Дело № 2-306/2019
75RS0016-01-2019-000430-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Могоча 23 августа 2019 г.Судья Могочинского районного суда Забайкальского края Жгенти Л.А.,
при секретаре Кизимовой Е.В.,
с участием представителя истца администрации городского поселения «Могочинское» Ивановой В.А.,
представителя ответчика Денисенко М.В. - Асламовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению городского поселения «Могочинское» к Денисенко Марии Владимировне о признании недействительными результатов кадастровых работ, отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
установил:
представитель администрации городского поселения «Могочинское» обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что ответчиком Денисенко М.В. незаконно произведена регистрация права собственности на объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, со степенью готовности 25%. Согласно заключению эксперта, представленное на исследование строение выполнено с отступлением от проектной документации, выполненный из железобетонных блоков и стеновых панелей фундамент на отм. 3.100 не закончен. Строение не является объектом недвижимости и не является объектом незавершенного строительства. Полагал, что регистрация права на объект незавершенного строительства осуществлена в нарушение закона, поскольку объект строительства отсутствует. Просил признать недействительными результаты кадастровых работ, отраженные в форме технического плана объекта незавершенного строительства, признать отсутствующим право собственности Денисенко М.В. на объект, расположенный по адресу: <адрес> исключить запись от 29.03.2018 об объекте, расположенном по адресу: <адрес> из Единого государственного реестра недвижимости.
В судебном заседании представитель истца администрации городского поселения «Могочинское» Иванова В.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Денисенко М.В. - Асламова С.В. иск не признала, так как действия по регистрации права на объект незавершенного строительства закону не противоречат, осуществлены им в связи с истечением срока аренды земельного участка, кроме того, решением Центрального районного суда г. Читы отказано в удовлетворении административного иска администрации городского поселения «Могочинское» к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконной регистрации объекта незавершенного строительства, понуждении исключить запись из реестра.
Третье лицо кадастровый инженер Федорова Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена, в письменном отзыве выразила несогласие с исковыми требованиями, указав, что кадастровые работы проведены на основании Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости», а именно ст. 14, 40. На момент проведения кадастровых работ имелся действующий договор аренды земельного участка, распорядительный акт местных властей о выделении земли под застройку, в связи с чем были законные основания для проведения кадастровых работ. Технический план на объект незавершенного строительства осуществляется по правилам, зафиксированным в Приказе Минэкономразвития №953, с учетом общих требований к форме и содержанию технического плана, закрепленного в ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ. После фактического обследования, инженер должен указать в техническом плане степень готовности объекта незавершенного строительства в соответствии с методикой, регламентированной вышеуказанным приказом № 953. Для признания результата кадастровых работ, отраженных в форме технического плана недействительными, необходимо доказать какие сведения в нем не соответствуют действительности. Таких доказательств истцом не представлено. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю произведена регистрация, нарушений не выявлено. В удовлетворении требований просила отказать.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю своего представителя не направили, в письменном пояснении указали, что исковое заявление не содержит идентифицирующих признаков объекта: вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта, неверно заявлено требование исключить запись, поскольку законодательством не предусмотрено такого способа защиты права, надлежащим требованием является «снять с кадастрового государственного учета». Принятие решения оставили на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Судом установлено, что 15.06.2012 г. между администрацией муниципального района «Могочинский район» и Денисенко М.В. заключен договор аренды земельного участка площадью 70 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Забайкальский край Могочинский район г. Могоча ул. Клубная, 4В, предоставленного Денисенко М.В. для коммерческой деятельности, сроком по 13.06.2017г.
Также, 18.02.2013 между администрацией муниципального района «Могочинский район» и Денисенко М.В. заключен договор аренды земельного участка площадью 250 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Денисенко М.В. для строительства магазина, сроком по 18.02.2018г.
Разрешение на строительство магазина общей площадью 838,96 кв.м, по адресу: <адрес>, выдано администрацией городского поселения «Могочинское» сроком действия до 13.06.2018 г.
15.03.2018 кадастровым инженером Федоровой Т.И. по заданию Денисенко М.В. на основании представленной заказчиком проектной документации изготовлен технический план объекта незавершенного строительства на арендуемом участке. В п. 8 технического плана определена степень готовности объекта - 25%.
29.03.2018 объект незавершенного строительства на основании представленного технического плана с готовностью 25% поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
29.03.2018 Управлением Росреестра по Забайкальскому краю зарегистрировано право собственности Денисенко М.В. на указанный объект незавершенного строительства и в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем внесена регистрационная запись №
Прокурорской проверкой установлено, что на объекте строительства, по адресу: <адрес>, принадлежащем ИП Денисенко М.В. при осуществлении строительства допущены нарушения федерального законодательства, внесено представление об их устранении. Из представления следует, что фундамент выполнен с отступлением от проектной документации, не выдержана вертикальность опалубочных работ, монолитных колонн, имеются вертикальные и горизонтальные отклонения наружных осей.
Из представленного в материалы дела заключения эксперта №671/18 от 29.06.2018 г. следует, что обследуемое строение представляет собой установленные по периметру железобетонные блоки различных размеров и стеновых панелей. Основанием блоков служит монолитная железобетонная лента, по центру установлены три монолитных железобетонных столба. Представленное на исследование строение выполнено с отступлением от проектной документации. Выполненный на отм. 3.100 фундамент не закончен, что позволяет сделать вывод, что исследуемое строение не является незавершенным объектом строительства.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 12.12.2018 г. отказано в удовлетворении административного иска администрации городского поселения «Могочинское» к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконной регистрации объекта незавершенного строительства, понуждении исключить запись из реестра.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (ч. 12 ст. 24 Закона).
Согласно ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 31.12.2017) до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Из вышеприведенных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что подготовка технического плана является обязательной для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства.
Оспариваемый технический план отвечает Требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений"), составлен уполномоченным лицом в пределах его компетенции и сам по себе не нарушает прав истцов. Сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства определена кадастровым инженером по формуле в соответствии с готовностью входящих в состав многоквартирного дома конструктивных элементов.
Указанные сведения истцом не опровергнуты.
Доводы о несоответствии действительности определенной кадастровым инженером степени готовности объекта незавершенного строительства не подтверждены объективными доказательствами либо иным расчетом со ссылкой на действующую нормативную документацию. Не содержит таких указаний и заключение эксперта, представленное в материалы дела.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого технического плана недействительным.
Также не имеется и правовых оснований и для удовлетворения исковых требований о признании отсутствующим права собственности и исключении записи о его государственной регистрации за Денисенко М.В. на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, произведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований городского поселения «Могочинское» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Жгенти
В окончательной форме решение изготовлено 18 сентября 2019 г.