Дело №2-5149/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2018 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.
с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.
при секретаре судебного заседания Авакян А. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах Муниципального образования «Город Таганрог» и неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога и Шевченко В.В. о признании незаконным разрешения на строительство объекта, признание объектов незавершенного строительства самовольными постройками и обязании их сноса, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таганрога в интересах Муниципального образования «Город Таганрог» и неопределенного круга лиц обратился в Таганрогский городской суд с иском к Администрации г. Таганрога и Шевченко В.В. о признании незаконным разрешения на строительство объекта, признание объектов незавершенного строительства самовольными постройками и обязании их сноса.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Таганрога, по поступившему обращению Пономарева А.В., в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения требований градостроительного, земельного законодательства при выдаче разрешений на строительство и возведении объектов капитального строительства по адресу: <адрес>, в результате которой установлено следующее.
В соответствии с договором аренды находящего в государственной собственности земельного участка от 25.05.2012 года № заключенным между КУИ г. Таганрога и Шевченко В.В., последнему в аренду предоставлен земельный участок, площадью 5232 кв.м., кадастровый № расположенный по адресу: <адрес> для строительства гаражей-стоянок.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.02.2012 года земельный участок, площадью 5231 кв.м., кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для строительства гаражей-стоянок.
Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города 20.03.2017 года выданы Шевченко В.В. два разрешения на строительство: № гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., № от 20.03.2017 года гаражей-стоянок, (VI этап строительства), проектной площадью 1053,37 кв.м., на земельном участке по адресу: <адрес> сроком действия каждого до 20.09.2018 года.
Согласно Публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет, Карты (плану) охранной зоны линии электропередачи ВЛ-110 кВ, Т10-Т11; ВЛ 110 кВ Т15-Т10 с отпайками на Т24, Т26, Т27, и ВЛ 110 кВ Т25-Т11 в городе Таганроге, предоставленный Шевченко В.В. земельный участок, на котором осуществляется строительство гаражей-стоянок (V этап строительства), находятся в пределах охранной зоны воздушной линии номинальным напряжением 110 кВ.
Согласно предоставленной производственным отделением «Юго-Западные электрические сети» филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания юга»-«Ростовэнерго» информация об охранных зонах ВЛ 110кВ внесены в государственный кадастр недвижимости 30.12.2015 (15-Исх/09645). Согласование строительства гаражей-стоянок в указанной охранной зоне ПО ЮЗЭС не производилось.
Распоряжением администрации г. Таганрога от 15.07.2013 года № утверждено «Положение о Комитете по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога» (Положение).
20.03.2017 года Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога Шевченко В.В. выданы разрешения на строительство № и № гаражей-стоянок, проектной площадью 607,39 кв.м. и 1053,37 кв.м. соответственно.
Поскольку на момент обращения Шевченко В.В. с заявлениями о выдаче указанных разрешений существовал запрет на строительство гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000, предусмотренный подп. «б» п. 9 Правил № 160, истец считает, что администрация г. Таганрога не имела правовых оснований для выдачи Шевченко В.В. разрешений на строительство.
Истец считает, что обращение Шевченко В.В. за получением разрешения на строительство, при наличии прямого запрета на строительство федеральным законодательством, направлено на легализацию данной постройки в обход установленной законом процедуры возведения объектов капитального строительства.
В рамках рассмотрения обращения Пономарева А.В. по вопросу незаконного строительства, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> прокуратурой города совместно со специалистами КАиГ Администрации г. Таганрога и кадастровым инженером осуществлен визуальный осмотр объектов строительства, установлено, что объекты строительства гаражи-стоянки (V этап строительства), расположены в охранной зоне воздушной линии электропередачи номинальным напряжением 110 кВ проходящей вдоль <адрес>, расстояние до крайних проводов при неотклоненном их положении составляет от 6 метров 40 сантиметров до 2 метров 20 сантиметров.
Истец считает, что все гаражи-стоянки (V этап строительства), расположенные по адресу: <адрес> расположены в охранной зоне воздушной линии электропередачи, что противоречит положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и требованиям Правил № 160, с превышением установленной (607,39 кв.м.) разрешением на строительства проектной площади, которая составляет 715 кв.м.
Истец считает, что Шевченко В.В. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> фактически осуществляется самовольное строительство в охранной зоне воздушной линии электропередачи номинальным напряжением 110 кВ проходящей вдоль <адрес>, в том числе без согласования строительства с ПО ЮЗЭС филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго».
Истец считает, что вина за совершенное правонарушение в виде осуществления строительства, в отсутствие предусмотренном федеральным законодательством прав и согласования, полностью лежит на Шевченко В.В., так как он фактически самовольно осуществляет строительство капитальных объектов гаражей-стоянок, имеются все основания по возложению на ответчика обязанности по сносу самовольно возведенных объектов капитального строительства за счет его собственных средств.
Ссылаясь на положение п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 48, 49, 51 Градостроительного Кодекса РФ, ст. ст. 40, 42, 263 Земельного Кодекса, ст. 222 ГК РФ истец просит суд признать незаконным с момента выдачи Шевченко В.В. разрешение на строительство № от 20.03.2017 года гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> и прекратить его действие. Признать незаконным с момента выдачи Шевченко В.В. разрешение на строительство № от 20.03.2017 года гаражей-стоянок, (VI этап строительства), проектной площадью 1053,37 кв.м., на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> и прекратить его действие. Признать объекты незавершенного строительства гаражи-стоянки (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., фактической 715 кв.м. находящиеся на земельном участке, площадью 5231 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес> – самовольными постройками. Обязать Шевченко В.В. снести самовольно возведенные объекты незавершенного строительства гаражи-стоянки (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., находящиеся на земельном участке, площадью 5231 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Шевченко В.В. в судебном заседании 13.12.2018 года присутствовал со своим представителем адвокатом Литвиновым Р.И., действующим на основании ордера, которые требования иска не признали, в их удовлетворении просили отказать. После объявления перерыва в судебном заседании Шевченко В.В. не присутствует, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом. Через приемную суда лично от имени ответчика поступило ходатайство об отложении слушания дела по причине болезни.
Ходатайство ответчика судом оставлено без удовлетворения, поскольку доказательств наличия заболевания, невозможности присутствия в судебном заседании ответчика, не представлено. Перерыв в судебном заседании объявлен с 13.12.2018 года на 18.12.2018 года в 16.30 час. по согласованию со сторонами, в том числе, с представителем ответчика Шевченко В.В. адвокатом Литвиновым Р.И., который также в судебное заседание не прибыл, в силу чего, правовых оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания у суда не имелось, суд рассмотрел спор в отсутствие ответчика Шевченко В.В. в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Селезнев М.Л., действующий на основании доверенности, требования иска считал не подлежащими удовлетворению, в их удовлетворении просил отказать.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с договором аренды находящего в государственной собственности земельного участка от 25.05.2012 года № заключенным между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога и Шевченко В.В., последнему в аренду предоставлен земельный участок, площадью 5232 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> для строительства гаражей-стоянок.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 27.02.2012 года земельный участок, площадью 5231 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для строительства гаражей-стоянок.
Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города 20.03.2017 года выдано Шевченко В.В. разрешение на строительство № гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> сроком действия до 20.09.2018 года.
Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города 20.03.2017 года выдано Шевченко В.В. разрешение на строительство № от 20.03.2017 года гаражей-стоянок, (VI этап строительства), проектной площадью 1053,37 кв.м., на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> сроком действия до 20.09.2018 года.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40, ст. 42 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статьи 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (с учетом изменений, внесенных 26.08.2013) утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Правила № 160).
В силу п. 2 Правил № 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно п. 8 Правил № 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Из положений подп. «б» п. 9 Правил № 160 в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт запрещается, в том числе размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (подп. «а» п. 10 Правил № 160).
В силу п. «а» Приложения к Правилам № 160 охранная зона устанавливается для линии напряжением 110 кВ вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящим по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 м.
Согласно доводов истцовой стороны, не оспоренных стороной ответчиков, земельный участок, предоставленный Шевченко В.В. земельный участок, на котором осуществляется строительство гаражей-стоянок (V этап строительства), находятся в пределах охранной зоны воздушной линии номинальным напряжением 110 кВ, что следует из Публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет, Карты (плану) охранной зоны линии электропередачи ВЛ-110 кВ, Т10-Т11; ВЛ 110 кВ Т15-Т10 с отпайками на Т24, Т26, Т27, и ВЛ 110 кВ Т25-Т11 в городе Таганроге.
Согласно предоставленной производственным отделением «Юго-Западные электрические сети» филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания юга»-«Ростовэнерго» информация об охранных зонах ВЛ 110кВ внесены в государственный кадастр недвижимости 30.12.2015 (15-Исх/09645). Согласование строительства гаражей-стоянок в указанной охранной зоне ПО ЮЗЭС не производилось.
В соответствии с п. 6.37 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция), утвержденных постановлением Госстроя ССР 16.05.1989 № 78 наименьшие расстояния до въездов в гаражи и выездов из них следует принимать: от перекрестков магистральных улиц – 50 метров, улиц местного значения 20 метров, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта – 30 метров.
Таким образом, с момента строительства линии электропередач часть земельного участка под линией, равной размеру охранной зоны ЛЭП, получила ограничение (обременение) в виде публичного сервитута.
В силу частей 1 и 2 ст. 51 ГрК РФ, а также положений ст. 3 Федерального закона от 07.04.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 51 Кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Распоряжением администрации г. Таганрога от 15.07.2013 года № утверждено «Положение о Комитете по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога» (Положение).
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2 Положения комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Таганрога (Комитет) является структурным подразделением администрации города Таганрога, уполномоченным обеспечивать реализацию единой муниципальной политики в области градостроительной и архитектурной деятельности в городе Таганроге в пределах полномочий органа местного самоуправления. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Ростовской области, Уставом муниципального образования «Город Таганрог», муниципальными правовыми актами, данным Положением.
В силу п.п. 2.2., 2.3 Положения основными задачами Комитета являются осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований законодательства о градостроительной деятельности. Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц в области градостроительной деятельности.
Пунктом 3.12 Положения предусмотрено, что одной из основных функций Комитета является выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, расположенных на территории муниципального образования «Город Таганрог».
Получению разрешения на строительство, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГК РФ (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Кроме того, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
В нарушение указанных требований законодательства, 20.03.2017 года Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога Шевченко В.В. выданы разрешения на строительство № и № гаражей-стоянок, проектной площадью 607,39 кв.м. и 1053,37 кв.м. соответственно.
Поскольку на момент обращения Шевченко В.В. с заявлениями о выдаче указанных разрешений существовал запрет на строительство гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000, предусмотренный подп. «б» п. 9 Правил № 160, Администрация г. Таганрога не имела правовых оснований для выдачи Шевченко В.В. разрешений на строительство № и №
Довод ответной стороны о том, что необходимые документы для получения разрешений на строительство на спорном земельном участке четырех этапов строительства гаражей-стоянок были представлены Шевченко В.В. в 2012 году, суд отклоняет, поскольку Администрацией г. Таганрога подлежали выдаче разрешения на строительство при наличии проектных документов с согласованием сетевой организацией размещения гаражей-стоянок в охранной зоне ВЛ 110кВ.
Обращение Шевченко В.В. за получением разрешения на строительство, при наличии прямого запрета на строительство федеральным законодательством, направлено на легализацию данной постройки в обход установленной законом процедуры возведения объектов капитального строительства.
В рамках рассмотрения обращения Пономарева А.В. по вопросу незаконного строительства, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> прокуратурой города совместно со специалистами КАиГ администрации г. Таганрога и кадастровым инженером осуществлен визуальный осмотр объектов строительства, установлено, что объекты строительства гаражи-стоянки (V этап строительства), расположены в охранной зоне воздушной линии электропередачи номинальным напряжением 110 кВ проходящей вдоль <адрес>, расстояние до крайних проводов при неотклоненном их положении составляет от 6 метров 40 сантиметров до 2 метров 20 сантиметров.
Все гаражи-стоянки (V этап строительства), расположенные по адресу: <адрес> расположены в охранной зоне воздушной линии электропередачи, что противоречит положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и требованиям Правил № 160.
Также в соответствии с разрешением на строительство № от 20.03.2017 гаражей-стоянок, (V этап строительства), общая проектная площадь строительства составляет 607,39 кв.м., вместе с тем, произведенным обмером возводимого строения, установлено, что возводимое строение имеет площадь 715 квадратных метров.
В рамках рассмотрения спора по ходатайству сторон, в целях всестороннего и объективного рассмотрения спора определением Таганрогского городского суда от 25.10.2018 года назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза ООО «Альфа-Эксперт» с целью установления расположения объектов незавершённого строительства гаражи-стоянки (V этап строительства) в границах земельного участка, площадью 5 231 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>, с учётом проектной документации и схемой планировочной организации земельного участка, а также определения процента застройки на земельном участке и фактическую площадь застройки, соответствия фактического процента застройки и площади застройки данным проектной документации, градостроительному плану земельного участка и разрешению на строительство; соответствия требованиям градостроительных, строительных норм и правил, правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», градостроительному плану земельного участка, проектной и технической документацией, возведённого строения гаражи-стоянки (V этап строительства) расположенного по адресу: <адрес>; в том числе к требованиям, предъявляемым к санитарно-бытовым разрывам, требованиям пожарной безопасности, санитарно-техническим требованиям, с отдельным отражением – попадания указанного объекта в охранную зону высоковольтной линии 110 кВ, которая проходит по данному адресу; соответствия выданного разрешения на строительство № от 20.03.2017 года гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и разрешения на строительство № от 20.03.2017 гаражей-стоянок (VI этап строительства), проектной площадью 1 053, 37 кв.м., на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> нормативно-технической документации представленной застройщиком и возможности с учётом имеющейся проектной и нормативно-технической документации, послужившей основанием к выдаче разрешений на строительство, застройщику приступить строительству гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и гаражей-стоянок (VI этап строительства), проектной площадью 1 053, 37 кв.м., на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> а также создания построенными объектами гаражей-стоянок (V этап строительства) расположенных по адресу: <адрес> и предполагающегося к строительству объекта (с учётом выданного разрешения на строительство) гаражей-стоянок (VI этап строительства) расположенного по адресу: <адрес> угрозы жизни и здоровью граждан, неопределённому кругу лиц.
По результатам исследования эксперты ООО «Альфа-Эксперт» пришли к выводу, что фактически объект незавершенный строительством – гаражи-стоянки (V этап строительства) находится за пределами юридических границ части земельного участка под учетным номером 1, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый № а, следовательно, и за пределами юридических границ земельного участка, площадью 5 231 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес> <адрес>. Фактически тыльная стена строения 1 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>) располагается за пределами юридической границы части земельного участка под учетным номером 1, площадью 1017кв.м., расположенной по адресу: <адрес> кадастровый № на расстоянии: 0,14м в точке 35 (правый тыльный угол строения 1 (условно названо) (фасад со стороны <адрес> 0,22м в точке 34 (левый тыльный угол строения 1 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>)). Фактически тыльная стена строения 2 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>) располагается за пределами юридической границы части земельного участка под учетным номером 1, площадью 1017кв.м., расположенной по адресу: <адрес> кадастровый № на расстоянии: 0,23м в точке 39 (правый тыльный угол строения 2 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>)); 0,29м от точки 1 юридической границы до внешней грани тыльной стены строения 2 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>). Фактически левая стена строения 2 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>) располагается за пределами юридической границы части земельного участка под учетным номером 1, площадью 1017кв.м., расположенной по адресу: <адрес> кадастровый № на расстоянии: 0,12м в точке 37 (левый фасадный угол строения 2 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>)); 0,39м от точки 1 юридической границы до внешней грани левой стены строения 2 (условно названо) (фасад со стороны <адрес>).
Фактические объемно-планировочные решения объекта капитального строительства не соответствуют разрешению на строительство № от 20.09.2018г. выданного Шевченко В.В. в частности несоответствия строительного объема объекта – гаражи стоянки (V этап строительства), который составил 2770 куб.м., что больше значения указанного в разрешении на строительство (2759,68 куб.м.) на 10,32 куб.м. Фактическая организация земельного участка не соответствует градостроительному плану земельного участка № и проектной документации на строительство гаражей-стоянок (V этап строительства) по адресу: <адрес> поскольку фактически объект незавершенный строительством – гаражи-стоянки (V этап строительства) находится за пределами юридических границ части земельного участка под учетным номером 1, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> кадастровый № а, следовательно, и за пределами границ места допустимого размещения зданий, строений и сооружений, указанного на чертеже градплана, на расстоянии от 0,12м до 0,39м. Фактический процент застройки строениями V-й очереди строительства части земельного участка под учетным номером 1, площадью 1017кв.м., расположенной по адресу: <адрес> кадастровый № составляет с учетом округления до целых – 67%. Фактический процент застройки строениями V-й очереди строительства в отношении всего земельного участка площадью 5231кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый № составляет с учетом округления до целых – 13%. Экспертами сделан вывод о том, что исследуемые гаражи-стоянки (V этап строительства), расположенные по адресу: <адрес> соответствует строительным, градостроительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам по: размещению относительно поясов санитарно-защитных и охранных зон рек, водоемов и водозаборов; наличию нормируемых санитарных разрывов от проезда автотранспорта из гаражей-стоянок (V этап строительства) до нормируемых объектов (территории учебных и лечебных учреждений, территорий для отдыха, игр детей и занятия спортом, жилых домов); противопожарным расстояниям от исследуемых гаражей-стоянок (V этап строительства) до ближайшего здания; наличию выездов из каждого бокса непосредственно наружу; применению материалов препятствующих распространению огня; габаритам машино-мест, и обеспечению минимально допустимых зазоров безопасности; обеспечению подъезда пожарной техники к строениям; отсутствию признаков деформаций каменной кладки конструкций стен и фундаментов и обеспечению механической безопасности; размещению в пешей доступности от жилых строений; размещению относительно перекрестков магистральных улиц и остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта; виду разрешенного использования.
Согласно «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160) охранная зона высоковольтной воздушной линии электропередачи устанавливается по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для ВЛ 110кВ на расстоянии 20м.
При проведении судебного экспертного осмотра были определены координаты точек линий прокладки кабелей в месте их крепления к опорам, в результате графического построения линий прокладки кабеля, а также границ охранной зоны высоковольтной линии экспертами было установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> полностью располагается в границах охранной зоны высоковольтной линии 110кВ.
По результатам исследования, экспертами сделан вывод о том, что объект незавершенный строительством гаражи-стоянки (V этап строительства) по адресу: <адрес> полностью размещен в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства мощностью 110 кВ. В данных охранных зонах размещение гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов – запрещено. Таким образом, размещение объекта незавершенного строительством - гаражи-стоянки (V этап строительства) по адресу: <адрес> нарушает требования п. 9.п.п.б. Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160).
Установить соответствие выданного разрешения на строительство № 20.03.2017 гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> сведениям, содержащимся в проектной документации на строительство гаражей-стоянок (V этап строительства) по адресу: <адрес> (Раздел 2 шифр: 15-131-ПЗУ и Раздел 6 шифр:15-131-ПОС) в части определения общей площади строения, строительного объема, количества этажей, площади застройки и иных технико-экономических показателей, экспертам не представляется возможным ввиду отсутствия информации о привязке осевых линий к местоположению конструкций наружных стен строений, а также отсутствия сведений о технико-экономических показателях объекта в проектной документации, имеющейся в материалах гражданского дела.
Согласно выводам эксперта, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, отраженные в разрешении на строительство № от 20.03.2017 не соответствуют показателям отраженным на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130). по следующим параметрам. Объемно планировочные решения объекта капитального строительства: общая площадь, отраженная в разрешении на строительство № от 20.03.2017 составляет 607,39 кв.м., что на 69,19 кв.м. больше значения, указанного на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035, равного 538,2 кв.м.; площадь застройки, отраженная в разрешении на строительство № от 20.03.2017 составляет 689,92 кв.м., что на 88,44 кв.м. больше значения, указанного на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035, равного 601,51 кв.м.; строительный объем, отраженный в разрешении на строительство № от 20.03.2017 составляет 2759,68 куб.м., что на 1360,36 куб.м. больше значения, указанного на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130), равного 1399,32 куб.м.; количество боксов (машино-мест), отраженных на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130) составляет 23 места, что на 6 боксов (машино-мест) больше значения, указанного в разрешении на строительство № от 20.03.2017, равного 17 боксов (машино-мест).
Этажность объекта, отраженная в разрешении на строительство № от 20.03.2017 соответствует этажности указанной Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035.
Установить соответствие выданного разрешения на строительство № от 20.03.2017 гаражей-стоянок (VI этап строительства), проектной площадью 1 053,37 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> сведениям, содержащимся в нормативно-технической документации представленной застройщиком (проектной документации на строительство гаражей-стоянок (VI этап строительства) по адресу: <адрес> в части определения общей площади строения, строительного объема, количества этажей, площади застройки и иных технико-экономических показателей, экспертами не представилось возможным, ввиду отсутствия информации о привязке осевых линий к местоположению конструкций наружных стен строений, а также отсутствия сведений о технико-экономических показателях объекта в проектной документации, имеющейся в материалах гражданского дела.
Объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, отраженные в разрешении на строительство № от 20.03.2017г не соответствуют показателям отраженным на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 по следующим параметрам. Объемно планировочные решения объекта капитального строительства: общая площадь, отраженная в разрешении на строительство № от 20.03.2017 составляет 1053,37 кв.м., что на 93,23 кв.м. меньше значения, указанного на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130), равного 1146,6 кв.м.; площадь застройки, отраженная в разрешении на строительство № от 20.03.2017 составляет 1203,95 кв.м., что на 96,77 кв.м. меньше значения, указанного на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130), равного 1300,72 кв.м.; строительный объем, отраженный в разрешении на строительство № от 20.03.2017 составляет 3693,90 куб.м., что на 311,13 куб.м. больше значения, указанного на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130), равного 3381,87 куб.м.; количество боксов (машино-мест), отраженных на Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130) составляет 49 мест, что на 4 бокса (машино-места) больше значения, указанного в разрешении на строительство № от 20.03.2017, равного 45 боксов (машино-мест).
Этажность объекта, отраженная в разрешении на строительство № от 20.03.2017 соответствует этажности указанной Схеме планировочной организации земельного участка М 1:500 шифр:12-035 (л.д. 130)
Экспертами установлено, что в материалах гражданского дела отсутствует необходимая для выдачи разрешения на строительство документация, а именно: пояснительная записка; архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Проектная документация, имеющаяся в материалах гражданского дела является неполной.
В результате анализа проектной документации, послужившей основанием для выдачи Шевченко В.В. разрешений на строительство гаражей-стоянок, а также натурного обследования, эксперты пришли к выводу, что с учетом имеющейся проектной и нормативно-технической документации, послужившей основанием к выдаче разрешений на строительство, застройщику нельзя приступать к строительству гаражей – стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и гаражей – стоянок, (VI этап строительства), проектной площадью 1 053,37 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> поскольку в данных охранных зонах размещение гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов – запрещено.
Дополнительно эксперты пояснили, что при выдаче застройщику градостроительного плана № утвержденного распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству г. Таганрога № от 02.11.2015г. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> администрацией города была отражена охранная зона ЛЭП, однако не было учтено, требование нормативно-технической документации рассмотренной выше о недопустимости размещения гаражей – стоянок в данной охранной зоне.
Состояние основных несущих и ограждающих строительных конструкций гаражей-стоянок (V этап строительства), расположенных по адресу: <адрес> характеризуется как нормальное, работоспособное и соответствуют требованиям механической безопасности статьи №7 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Несущая способность достаточна. Эксплуатация конструкций возможна.
Эксперты пришли к выводу, что эксплуатация гаражей-стоянок (V этап строительства) расположенных по адресу: <адрес> в состоянии на дату проведения судебного осмотра возможна, отсутствует опасность его внезапного разрушения, несущая способность конструкций, обеспечивается. Техническое состояние гаражей-стоянок (V этап строительства) в состоянии на дату проведения судебного осмотра, ввиду отсутствия признаков, свидетельствующих о возможной опасности обрушения строительных конструкций и внезапной потери их устойчивости не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, неопределенному кругу лиц.
Эксперты отметили, что в случае наступления чрезвычайной ситуации (ЧС) заключающейся в обрыве проводов высоковольтной линии, ввиду их близкого расположения (при не отклоненном положении проводов) на расстоянии равном 2,0м (минимальное расстояние в проекции на плоскость земли) от здания гаражей стоянок (V этап строительства), существует опасность поражения пользователей гаражей-стоянок электрическим током.
Предполагающийся к строительству объект (с учетом выданного разрешения на строительство) гаражи-стоянки (VI этап строительства) расположенный по адресу: <адрес> угрозу жизни и здоровью граждан, неопределенному кругу лиц не представляет, так как работы по строительству объекта (в том числе подготовительные: ограждение территории, расчистка площадки и др.) на дату проведения судебного осмотра 22.11.2018г. не начаты.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы не имеется, поскольку заключение подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области знаний, в соответствии с требованиями действующих норм и правил, при даче заключения приняты во внимание имеющиеся в материалах дела документы, проведенный экспертный анализ основан на специальной литературе, даны ответы на все поставленные судом вопросы, выводы эксперта отражены достаточно ясно и полно с учетом тех вопросов, которые поставлены в определении суда, экспертное заключение по своему содержанию полностью соответствует нормам ГПК РФ, предъявляемым к заключению экспертов, эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности экспертов не имеется.
В рамках рассмотрения спора, выводы эксперта, изложенные в заключении № от 07.12.2018 года подтверждены показаниями эксперта Терещенко И.О., допрошенного в судебном заседании, который также пояснил, что наличие всей проектной документации, послужившей основанием для выдачи разрешения на строительство спорных гаражей-стоянок, не могут повлиять на выводы экспертизы в части выявленных несоответствий.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ч. 3 ст. ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, Шевченко В.В. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> фактически осуществляется самовольное строительство в охранной зоне воздушной линии электропередачи номинальным напряжением 110 кВ проходящей вдоль <адрес> в том числе без согласования строительства с ПО ЮЗЭС филиала ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго».
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
В рассматриваемом случае вина за совершенное правонарушение в виде осуществления строительства в отсутствие предусмотренном федеральным законодательством прав и согласования полностью лежит на Шевченко В.В., так как он фактически самовольно осуществляет строительство капитальных объектов гаражей-стоянок.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, следует, что при строительстве спорных объектов ответчиками существенно были нарушены градостроительные правила в части выдачи разрешений на строительство гаражей-стоянок Администрацией г. Таганрога и их последующего возведения Шевченко В.В., без согласования с сетевой организацией по размещению объектов в охранной зоне воздушной линии номинальным напряжением 110 кВ, в нарушение градостроительных норм и правил по расположению гаражей-стоянок за пределами юридических границ участка (V этап строительства), несоответствий фактической организации земельного участка градостроительному плану и проектной документации на строительство (V этап строительства), несоответствия объемно-планировочным решениям объектов капитального строительства, отраженных в разрешениях на строительство (V этап и VI этап строительства), что позволяет суду признать разрешения на строительство гаражей незаконными, а объекты незавершенные строительством (V этап строительства) самовольным.
В соответствии с нормами действующего законодательства, одним из признаков самовольной постройки является создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, имеются все основания по возложению на ответчика Шевченко В.В. обязанности по сносу самовольно возведенных объектов капитального строительства за счет его собственных средств.
В силу п. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка и технических регламентов.
В рамках рассмотрения спора, ответчиком Шевченко В.В. не представлено доказательств согласования размещения спорных объектов (гаражей-стоянок) при наличии их размещения в охранной зоне, так же как и не представлены данные согласования в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, суд приходит к выводу о необходимости обязания ответчика провести работы по полному сносу строения, суд полагает, что избранный способ защиты права повлечет восстановления прав, в том числе неопределенного круга лиц.
Представленные суду доказательства подтверждают законность и обоснованность требований прокурора. Тот факт, что ответчиком Администрацией г. Таганрога выданы разрешения на строительство гаражей-стоянок (V этап и VI этап строительства) в нарушение градостроительных норм и правил, а ответчиком Шевченко В.В. проведены работы по строительству объекта капитального строительства в нарушение требований закона о согласовании размещения объектов с сетевой организацией по размещению объектов строительства в охранной зоне, а также в нарушение проектной документации, послужившей основанием к выдаче разрешений на строительство, фактические габариты, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства и организация земельного участка не соответствуют градостроительному плану земельного участка, проектной документации на строительство гаражей-стоянок, и свидетельствует о том, что разрешения на строительство гаражей-стоянок № от 20.03.2017 гаражей-стоянок, (V этап строительства) и № от 20.03.2017 гаражей-стоянок, (VI этап строительства) является незаконным, спорные объекты незавершенного строительства гаражи-стоянки (V этап строительства) являются самовольно возведенными, что в свою очередь является безусловным основанием для сноса лицом ее осуществившим.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым на основании абз. 2 ст. 94 ГПК РФ относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ГПК РФ, ст. 16 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч. 1 ст. 96 и ст. 98 ГПК РФ.
Применительно к положениям статей 96, 98 ГПК РФ расходы на проведение экспертизы возлагаются на стороны.
Определением суда по данному гражданскому делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Альфа-Эксперт». Учитывая, что требования истца удовлетворены в полном объеме, расходы за проведение судебной экспертизы в размере 101 172 рубля суд считает необходимым возложить на ответчиков Шевченко В.В. и Администрацию г. Таганрога в равных долях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах Муниципального образования «Город Таганрог» и неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога и Шевченко В.В. о признании незаконным разрешения на строительство объекта, признание объектов незавершенного строительства самовольными постройками и обязании их сноса, - удовлетворить.
Признать незаконным с момента выдачи Шевченко В.В. разрешение на строительство № от 20.03.2017 гаражей-стоянок, (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и прекратить его действие.
Признать незаконным с момента выдачи Шевченко В.В. разрешение на строительство № от 20.03.2017 гаражей-стоянок, (VI этап строительства), проектной площадью 1 053, 37 кв.м., на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес> и прекратить его действие.
Признать объекты незавершённого строительства гаражи-стоянки (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., фактической 715 кв.м., находящиеся на земельном участке, площадью 5231 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес> - самовольными постройками.
Обязать Шевченко В.В. снести самовольно возведённые объекты незавершённого строительства гаражи-стоянки (V этап строительства), проектной площадью 607,39 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>
Взыскать с Администрации г. Таганрога и Шевченко В.В. судебные расходы по оплате услуг эксперта в размере 101 172 рубля в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Л.В. Качаева
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2018 года.