Дело № 2-2697/2021
УИД 21RS0022-01-2021-003892-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021г. г. Новочебокарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Кольцовой Е.В., при секретаре - помощнике судьи Жуковой С.Г.,
с участием истца Сендеркина Д.Л.,
представителя ответчика Лебедевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сендеркина Дмитрия Леонидовича к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сендеркин Д.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным нормам, по договору социального найма специализированного жилого помещения из муниципального жилищного фонда г. Новочебоксарск общей площадью не менее 33 кв.м. Требования мотивированы тем, что Сендеркин Д.Л. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: его мать Сендеркина Л.Н. решением суда лишена родительских прав, сведения об отце вписаны в свидетельство о рождении на основании заявления матери. Постановлением главы администрации г. Новочебоксарск от 13.12.2013 № 2131 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В настоящее время Сендеркин Д.Л. состоит в списке, однако жилое помещение последнему не предоставлено
Истец Сендеркин Д.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, вновь приведя их суду. Дополнительно пояснил, что после лишения матери родительских прав в 2005 г. был направлен в Детский дом <адрес>, где обучался до 9 класса, после чего обучался в Новочебоксарском химико-технологическом техникуме. Он постоянно зарегистрирован в трехкомнатной квартире общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м по адресу <адрес>, где вместе с ним зарегистрированы 7 человек, в том числе мать ФИО8, другого жилого помещения в собственности не имеет.
Представитель ответчика Лебедева Т.Н. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, вновь приведя их суду. Не оспаривая право Сендеркина Д.Л. на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, полагала, что предоставление последнему жилого помещения возможно в порядке очередности.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, отдел опеки и попечительства администрации г. Новочебоксарск, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Сендеркин Д.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Сендеркина Л.Н. решением Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Сведения об отце ФИО6 вписаны в свидетельство о рождении истца на основании заявления матери.
С рождения и по настоящее время Сендеркин Д.Л. зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м (жилая - <данные изъяты> кв.м), расположенном по адресу <адрес>.
На основании постановления главы администрации г. Новочебоксарск от 13.12.2013 № 2131 Сендеркин Д.Л. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Какого-либо жилого помещения на праве собственности Сендеркин Д.Л. не имеет, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 11.11.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Факт нуждаемости истца Сендеркина Д.Л. в улучшении жилищных условий и его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что Сендеркин Д.Л. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу о наличии у него права на предоставление ему жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доводы ответчика об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суда, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения Сендеркиным Д.Л. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года) и статьи 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Таким образом, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Сендеркина Д.Л. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывает ответчик, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении истца жильем по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики предоставить Сендеркину Дмитрию Леонидовичу, 6 марта 1993 года рождения, однократно на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Новочебоксарск по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям города Новочебоксарск по нормам предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Е.В. Кольцова
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 г.