Решение по делу № 2-724/2018 от 15.05.2018

Дело № 2-724/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.

с участием истца Дубка Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 25 июня 2018 года дело по иску Дубок Н. А. к Администрации МОГО "Инта", Минстрою Республики Коми об обязании включить в общий стаж работы в районах Крайнего Севера периоды службы в таможенных органах и время нахождения на пенсии по выслуге лет,

УСТАНОВИЛ:

Дубок Н.А. обратился в суд с иском к Администрации МОГО "Инта", Минстрою Республики Коми о возложении обязанности включить в общий стаж его работы в районах Крайнего Севера периоды службы в таможенных органах и время нахождения на пенсии по выслуге лет, указав в обоснование, что в соответствии с постановлением Администрации МОГО "Инта" от 09.01.2018 № 1/8 за ним сохранено право состоять в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в связи со смертью мамы ФИО1. Для определения норматива жилищной субсидии им в Администрацию МОГО "Инта" предоставлены документы: трудовая книжка и справка Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления о стаже работы в таможенных органах в г. Инта и г. Ухта. С 25.09.2001 он находится на пенсии по выслуге лет и по настоящее время проживает в г. Инта. Письмом Минстроя Республики Коми от 27.04.2018 № 02-21-12/2187 ему отказано в праве включения срока службы в таможенных органах и времени нахождения на пенсии в общий трудовой стаж. Данный отказ считает неправомерным.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик администрация МОГО "Инта", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела без участия своего представителя. В отзыве на иск ответчик просил отказать истцу в иске на том основании, что ФИО1 состояла в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, по категории «Инвалиды 1,2 групп...» с даты постановки на учет 11.07.2012. В связи со смертью заявителя постановлением администрации МОГО "Инта" от 09.01.2018 № 1/8 право на получение социальной выплаты сохранено за истцом. При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, фактическое проживание в РКС учитывается только в отношении пенсионеров по старости или инвалидности, граждан, зарегистрированных в качестве безработных, и инвалидам с детства. Остальной категории граждан для приобретения права на получение жилищной субсидии необходимо иметь стаж работы не менее 15 лет. В виду того, что пенсия за выслугу лет представляет собой самостоятельный вид пенсионного обеспечения, не связанный с пенсией по старости или инвалидности, время нахождения истца на пенсии не может быть включено в общую продолжительность работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. В соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Таким образом, период прохождения истца службы в таможенных органах Российской Федерации не является трудовым стажем, в связи с чем не может быть включен в общий стаж работы в РКС, и учтен при определении размера предоставляемой субсидии. Норматив предоставления жилищной субсидии в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенного исходя из стажа работы наследника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а в случае отсутствия у него данного стажа, либо если данный стаж составляет менее 15 лет, значение норматива предоставления жилищных субсидий берется равным 0,75.

Учитывая отсутствие у истца необходимого стажа, Администрация МОГО «Инта» не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований. Вопросы определения норматива и размера субсидии являются исключительной компетенцией Минстроя Республики Коми, в связи с чем Администрация МОГО «Инта» находит себя ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Ответчик Минстрой Республики Коми, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело без участия своего представителя. В отзыве просил отказать истцу в иске, указал, что в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Инта» от 09.01.2018 № 1/8 за истцом сохранено право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей умершей матери ФИО1 (дата смерти 10.12.2017) с учетом даты постановки на учет 11.07.2012 по категории «инвалиды». Из представленных администрацией МО ГО «Инта» документов на истца (трудовой книжки, справки Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления г. Санкт-Петербург от 18.01.2018 №10-03-16/18) следует, что в период с 07.05.1992 по 24.09.2001 истец проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, которая составляет 9 лет 4 мес. 18 дней. Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 25.04.2018. составляет 10 лет 11 мес. 04 дн., что соответствует нормативу предоставления жилищной субсидии - 75%; время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности у истца отсутствует. С 25.09.2001 истцу пожизненно назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 94468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Время службы в таможенных органах и время нахождения на пенсии за выслугу лет не входит в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Из ответа ОПФР по РК следует, что в «северный стаж» - стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС) включаются только периоды работы и (или) иной деятельности, которые исчисляются в календарном порядке. Военная служба не включается в стаж работы РКС, МКС независимо от того, на какой территории она протекала. С учетом всего изложенного, время службы истца в таможенных органах 9 лет 4 мес. 18 дней и время нахождения истца на пенсии за выслугу лет с 25.09.2001 пожизненно (на 25.04.2018) 16 лет 7 мес. не может быть включено в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Минстрой Республики Коми вправе произвести расчет размера социальной выплаты исходя из норматива предоставления жилищной субсидии в размере 75% (менее 15 лет общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). При определении норматива предоставления жилищных субсидий учитывается только время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности, время нахождения на пенсии по выслуге лет не может быть учтено при расчете размера субсидии.

Заслушав истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в очереди граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по категории «Инвалиды 1,2 групп...» с даты постановки на учет 05.06.1996 состояла мать истца - ФИО1. 05.07.2012 ФИО1н. установлена 1 группа инвалидности бессрочно. Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 02.08.2012 № 8/2315 ФИО1 переведена в очередь по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 11.07.2012. 10.12.2017 ФИО1 умерла. Постановлением администрации МО ГО «Инта» от 09.01.2018 № 1/8 за истцом сохранено право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей умершей матери ФИО1 (дата смерти 10.12.2017) с учетом даты постановки на учет 11.07.2012 по категории «инвалиды».

Общая продолжительность стажа работы истца в районах Крайнего Севера до устройства на службу в таможенные органы согласно сведениям трудовой книжки составляет 6 лет 11 месяцев 20 дней. Согласно трудовой книжке истца и справке Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления г. Санкт-Петербург от 18.01.2018 №10-03-16/18 в период с 07.05.1992 по 24.09.2001 истец проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, продолжительность которой составляет 9 лет 4 месяца 18 дней. С 25.09.2001 истец пожизненно является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Статьей 5 указанного Федерального закона определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом согласно абзацу 8 ст. 5 указанного Федерального закона при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации").

Согласно ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. При этом указанным законом предусмотрены следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности. Пенсия по старости указанным законом не предусмотрена.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Служба в таможенных органах является одним из способов реализации права гражданина на труд. С точки зрения законодательства о жилищных субсидиях данный вид оплачиваемой деятельности гражданина равнозначен любой другой оплачиваемой работе. Ссылка ответчиков на то, что служба в таможенных органах не включается в стаж для целей назначения страховой пенсии по старости, для данного дела юридического значения не имеет. Служба в таможенных органах не включается в страховой стаж для назначения пенсии по старости, поскольку страховые пенсии и пенсии сотрудников таможенных органов выплачиваются из различных источников, имеют различную юридическую природу. Для определения права на получение социальной выплаты, а также для определения ее размера данные различия в пенсионном обеспечении значения не имеют. Имеет значение, что истец осуществлял свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера.

Пенсия за выслугу лет, назначаемая сотрудникам таможенных органов, является аналогом страховой пенсии по старости с тем различием, что она назначается не по достижении определенного возраста, а в связи с наличием определенного стажа службы. Для сотрудников таможенных органов пенсия по старости не предусмотрена. С точки зрения законодательства о социальных выплатах на переселение из районов Крайнего Севера различие в наименовании пенсии также значения не имеет.

Служба истца в таможенных органах проходила в г. Инте. В период нахождения на пенсии за выслугу лет истец также проживал в г. Инте. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Минстрой Республики Коми необоснованно не включает в стаж работы истца в районах Крайнего Севера период службы истца в таможенных органах, а также не засчитывает в период нахождения в районах Крайнего Севера на пенсии период нахождения на пенсии за выслугу лет. Исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Однако суд находит, что мнение Минстроя Республики Коми о том, что для определения размера социальной выплаты следует учитывать стаж работы истца в районах Крайнего Севера, является ошибочным.

За истцом сохранено право на получение социальной выплаты как за членом семьи умершей ФИО1 Право истца на получение социальной выплаты производно от ее права. В связи с чем при расчете размера социальной выплаты следует учитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и время нахождения на пенсии ФИО1, а не истца. Стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера превышает 40 лет, в связи с чем норматив предоставления жилищной субсидии в зависимости от стажа должен составлять 100%.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Минстрой Республики Коми обязанность включить Дубку Н. А. периоды прохождения службы в таможенных органах с 07.05.1992 по 24.09.2001 и времени нахождения на пенсии по выслуге лет с 25.09.2001 в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера для целей определения права на социальную выплату и определения размера социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Дубку Н. А. в иске к Администрации МО ГО "Инта" отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2018.

Судья Л.В. Махнева

2-724/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Дубок Николай Анатольевич
Ответчики
Министерство строительства и дорожного хозяйства РК
Администрация МОГО "Инта"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее