Решение по делу № 33-4258/2019 от 23.09.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ

Судья Брянская О.Е.

Дело № 33-4258/2019             поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2019 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Базарова В.Н., Дампиловой Ц.В., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Сарыг-Лама И.А. к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам, обязании произвести финансирование расходов, по апелляционной жалобе представителя ответчика представителя ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыковой А.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 июля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить Сарыг-Лама И.А. задолженность по социальным выплатам <...>: компенсацию за канцелярские товары в сумме 2993,54 руб., за <...> год: компенсацию питания в сумме 47335,62руб., компенсацию за одежду в сумме 35230,97руб., за <...> год: компенсацию питания в сумме 7060,13руб., компенсацию за одежду в сумме 27025,66руб., за <...> года: компенсацию за одежду в сумме 36461,08 руб., всего 156107 руб.

Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» по оплате Сарыг-Лама И.А. задолженности по выплатам <...>: компенсацию за канцелярские товары в сумме 2993,54 руб., за <...> год: компенсацию питания в сумме 47335,62руб., компенсацию за одежду в сумме 35230,97руб., за <...> год: компенсацию питания в сумме 7060,13руб., компенсацию за одежду в сумме 27025,66руб., за <...> года: компенсацию за одежду в сумме 36461,08 руб., всего 156107 руб.

Взыскать с ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» госпошлину в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 4322,14руб.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Осипову А.М., представителя ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» Аюржанаеву Д.Д., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском в интересах Саргы-Лама И.А., прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ просил обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить Сарыг-Лама И.А. задолженность по социальным выплатам <...>: компенсацию за канцелярские товары - 2993,54 руб., за <...> год: компенсацию питания - 47335,62руб., за одежду - 35230,97руб., за <...> год: компенсацию питания - 7060,13руб., за одежду - 27025,66руб., за январь-май <...> года: компенсацию за одежду - 36461,08 руб., и обязать Министерство сельского хозяйства РФ произвести финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» (далее – ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова»).

Требования мотивированы следующим. Сарыг-Лама И.А., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачислена на обучение в ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» на полное государственное обеспечение с выплатами социальной стипендии, компенсацией за питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря. По состоянию <...>. ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» имеет задолженность перед Сарыг-Лама И.А. по социальным выплатам, которая образовалась вследствие недостатка финансирования Министерства сельского хозяйства РФ, в ведении которого находится ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Черниговская О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что задолженность на момент рассмотрения дела не погашена.

Истец Сарыг-Лама, извещенная о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» Аюржанаева Д.Д. исковые требования не признала, пояснив, что выплаты в полном объеме не производятся в связи с отсутствием финансирования.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыкова А.Н., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указывая, что Минсельхоз является ненадлежащим ответчиком, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных организациях, являются расходными обязательствами РФ, выделяемые бюджетные ассигнования в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» ниже потребности подведомственных учебных заведений, считая надлежащими ответчиками Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство финансов РФ.

Представитель Министерства труда и социальной защиты РФ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором полагает, что недостаточность финансирования ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» не может являться правовым основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поданного в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Министерства финансов РФ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Районным судом исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыкова А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учебных заведениях, выделяются федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296), которая включает ряд подпрограмм, в частности, Подпрограмму № 3 «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», целями которой является, в том числе повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственным исполнителем Подпрограммы № 3 является Министерство труда и социальной защиты РФ, ресурсное обеспечение реализации указанной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, при этом бюджетные ассигнования ограничены объемом. Минсельхоз РФ ежегодно на запросы Минтруда РФ направляет информацию о потребности подведомственных Министерству образовательных учреждений в полном объеме. Кроме того, Министерство неоднократно направляло обращения в различные органы власти, в том числе в Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ, Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ с просьбой о дополнительном выделении бюджетных ассигнований федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, обучающихся по очной форме обучения в учебных заведениях, подведомственных Министерству. Однако Минсельхозу России выделяются бюджетные ассигнования в недостаточном объеме. Таким образом, Министерство в полном объеме исполняет свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова», также принимает все зависящие меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели, что подтверждается материалами дела. Однако судом при принятии решения данные обстоятельства не исследованы, им не дана соответствующая оценка. Обращает внимание, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, исключительно в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Законодательно не установлена возможность осуществления возложенных на Минсельхоз России функций сверх утвержденных лимитов. Исполнение обязательств Минсельхоза России напрямую зависит от объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год и плановый период, выделенных Министерству для направления в подведомственные образовательные учреждения. Ежегодно Минсельхоз России направлял в Минфин России, Минтруд России свои предложения о выделении средств федерального бюджета на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в высших учебных заведениях, подведомственных Минсельхозу России. Кроме этого, Минсельхоз России не может влиять на утверждение лимитов бюджетных обязательств на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, возложенная судом обязанность является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Минсельхоза России, выходит за пределы компетенции.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ Доржиев А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» Аюржанаева Д.Д. доводы жалобы поддержала.

Прокурор Осипова А.М. против доводов апелляционной жалобы возражала, считая решение суда законным и обоснованным.

Истец Сарыг-Лама И.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации,надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

На основании ст.ст.327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законом социальные выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учебном заведении, подлежат взысканию с ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова», а ответчик Министерство сельского хозяйства РФ, как главный распорядитель бюджетных средств, обязан обеспечить финансирование указанных расходов. При этом суд указал, что отсутствие надлежащего финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Сарыг-Лама И.А.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу п. 3 ст. 6 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Согласно статье 1 указанного Закона под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В настоящее время Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" утратил силу, действует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором положения Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сохранены.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Сарыг-Лама И.А., <...> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом №<...> от <...> Сарыг-Лама И.А. зачислена в число студентов <...> курса очной формы обучения факультета <...> <...>.

Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», утвержденному 14.01.2013 г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в Академии в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении Академии, в том числе, предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10% в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.

Однако, как установлено судом, ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» в полном объеме причитающиеся выплаты в отношении Сарыг-Лама И.А. не производит. Так, задолженность по социальным выплатам перед Сарыг-Лама И.А. составляет - <...> год: компенсация за канцелярские товары - 2993,54 руб., за <...> год: компенсация питания - 47335,62руб., за одежду - 35230,97руб., за <...> год: компенсация питания - 7060,13руб., за одежду - 27025,66руб., за <...> года: компенсация за одежду - 36461,08 руб.

Как видно из материалов дела, ответчики не оспаривают наличие задолженности по социальным выплатам перед Сарыг-Лама И.А. в указанном размере, ссылаясь лишь на отсутствие надлежащего финансирования. Однако данный факт не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Сарыг-Лама И.А.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства РФ - ненадлежащий ответчик по данному делу, подлежат отклонению.

В соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.» является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Минсельхоза России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.

Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. №450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Из изложенного следует, что именно Министерству сельского хозяйства России, как главному распорядителю бюджетных средств, выделяются средства, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона №159-ФЗ.

Само по себе недофинансирование не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнения социальных гарантий, предусмотренных нормами федеральных законов в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится. Все доводы сторон получили верную оценку суда с приведением соответствующих мотивов.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4258/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Железнодорожного района
Сарыг-Лама Инна Аясовна
Ответчики
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВО "БГСХА"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
25.09.2019Передача дела судье
16.10.2019Судебное заседание
05.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2019Передано в экспедицию
16.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее