, к уголовной ответственности не привлекался, официально трудоустроен, характеризуется положительно, имеет регистрацию и постоянное место жительство, длительное время проживал с матерью, которая является собственном квартиры. Обращает внимание, что подзащитный давал правдивые показания, содействовал раскрытию и расследованию преступления, не препятствовал установлению истины по делу, не имел намерений убивать брата, незамедлительно вызвал скорую помощь. Защитник настаивает, что ФИО1 не намерен скрываться от следствия и суда, он является гражданином РФ, не имеет гражданства иного государства, как и не имеет банковских счетов на территории других государств. Указывает, что у ФИО1 на иждивении находится тяжелобольная мать, которой требуется круглосуточный уход. По мнению автора жалобы, доказательств того, что подзащитный может совершить действия, направленные на уничтожение доказательств, оказать давление на участников уголовного судопроизводства, либо иным образом воспрепятствовать расследованию преступления, либо скрыться от следствия и суда, суду не представлено. Автор жалобы утверждает, что мера пресечения в виде домашнего ареста будет отвечать, как интересам следствия, так и интересам подзащитного.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив представленный материал, выслушав мнение сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 97 УПК РФ дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, в том числе, заключение под стражу, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью или может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Согласно ст. 99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст.97 УПК РФ, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
В силу ч.1 ст.108 УПК РФ, при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, которые были проверены в судебном заседании и на основании которых судья принял соответствующее решение.
Нарушений указанных положений уголовно-процессуального закона судом не допущено, в постановлении указаны конкретные обстоятельства, характер и степень общественной опасности инкриминированного ФИО1 преступления, а также данные о его личности, на основании которых суд пришел к выводу о необходимости избрания меры пресечения виде заключения под стражу.
Решение суда о заключении ФИО1 под стражу сделано в рамках возбужденного уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, при наличии достаточных оснований и в соответствии с требованиями ст. ст. 97, 108 УПК РФ.
В судебное заседание было представлено отвечающее требованиям закона ходатайство следователя об избрании меры пресечения, а также необходимые материалы, подтверждающие изложенные в ходатайстве доводы.
Ходатайство составлено уполномоченным на то должностным лицом, в рамках возбужденного уголовного дела, в установленные законом сроки и с согласия руководителя следственного органа, что полностью соответствует требованиям ч. 3 ст. 108 УПК РФ.
К ходатайству следователя приобщены документы, обосновывающие необходимость избрания в отношении ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе, касающиеся его личности.
Оснований не доверять доводам органа предварительного следствия и сведениям, содержащимся в представленных им материалах, в судебном заседании не установлено. Не находит таковых и суд апелляционной инстанции.
Из представленных в суд материалов усматривается, что задержание ФИО1 в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ, соответствует требованиям закона, так как осуществлено надлежащим должностным лицом, при наличии сведений, подтверждающих обоснованное подозрение причастности ФИО1 к совершению преступления. Порядок задержания соответствует требования уголовно-процессуального закона, основания к применению положения ст. 94 УПК РФ отсутствовали.
При рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в отношении ФИО1, суд убедился в достаточности данных об имевшем место событии преступления и обоснованности подозрения причастности к нему подозреваемого. Суд учел не только, что ФИО1 подозревается в совершении особо тяжкого преступления, санкция за совершение которого предусматривает наказание исключительно в виде лишения свободы на длительный срок, но и данные о личности обвиняемого, известные суду, и указанные, в том числе, в апелляционной жалобе.
По смыслу закона, избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению. Обоснованное подозрение предполагает наличие данных о том, что это лицо причастно к совершенному преступлению (застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; потерпевший или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление; на данном лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления и т.п.).
Обоснованное подозрение в причастности ФИО1 к совершению преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ подтверждается представленными суду материалами, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд первой инстанции обсудил возможность применения к ФИО1 меры пресечения, не связанной с его изоляцией от общества, однако, изучив совокупность представленных сведений, пришел к выводу о невозможности избрания иной меры пресечения в отношении подозреваемого. Учитывая обстоятельства преступления, в совершении которого подозревается ФИО1, сведения о его личности, то обстоятельство, что предварительное расследование по делу находится на первоначальном этапе, требующем сбора и закрепления доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что тот, находясь на свободе, может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать потерпевшей и воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятое судом первой инстанции решение в отношении ФИО1 основано на объективных данных, содержащихся в представленных следственными органами материалах, соответствует требованиям ст.ст.97, 108 УПК РФ и другим нормам уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, является обоснованным и мотивированным.
С учетом изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства инкриминируемого деяния, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для избрания в отношении ФИО1 более мягкой меры пресечения, поскольку иные меры пресечения, в том числе домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении, залог, запрет определенных действий, при указанных обстоятельствах, не могут гарантировать надлежащего поведения подозреваемого, соблюдения разумных сроков расследования уголовного дела.
Содержание ФИО1 под стражей не находится в противоречии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и соответствует Конституции РФ, предусматривающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан. Необходимость содержания ФИО1 под стражей оправдана публичными интересами, отвечает требованиям справедливости, является пропорциональным, соразмерным и необходимым для целей защиты конституционно значимых ценностей и приняты с соблюдением баланса между публичными интересами, связанным с применением мер процессуального принуждения, и важностью права на свободу личности.
Указание автора жалобы на отсутствие достоверных сведений о том, что подозреваемый может совершить действия, направленные на уничтожение доказательств, оказать давление на участников уголовного судопроизводства, либо иным образом воспрепятствовать расследованию преступления, либо скрыться от следствия и суда, нельзя признать обоснованными, поскольку из смысла ст. 97 ч. 1 п. 3 УПК РФ следует, что избрание, продление меры пресечения всегда следует считать своевременным, законным и обоснованным, если такая мера предотвратила саму возможность воспрепятствования установлению истины по делу.
Обстоятельств, исключающих нахождение ФИО1 под стражей, исследованные материалы не содержат.
Одних лишь заверений адвоката о том, что ФИО1 не намерен скрываться от следствия и суда, в данном случае недостаточно для признания необоснованными выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности ходатайства следователя и необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
Утверждение адвоката о том, что ФИО1 давал правдивые показания, содействовал раскрытию и расследованию преступления, не препятствовал установлению истины по делу, не имел намерений убивать брата, незамедлительно вызвал скорую помощь, в данном случае, не может расцениваться в качестве безусловных оснований, влекущих отмену решения суда и избрание меры пресечения не связанной с изоляцией подозреваемого.
Доводы адвоката о том, что ФИО1 ранее не судим, к уголовной ответственности не привлекался, официально трудоустроен, характеризуется положительно, не свидетельствует о невозможности и отсутствии необходимости применения в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
То обстоятельство, что ФИО1 является гражданином РФ, не имеет гражданства иного государства, банковских счетов на территории других государств, не влекут изменение меры пресечения на более мягкую.
Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии у ФИО1 заболеваний, препятствующих его содержанию в условиях следственного изолятора, в материалах дела не содержится, суду первой и второй инстанций не представлено.
Доводы адвоката о наличии у ФИО1 регистрации и постоянного места жительства, на выводы суда о его нахождении в условиях следственного изолятора не влияют.
Наличие места жительства и регистрации в г. Находка, как жилища для пребывания подозреваемого под домашним арестом, при отсутствии сведений о согласии лиц, проживающих в этом жилище, на исполнение меры пресечения в виде домашнего ареста, не является бесспорным основанием для отмены постановления суда и изменения меры пресечения в отношении ФИО1 на домашний арест, как об этом ставит вопрос защитник.
Доказательств, в обоснование доводов апелляционной жалобы, в целях изменения меры пресечения с содержания под стражей на иную, более мягкую, в ходе судебного заседания, суду апелляционной инстанции не представлено.
Как следует из протокола судебного заседания, судебное разбирательство по рассмотрению ходатайства органов следствия судом первой инстанции проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе состязательности и равноправия сторон, права на защиту, презумпции невиновности.
При рассмотрении ходатайства органов следствия суд первой инстанции оценил доводы всех участников процесса, предоставив сторонам обвинения и защиты равные возможности для реализации своих прав, при этом ограничений прав участников уголовного судопроизводства, допущено не было.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение суда об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении ФИО1, вопреки доводам жалобы, является законным, обоснованным и мотивированным, принятым с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих разрешение судом данного вопроса.
Все доводы, на которые ссылается в жалобе адвокат, учитывались судом, являлись предметом изучения и оценки со стороны суда первой инстанции и признаны не состоятельными, и не препятствующими нахождению в изоляции ФИО1
Каких-либо нарушений норм уголовно-процессуального законодательства РФ, а также нарушений прав, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, влекущих отмену обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.9, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Находкинского городского суда Приморского края от 06 мая 2024 года, в отношении ФИО1 – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу адвоката Сикач Л.И. в защиту подозреваемого ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном гл. 47.1 УПК РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение.
Председательствующий: | В.В. Золотова |