№ 2-47/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре Тетеновой Е.Н.,
с участием представителя истца Шергиной Ю.В.,
представителей ответчика Плешивых А.Н., Плешивых А.А.,
представителя третьего лица Мелехиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства Сепычевского сельского поселения» о возложении обязанности прекратить нарушения санитарного законодательства по оказанию услуг водоснабжения, разработать проект зон санитарной охраны участка водозабора, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства Сепычевского сельского поселения» (далее МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения») о признании действий, выразившихся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства противоправными в отношении граждан, проживающих в д.Кривчана Верещагинского района Пермского края, о возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушениями требований ст.ст.11,18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, а именно: разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> с наличием заключения органа Роспотребнадзора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения в <адрес> использования водного объекта, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Шергина Ю.В пояснила, что в августе ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» с целью установления факта соблюдения ответчиком обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности. В ходе проверки было установлено, что ответчик не имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации «Зоны санитарной охраны водозаборных скважины <адрес> государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что у МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, скважин в д.Кривчаны, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности. Таким образом, истцом установлено, что ответчиком нарушены требований ст.ст.11,18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ и п.3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитных болезней», СаНпиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и нормы ФЗ РФ «О защите прав потребителей». Эксплуатацию водных объектов осуществляет ответчик, в связи с чем обязанность разработать проект зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации «Зоны санитарной охраны водозаборных скважины <данные изъяты> государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и получить санитарно-эпидемиологическое заключение возложена на МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения». ДД.ММ.ГГГГ предприятию было выдано предписание, согласно которого МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» необходимо было до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработать для водного объекта - подземной скважины <адрес> проекта зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения, что в установленные сроки не было сделано. На удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивает.
Представители ответчика МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» Плешивых А.Н., Плешивых А.А исковые требования признали, но просят увеличить сроки для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности. Обращают внимание суда, что предприятие не знало, что для получения санитарно-эпидемиологическое заключения, о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения необходимо обращаться с заявлением в Управление Роспотребнадзора, они предполагали, что оно им будет выдано «автоматически», так как работниками «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ периодически проводятся взятие проб воды и им выдаются заключения, что вода в скважине <адрес> отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям и может использоваться для снабжения населения питьевой водой. У них заключен договор подряда с ИП Пигалевым В.И. на разработку проекта обоснования границ 1-го пояса зон санитарной охраны водозаборов подземных вод. Проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> будет готов в начале ДД.ММ.ГГГГ, после чего они его направят в Роспотребнадзор для получения заключения, о соответствии проектной документация санитарно эпидемиологическим правилам и нормативам, которое будет дано после проведение экспертизы.
Представитель третьего лица Администрации МО «Сепычевское сельское поселение» Мелехина Л.С. пояснила, что администрация не знала, что ответчику истцом было выдано предписание о получении санитарно-эпидемиологическое заключения, о соответствии водного объекта скважины <адрес>, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения. О необходимости получения данного заключения, при наличии лицензия на пользование недрами, и положительных анализов проб питьевой воды, не знали. Они не могут в бюджете поселения предусмотреть финансирование разработку проекта обоснования границ 1-го пояса зон санитарной охраны водозаборов подземных вод д<адрес>, могут выделить предприятию средства для проведения ремонтных работ на водопроводе. Просят учесть, что предприятие убыточное и не сможет исполнить решение в сроки определенные истцом.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.06.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Частью 2 пункта 4 указанной статьи установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Статьей 11 указанного закона установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п.3.7 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02 (далее СанПиН), определяет требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В соответствии с п.1.4 указанного СанПиН, определено, что на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны. Пункт 1.6 указанного СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН). Пунктом 1.13 СанПиН установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что в собственности МО «Сепычевское сельское поселение» находятся водный объект - скважина артезианская ДД.ММ.ГГГГ, которая была передана в хозяйственное ведение ответчика ДД.ММ.ГГГГ (Л.Д.62-63). МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» имеет лицензию на пользование недрами.
В ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжений зам.руководителя Управления Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановой выездная проверка в отношении МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» и были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении источников водоснабжения расположенных в <адрес>, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно Устава МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» создано для бесперебойного и качественного обслуживания потребителей жилищно-коммунальными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными видами деятельности предприятия является: осуществляет подъем и резервирование воды и его обслуживание, содержание водопровода и его инженерно-технических сооружений.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, п.3 ст.39 указанного закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Пунктами 3.3, 3.4 СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению водой населения, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за ее качеством и биологической безопасностью в соответствии с установленными требованиями.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику истцом было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении источников водоснабжения расположенных в с.Сепыч, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, с указанием сроков устранения недостатков, в котором также МУП «КЖКХ Сепычевского сельского поселения» предписано до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить получение для водных объектов - подземных скважин <адрес> санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны (ЗСО) для действующих водоисточников, не имеющих установленных зон санитарной охраны <адрес> в соответствии с пп.1.6, 1.11, 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02. Предписание ответчиком не исполнено.
Лишь ДД.ММ.ГГГГ ответчиком заключен договор подряда № на разработку проектов обоснования границ 1-го поясов зоны санитарной охраны водозаборов подземных вод питьевого, хозяйственно-бытового и противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах, в том числе <адрес>, согласно которого начала работ - ДД.ММ.ГГГГ, окончание работа - ДД.ММ.ГГГГ. Акт сдачи-приемки проектной документации по <адрес> не подписан (л.д.38-44).
Суд пришел, что ответчик достаточные меры по устранению нарушений санитарные эпидемиологических правил до настоящего времени не принял, и признает действия ответчика, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства в отношении граждан, проживающих в <адрес>, противоправными.
Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
Согласно п. 3.6., 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с 3 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Пунктом 5 статьи 18 указанного закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Суд возлагает на ответчика обязанность разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и получить санитарно эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации «Зоны санитарной охраны водозаборных скважин» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины № действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения <адрес> при использовании водного объекта.
С учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда, обязывающее ответчика, совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства.
Представитель истца просит установить срок исполнения решения суда в части, получения санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины № действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения в <адрес> при использовании водного объекта в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, ответчик до конца ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что после получения санитарно эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации «Зоны санитарной охраны водозаборных скважин» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (истцом заявлен срок до ДД.ММ.ГГГГ), необходимо во все сезоны отобрать пробы воды в скважине и истцу провести анализ воды, на соответствие её санитарным нормам.
Суд, с учетом необходимого объема выполнения работы, принципа разумности, устанавливает срок исполнения решения суда - в части, получения санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины № действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения <адрес> при использовании водного объекта до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст.194-197,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства Сепычевского сельского поселения», выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства в отношении граждан, проживающих в <адрес> края - противоправными.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства Сепычевского сельского поселения» обязанность:
- разработать проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д.Кривчаны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, о соответствии проектной документации «Зоны санитарной охраны водозаборных скважин» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам до ДД.ММ.ГГГГ,
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта -скважины <адрес> (№) действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда - 25.01.2017.
Судья В.С.Анисимова