Административное дело № 2а-94/2020

УИД 75RS0004-01-2020-000054-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,

при секретаре Матафоновой Е.А.,

с участием помощника Балейского межрайонного прокурора Макаровой В.Д.

представителя административного ответчика администрации городского поселения «Город Балей» Барановой Н.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 30 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации городского поселения «Город Балей», администрации МР « Балейский район» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Балейская межрайонная прокуратура обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой по обращению заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Нерчинского межмуниципального отдела управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено следующее. На территории городского поселения «Город Балей» расположен земельный участок с кадастровым номером 75:03:290101:183, площадью 10000 кв. м., относится к категории земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для размещения отходов потребления (место для размещения площадки (полигона) ТКО. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06.06.2014г. С 18.01.2008г. земельный участок (городская свалка) с кадастровым номеров 75:03:290101:183, на основании распоряжения главы городского поселения «Город Балей» от 18.01.2008г. № 6 находится в реестре муниципальной собственности МР «Балейский район». Сведения о правах на земельный участок в ЕГРН отсутствует. При осмотре земельного участка с кадастровым номеров 75:03:290101:183 установлено, что участок используется для накопления ТКО. На участке выкопан карьер для свалки и захоронения мусора. Территория земельного участка засыпана твердыми бытовыми отходами потребления, имеются отвалы шлака. Участок не огорожен, имеется свободный доступ. В ходе проведения административного обследования Нерчинским муниципальным отделом управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю спутниковым приемником определены координаты поворотных точек границ фактически используемого земельного участка. При обработке полученных данных с помощью программного обеспечения для камеральной обработки геодезических измерений Magnet Office Tools, общая площадь используемого земельного участка составила 34686 кв.м., установлено, что границы земельного участка не соответствуют сведениям, отраженным в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 75:03:290101:183, предназначенный для размещения отходов потребления, расположен севернее от фактически используемого земельного участка. Земельный участок площадью 34686 кв. м. на котором фактическиосуществляется накопление твердых коммунальных отходов, расположен натерритории городского поселения «Город Бадей» муниципального района«Балейский район» Забайкальского края. Относится участок к категории землинаселенных пунктов, собственность на которые не разграничена, видразрешенного использования земельного участка не определен. Таким образом, свалка расположена за пределами земельного участка скадастровым номером 75:03:290101:183, предназначенного для размещенияотходов потребления, а так же не огорожена и к ней имеется свободный доступнеограниченного круга лиц. Таким образом бездействие администрации городского поселения «Город Балей» и муниципального района «Балейский район» по не исполнению возложенных на них обязанностей по обеспечению реализации принятых в установленном порядке норм и правил по размещению твердых бытовых отходов, требований земельного законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, способствует; уничтожению плодородного слоя почвы. С учетом уточненных исковых требований прокурор просит: признать незаконным бездействие администрации городского поселения « Город Балей» выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за размещением ТКО строго на предназначенном для этого земельном участке с кадастровым номером и75:03:290101:183, повлекшее образование несанкционированной свалки, бездействие администрации муниципального района « Балейский район» выразившееся в непринятии мер по обустройству земельного участка с кадастровым номером 75:03:290101:183 предусмотренных для размещения ТКО, в соответствии с требованиями САНПИН 2.1.7.1322-03.Обязать администрацию городского поселения «Город Балей» ликвидировать несанкционированную свалку находящуюся на земельном участке площадью 34686 кв.м расположенном в 50 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером 75:03:290101:183, а так же привести указанный земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние, путем проведения рекультивации земель, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального района « Балейский район» принять меры по обустройству земельного участка, с кадастровыми номером 75:03:290101:183 в границах г. Балей Забайкальского края, в том числе путем проведения обваловки, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

      Определением суда от 07.02.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

В судебном заседании помощник Балейского межрайонного прокурора Макарова В.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации городского поселения «Город Балей» Баранова Н.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Административный ответчик администрация МР «Балейский район» в судебное заседание своего представителя не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно. В предыдущем судебном заседании представитель администрации МР « Балейский район»-Шихалиев Р.Ф. о., возражал против удовлетворения иска.

Заинтересованные лица Нерчинский муниципальный отдел управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю, МУП «Обелиск», Министерство природных ресурсов Забайкальского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно. О причинах не явки суду не сообщили.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу статьи 51 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву, запрещен.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьями 21, 22 названного закона предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства, и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах, производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 1 статьи 8 этого же закона, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Согласно статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Судом установлено, что Балейской межрайонной прокуратурой по обращению заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Нерчинского межмуниципального отдела управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в ходе которой было установлено, что На территории городского поселения «Город Балей» расположен земельный участок с кадастровым номеров 75:03:290101:183. При осмотре земельного участка с кадастровым номеров 75:03:290101:183 установлено, что участок используется для накопления ТКО. На участке выкопан карьер для свалки и захоронения мусора. Территория земельного участка засыпана твердыми бытовыми отходами потребления, имеются отвалы шлака. Участок не огорожен, имеется свободный доступ. В ходе проведения административного обследования Нерчинским муниципальным отделом управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю установлено, что границы земельного участка не соответствуют сведениям, отраженным в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 75:03:290101:183, предназначенный для размещения отходов потребления, расположен севернее от фактически используемого земельного участка. Земельный участок площадью 34686 кв. м. на котором фактически осуществляется накопление твердых коммунальных отходов, расположен на территории городского поселения «Город Бадей» муниципального района «Балейский район» Забайкальского края. Таким образом, свалка расположена за пределами земельного участка с кадастровым номером 75:03:290101:183, предназначенного для размещенияотходов потребления, а так же не огорожена и к ней имеется свободный доступнеограниченного круга лиц. Земельный участок с кадастровым номером 75:03:290101:183 расположен в границах ГП. « Город Балей» при этом на основании распоряжения главы городского поселения «Город Балей» от 18.01.2008г. № 6 находится в реестре муниципальной собственности МР «Балейский район».

Данные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела фотоснимками, материалами, приложенными к делу. Ответчиками в суде указанные обстоятельства не оспорены.

Бездействие Администрации МР « Балейский район» выразившееся в непринятии мер по обустройству земельного участка для размещения ТКО в соответствии с требованиями САНПИН 2.1.7.1322-03 и отсутствие контроля со стороны Администрации ГП «Город Балей» за размещение ТКО в установленном для этого месте, повлекло размещение ТКО в непредназначенном для этого месте, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Разрешая требования в части возложения на администрацию ГП « Город Балей» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки находящейся на расположенном в 50 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером 75:03:290101:183, а так же привести указанный земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние, путем проведения рекультивации земель, суд исходит из того чт о земельный участок на котором расположена несанкционированная свалка ТКО расположен в на территории ГП « Город Балей». Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 утверждены "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", п. 3 которых предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Основания для проведения рекультивации предусмотрены п. 5 Основных положений. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Исходя из изложенного, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки находящейся на земельном участке площадью 34686 кв.м, расположенной в 50 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером 75:03:290101:183 и рекультивации указанного земельного участка должна быть возложена на Администрацию ГП « Город Балей».

Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок не может быть возложена на городское поселение, поскольку Администрация ГП «Город Балей» не является собственником отходов, суд считает не состоятельными, исходя из следующего:

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Собственник несанкционированной свалки на день рассмотрения дела по существу не установлен.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что исполнение в полном объеме данного решения суда сразу после вступления его в законную силу затруднительно, поскольку необходимо время, а также определенные материальные затраты, суд полагает правильным установить срок для исполнения решения суда для Администрации ГП « Город Балей» в части ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для Администрации МР « Балейский район» в части принятия мер по обустройству земельного участка тс кадастровым номером 75:03:290101:183 путем проведения обваловки в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ « ░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░75:03:290101:183, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ « ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 75:03:290101:183 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.7.1322-03.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 34686 ░░.░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 50 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 75:03:290101:183, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ « ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 75:03:290101:183 ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2020 ░░░░

░░░░░ :                                 ░░░░░░░ ░.░.

2а-94/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Балейский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального района "Балейский район"
Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Администрация городского поселения "г. Балей"
Другие
Управление Федеральной службы гос регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю
МУП "Обелиск"
Нерчинский межмуниципальный отдел управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Суд
Балейский городской суд Забайкальский края
Судья
Щеглова Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
baley.cht.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация административного искового заявления
06.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Производство по делу возобновлено
15.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее