Гр. дело № 2-608/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Чернове В.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Киргизова А.И.,
представителя ответчика Администрации г.Чебоксары и третьего лица Чебоксарского Горкомимущества Тихомировой Т.Р.,
представителя третьего лица МУП «Теплосеть» Осокиной О.А.,
представителя третьего лица Отдела федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЧР Майкова В.А., Яковлева И.О.,
представителя третьего лица ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» Пилипенко П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Российской Федерации к Администрации г. Чебоксары о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на территории котельной -----С, расположенной по адресу адрес и котельной -----С, расположенной по адресу: адрес,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары первоначально обратился с иском к ООО «Коммунальные технологии» с вышеуказанными требованиями, указав, что прокуратурой района в рамках поступившей информации Отдела федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике (Отдела Росгвардии по Чувашской Республике) от 07.05.2018 № 57111/288 организована проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно - энергетического комплекса в ООО «Коммунальные технологии», в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в правообладании (пользовании) ООО «Коммунальные технологии».
Установлено, что согласно условиям договора целевой долгосрочной аренды муниципального имущества от дата ----- (далее - Договор -----) МУП «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары ООО «Коммунальные технологии» передано во временное владение и пользование Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес, и Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес. Также между администрацией адрес и ООО «Коммунальные технологии» дата и дата заключены договоры аренды земельных участков в целях эксплуатации объектов переданных по договору от дата -----.
При этом, в соответствии с п. 1.2. Договора ----- имущество должно использоваться ООО «Коммунальные технологии» для самостоятельной хозяйственной деятельности с целевым назначением - для производства и бесперебойной подачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры города Чебоксары и улучшения обслуживания населения города Чебоксары, и других потребителей города при обеспечении тепловой энергии.
Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно- энергетического комплекса.
Как следует из п. 9 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты теплоснабжения и газоснабжения.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.201 1 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.201 1 № 256-ФЗ).
Так, частью 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила № 458).
В ходе проведенной проверки доводов информации Отдела Росгвардии но Чувашской Республике установлено, что по результатам проведения плановых проверок с дата по дата обеспечения безопасности ООО «Коммунальные технологии» Котельной -----С, расположенной по адресу: адрес, и Котельной -----С, расположенной по адресу адрес, выявлены нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением правительства РФ от дата ----- при эксплуатации зданий и сооружений, переданных в пользование Обществу, а также нарушения, связанные с размещением на земельных участках инженерно-технических средств безопасности, в связи с чем ООО «Коммунальные технологии» выдано предписание об устранении перечисленных в нем нарушений.
Однако по результатам проверки, проведенной в дата г., а также по итогам обследования в октябре 2018 г. установлено, что вопреки требованиям законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, выявленные нарушения не устранены.
В связи с чем, истцом были заявлены требования о возложении на ответчика ООО «Коммунальные технологии» обязанности в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу по принятию мер по устранению нарушений путем проведения мероприятий, указанных в иске (20 мероприятий в отношении Котельной -----С и 16 мероприятий в отношении Котельной 4С).
В последующем, определением от дата к производству Московского районного суда г. Чебоксары было принято уточненное исковое заявление заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в котором в качестве ответчика по заявленным требованиям к участию в деле привлечено ООО «Теплосеть» в связи с передачей указанному Обществу в хозяйственное ведение котельных, расположенных по адресам: Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес, и Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес.
дата к производству Московского районного суда г. Чебоксары было принято уточненное исковое заявление заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в котором в качестве ответчика к участию в деле привлечена Администрация г. Чебоксары. ООО «Теплосеть» указано в исковом заявлении в качестве третьего лица. Срок устранения нарушений просили установить не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с заменой ответчика по инициативе истца и принятия к производству суда уточненного искового заявления, по факту состоялась замена ненадлежащего ответчика надлежащим (ст.41 ГПК РФ). В связи с изменением подсудности спора, дело для рассмотрения передано в Ленинский районный суд г. Чебоксары.
В судебном заседании представитель истца подержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г.Чебоксары в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Администрация г.Чебоксары не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, т.к. указанное в иске имущество принадлежит МУП «Теплосеть» на праве хозяйственного ведения, а не Администрации г.Чебоксары.
Представитель третьего лица ООО «Теплосеть» в судебном заседании пояснила, что данное имущество МУП «Технологии» было уже передано им с выявленными нарушениями. В настоящее время они пытаются устранить нарушения. На данный момент не могут установить забор по периметру земельного участка котельной 5-С «Контур», т.к. земельный участок граничит с территорией третьего лица ООО «Агрохолдинг «ЮРМА». Также полагает, что в иске установлен не реальный срок для производства всех мероприятий по устранению нарушений.
Представители третьего лица Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЧР в судебном заседании пояснили, что после проведенных реорганизаций они придут с обследованием антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса не ранее через 3 года после передачи объектов Котельная 4С и Котельная 5С. Через 3 года они с требованиями и претензиями выйдут к МУП «Теплосеть», а не к Администрации г.Чебоксары.
Представитель третьего лица ООО «Агрохолдинг «ЮРМА» в судебном заседании пояснила, что земельный участок на котором расположена котельная им не принадлежит, а лишь граничит. Они к этому земельному участку никакого отношения не имеют. Препятствовать в проведении мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористческой защищенности объекта они не будут. Полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению и считают, что требования заявлены к надлежащему ответчику.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Московского района г. Чебоксары в рамках поступившей информации Отдела Росгвардии по Чувашской Республике (в настоящее время Управления Росгвардии по Чувашской Республике) от дата ----- организована проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно - энергетического комплекса в ООО «Коммунальные технологии», в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся на время проведения проверки в правообладании (пользовании) ООО «Коммунальные технологии».
Установлено, что согласно условиям договора целевой долгосрочной аренды муниципального имущества от дата ----- (далее - Договор -----) МУП «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары ООО «Коммунальные технологии» передана во временное владение и пользование Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес, и Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес. Также между администрацией адрес и ООО «Коммунальные технологии» дата и дата заключены договоры аренды земельных участков в целях эксплуатации объектов переданных по договору от дата -----.
В последующем вышеуказанный договор расторгнут.
дата между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и МУП «Теплосеть» заключен договор ----- о пользовании муниципальным имуществом города Чебоксары на праве хозяйственного ведения.
В соответствии п. 1.1 Договора ----- имущество: Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес и Котельная -----С, расположенная по адресу: адрес переданы для пользования на праве хозяйственного ведения в соответствии с уставной деятельностью.
Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно- энергетического комплекса.
В ходе проведенной проверки доводов информации Отдела Росгвардии но Чувашской Республике установлено, что по результатам проведения плановых проверок с дата по дата обеспечения безопасности ООО «Коммунальные технологии» котельной -----С, расположенной по адресу адрес и котельной -----С, расположенной по адресу: адрес, выявлены нарушения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением правительства РФ от дата ----- при эксплуатации зданий и сооружений, переданных в пользование Обществу, а также нарушения, связанные с размещением на земельных участках инженерно-технических средств безопасности, в связи с чем ООО «Коммунальные технологии» выдано предписание об устранении перечисленных в нем нарушений.
Однако по результатам проверки, проведенной в мае 2018 г., а также по итогам обследования в октябре 2018 г. установлено, что вопреки требованиям законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, выявленные нарушения не устранены.
В связи с чем, истцом и заявлены требования о возложении на ответчика Администрацию г.Чебоксары обязанности по принятию мер по устранению нарушений путем проведения мероприятий, указанных в иске на объектах: Котельная -----С и Котельная -----С.
Участвующие в деле лица не оспаривают правомерность заявленных требований об устранении нарушений требованиям законодательства по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
В то же время, суд полагает обоснованными возражения привлеченной к участию в деле в качестве ответчика Администрации г.Чебоксары о том, что администрация города не является надлежащим ответчиком по делу.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами ТЭК, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 256-ФЗ в качестве субъекта ТЭК, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом ТЭК, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
Таким образом, довод истца о том, что обязанность по реализации мероприятий в целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК может быть возложена на собственника объектов ТЭК, то есть на муниципальное образование г. Чебоксары, которое представляет Администрация г. Чебоксары, признается судом несостоятельным, так как именно предприятие, обладающее объектами на праве хозяйственного ведения (в настоящее время МУП «Теплосеть», как лицо, эксплуатирующее указанные объекты, в силу части 2 статьи 6 Закона N 256-ФЗ, является субъектом ТЭК, то есть лицом, на которое в соответствии с частью 1 статьи 6 названного Закона возложена обязанность по обеспечению безопасности объектов ТЭК.
В соответствии с п.2 ст.113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом.
В соответствии со ст.216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса п.4 ст.216 ГК РФ).
В соответствии со ст.294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Как указано выше, котельные -----С и -----С переданы МУП «Теплосеть» на праве хозяйственного ведения на основании договора ----- о пользовании муниципальным имуществом города Чебоксары на праве хозяйственного ведения от дата между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и МУП «Теплосеть».
При таких обстоятельствах, Администрация г.Чебоксары не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и в удовлетворении исковых требований к указанном ответчику следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации к Администрации адрес о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на территории котельной -----С, расположенной по адресу адрес и котельной -----С, расположенной по адресу: адрес.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 19.03.2019