Решение по делу № 2а-1527/2020 от 14.08.2020

Дело № 2а-1527/2020

Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-002774-51

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Заволжск Ивановской области 19 августа 2020 г.

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи И. Н. Беляковой

при секретаре Н. Е. Кудряшовой

с участием представителя административного истца территориальной избирательной комиссии Заволжского района Кучмезова М. З.,

административного ответчика кандидата в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва Саргсяна Г. Г., его представителя Зотова С. А.,

помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Т. В. Полетаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области административное исковое заявление территориальной избирательной комиссии Заволжского района к кандидату в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва Саргсяну Геворгу Гагиковичу об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата,

установил:

территориальная избирательная комиссия Заволжского района (далее – ТИК Заволжского района, ТИК) обратилась в суд с административным исковым заявлением к кандидату в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва Саргсяну Г. Г., в котором просила признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Заволжского района от 5 августа 2020 г. № 85/596 о регистрации кандидата Саргсяна Геворга Гагиковича, выдвинутого по многомандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва путём самовыдвижения, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование иска указано, что вышеуказанным решением ТИК Саргсян Г. С. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва по многомандатному избирательному округу № 4, выдвинутым в порядке самовыдвижения. Однако впоследствии было установлено, что на момент принятия названного решения имелось основание для отказа в регистрации кандидата, предусмотренное подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом 7 пункта 9 статьи 22 Закона Ивановской области от 26 ноября 2009 г. N 130-ОЗ "О муниципальных выборах", а именно недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, обусловленное тем, что фамилия, имя и отчество некоторых избирателей внесены в подписной лист не собственноручно этими избирателями, что влечёт недействительность подписей этих избирателей.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям. Полагал, что ошибка, допущенная территориальной избирательной комиссией при принятии обжалуемого решения, должна быть устранена путём отмены судом указанного решения в целях обеспечения легитимности и законности избирательного процесса. Указал на то, что даже в случае выявления недостатков в оформлении подписных листов ещё до вынесения обжалуемого решения ТИК у административного ответчика не было возможности исправить эти недостатки, так как внесение изменений в подписные листы не допускается, а выявленное нарушение в оформлении подписных листов является безусловным основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Административный ответчик кандидат в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва Саргсян Г. Г., а также его представитель Зотов С. А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Административный ответчик Саргсян Г. Г. объяснил, что информацию о том, как заполнять подписные листы, он узнал, обратившись в ТИК Заволжского района, где ему разъяснили, что фамилия, имя и отчество избирателя в подписном листе должны быть написаны вручную и сделать это может сам кандидат. Указаний на то, что эти записи должен внести лично избиратель, он не получал, таким образом члены ТИК ввели его в заблуждение относительно требований к оформлению подписных листов. Кроме того, ему известно, что ещё у 14 кандидатов в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва, в отношении которых ТИК ранее приняла решения об их регистрации в качестве кандидатов, подписные листы оформлены с такими же нарушениями, однако решения о регистрации этих кандидатов ТИК не обжалует, что свидетельствует о действиях, направленных на устранение неугодных кандидатов из избирательного процесса. Не оспаривал, что в подписных листах, представленных им в ТИК, фамилии, имена и отчества некоторых избирателей указаны не самими избирателями, поэтому, ознакомившись с действующим законодательством, он понимает, что это влечёт недействительность подписей таких избирателей.

Ивановская областная избирательная комиссия, проинформированная судом о принятии административного искового заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Заволжского района в порядке части 1 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), направила в суд письменный отзыв на указанное административное исковое заявление, в котором высказала мнение о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из факта принятия обжалуемого решения ТИК в нарушение требований федерального законодательства.

Принимая во внимание мнение сторон, их представителей, заключение прокурора, полагавшего заявленный административный иск подлежащим удовлетворению, допросив эксперта, исследовав и оценив письменные материалы, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67- ФЗ).

Гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в муниципальных выборах в Ивановской области, а также порядок подготовки и проведения указанных выборов определяются Законом Ивановской области от 26 ноября 2009 г. N 130-ОЗ "О муниципальных выборах" (далее - Закон Ивановской области N 130-ОЗ).

Право избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата предусмотрено в части 10 статьи 239 КАС РФ.

Постановлением Избирательной комиссии Ивановской области от 12 декабря 2017 г. N 72/407-6 полномочия избирательной комиссии Заволжского городского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Заволжского района.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 24 июня 2020 г. № 15 выборы депутатов Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва назначены на 13 сентября 2020 г. (л. д. 10).

Образцы заполнения подписного листа на выборах депутатов Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва по многомандатным избирательным округам №№ 1-4 в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования и номера избирательного округа, утверждены решением ТИК Заволжского района от 29 июня 2020 г. № 78/529 (л. д. 11-15).

В силу требований пункта 2 статьи 18 Закона Ивановской области N 130-ОЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в пунктах 3 - 4, 6 - 7 статьи 35.1 Федерального закона.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, пункту 9 статьи 18 Закона Ивановской области № 130-ОЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату её внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату её внесения избиратель ставит собственноручно.

29 июля 2020 г. Саргсян Г. Г. обратился в ТИК Заволжского района с заявлением о своём согласии баллотироваться путём самовыдвижения по многомандатному избирательному округу № 4 на должность депутата Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва (л. д. 18-20).

В качестве оснований для своей регистрации 3 августа 2020 г. Саргсян Г. Г. представил в ТИК следующие документы: одну папку, содержащую три подписных листа, в которых заявлено 14 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, а также протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе (л. д. 21-23, 24).

По итогам проверки представленных кандидатом Саргсяном Г. Г. подписных листов рабочая группа ТИК не усмотрела оснований для признания представленных подписей недействительными, что нашло отражение в итоговом протоколе от 3 августа 2020 г. (л. д. 25).

Решением ТИК Заволжского района от 5 августа 2020 г. № 85/596 Саргсян Г. Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва по многомандатному избирательному округу № 4, выдвинутым в порядке самовыдвижения (л. д. 26).

Между тем, при принятии указанного решения территориальной избирательной комиссией Заволжского района не учтено то обстоятельство, что, в силу требований подпункта «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 10 пункта 10 статьи 21 Закона Ивановской области № 130-ОЗ, недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесённых в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно.

Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

В материалы дела представлена справка об исследовании № 1/516 от 13 августа 2020 г., из которой следует, что в подписных листах кандидата Саргсяна Г. Г. рукописные записи в графе «Фамилия, имя, отчество» в строках 4, 5 на листе 1 выполнены одним лицом, в строках 1-5 на листе 2 выполнены одним лицом, в строках 2-4 на листе 3 выполнены одним лицом (л. д. 27).

В судебном заседании начальник отдела экспертно-криминалистического центра Управления МВД России по Ивановской области ФИО6, подписавший вышеуказанную справку об исследовании, будучи предупреждённым судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, подтвердил выводы, изложенные им в названной справке, и объяснил, что данное исследование он проводил, руководствуясь Методикой по проведению почерковедческих экспертиз в части исследования кратких записей и текстов малого и среднего объёмов, утверждённой МВД России. При изучении общих и частных признаков подчерков и их совокупности он установил, что их совокупность достаточна для сделанных им выводов. При этом исследование было диагностическим, а не идентификационным, то есть не устанавливалось конкретное лицо, выполнившее запись, а делался вывод о том, одним или разными лицами выполнена эта запись. Предоставленных материалов было достаточно для категоричного вывода. Ведомственные приказы, которыми он руководствуется в своей работе, предусматривают составление по итогам проведённого исследования заключения эксперта или справки об исследовании. Однако методика и объём исследований и в том, и в другом случае одинаковы, разница лишь в том, что в заключение эксперта вносится ещё исследовательская часть и фототаблицы, на изготовление которых требуется дополнительное время.

В подтверждение полномочий на проведение вышеуказанных исследований экспертом ФИО6 представлены свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе почерковедческих, а также распоряжение начальника УМВД РФ по Ивановской области от 9 июля 2020 г. № 23-2993-р, согласно которому он (Дерков) включён в состав рабочей группы при Избирательной комиссии Ивановской области по приёму и проверке документов (бюллетеней).

Исходя из представленных экспертом документов и данных объяснений, у суда отсутствуют основания не доверять выводам, изложенным в справке об исследовании № 1/516 от 13 августа 2020 г. Кроме того, никем из участников судебного разбирательства эти выводы не оспаривались.

С учётом изложенного суд соглашается с доводом, приведённым в административном исковом заявлении, о том, что недействительными должны быть признаны одна из подписей избирателей на подписном листе № 1, четыре подписи на листе № 2 и две подписи на листе № 3, а всего семь подписей. Следовательно, из 14 представленных подписей избирателей только 7 могут быть признаны достоверными, что указывает на недостаточное количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата Саргсяна Г. Г.

Так, согласно решению ТИК от 29 июля 2020 г. № 82/547, принятому в соответствии со статьёй 18 Закона Ивановской области N 130-ОЗ, количество подписей избирателей, представляемых кандидатами в свою поддержку, необходимое для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва по каждому из четырёх многомандатных избирательных округов, составляет 10 подписей, при этом максимальное количество представляемых в избирательную комиссию подписей избирателей составляет 14 подписей (л. д. 16-17).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что оспариваемое решение ТИК Заволжского района было принято в нарушение требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.

На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

С учётом изложенного, а также того обстоятельства, что как федеральное, так и муниципальное законодательство предъявляют особые требования к деятельности лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, имеющей существенное значение при выдвижении кандидатов, заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

Довод административного ответчика о том, что члены ТИК ввели его в заблуждение относительно требований к оформлению подписных листов, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ответственность за достоверность предоставляемых в избирательные комиссии подписей избирателей действующим законодательством возложена на лиц, предоставляющих подписные листы, содержащие эти подписи.

Мнение административного ответчика и его представителя о том, что действия членов ТИК направлены на устранение административного ответчика, как неугодного кандидата, из избирательного процесса, субъективно и не подтверждено допустимыми доказательствами, при том, что представитель административного истца в судебном заседании исключил такую возможность.

Суд отмечает, что наличие нарушений, допущенных другими кандидатами в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва, не является юридически значимым обстоятельством по данному делу, поэтому не было предметом проверки судом, так как нарушения, допущенные при оформлении подписных листов самим кандидатом Саргсяном Г. Г., являются достаточным основанием для признания незаконным решения ТИК, вынесенного без учёта указанных нарушений.

Согласно части 2 статьи 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определённой категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Необходимость обращения решения суда по данному делу к немедленному исполнению мотивирована административным истцом тем, что замедление исполнения судебного решения может нанести значительный ущерб как публичным, так и частным интересам, так как до проведения выборов осталось непродолжительное время и необходимо печатать бюллетени, а их печать без учёта решения суда будет означать необходимость принятия экстренных мер (вычёркивание выбывшего кандидата, печать нового тиража бюллетеней) после вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание указанный довод представителя административного истца, то обстоятельство, что часть 6 статьи 244 КАС РФ не содержит прямого запрета на немедленное исполнение решений суда по искам о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, суд считает необходимым обратить решение по данному делу к немедленному исполнению.

На основании Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Ивановской области от 26 ноября 2009 г. N 130-ОЗ "О муниципальных выборах", руководствуясь ст.ст. 188, 239, 244 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление территориальной избирательной комиссии Заволжского района к кандидату в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва Саргсяну Геворгу Гагиковичу об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Заволжского района от 5 августа 2020 г. № 85/596 о регистрации кандидата Саргсяна Геворга Гагиковича, выдвинутого по многомандатному избирательному округу № 4 на выборах депутатов Совета Заволжского городского поселения четвёртого созыва путём самовыдвижения.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья И. Н. Белякова

2а-1527/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальная избирательная комиссия Заволжского района
прокурор Заволжского района
Ответчики
Кандидат в депутаты Совета Заволжского городского поселения четвертого созыва Саргсян Геворг Гагикович
Другие
Избирательная комиссия Ивановской области
Зотов Сергей Александрович
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Белякова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Дело оформлено
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее