Дело № -----
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьев С.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республики о признании информации, размещенной на Интернет-странице на сайте: ------, запрещенной к распространению.
В обосновании иска указано, что в результате проверки выявлено, что на интернет-сайте: ------ размещена информация о способах совершения террористического акта и изготовление взрывных устройств.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.
Ссылаясь на Конституцию РФ, а также положения ФЗ ----- от дата «Об информации, информационных технологиях и защите информации», указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Указанный сайт создает угрозу нарушения действующего российского законодательства. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
В судебное заседание административный истец прокуратура Мариинско-Посадского района Чувашской Республики явку представителя в суд не обеспечила, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит в течение 3 дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, Чувашская Республика, адрес) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в суд не обеспечило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от дата N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Соответствующая правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации ----- (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата.
Уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а также незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств установлена в статье 223 Уголовного кодекса Российской Федерации. За незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств уголовная ответственность установлена статьей ------; Уголовного кодекса Российской Федерации.
Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта. Под пособничеством в данной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" террористическая деятельность-деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах приготовления взрывных устройств.
Вместе с тем предоставление возможности доступа к информации о способах приготовления взрывных устройств с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.
Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации побуждающей к совершению противоправных деяний, таких как изготовление и дальнейшее использование взрывчатых веществ и взрывных устройств из подручных и легкодоступных материалов, фактически способствует совершению преступлений террористического характера, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Из представленного акта проверки Интернет ресурсов, содержащих запрещенную информацию от дата, следует, что путем свободного доступа через компьютер, подключенный к Интернет-провайдеру проведен осмотр Интернет страниц, а именно сайта ------, на котором размещена информация о способах совершения террористического акта и изготовления бомбы.
Доступ на вышеуказанный сайт свободный, предварительной регистрации либо ведения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. Услуга сайта предоставляется бесплатно, срок пользования неограничен.
К материалам дела приложены скриншот сайта, из которого следует, что он содержат информацию о способах изготовления взрывчатых веществ.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9, 10, 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от дата № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Так, согласно пункта 6 статьи 10 Закона запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства доступ к указанному сайту в сети «Интернет» должен быть запрещен, что также предотвратит возникновение уголовной ответственности.
Следовательно, вышеуказанную информацию, размещенную на Интернет – сайте необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ ----- основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от дата -----.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет – сайте: ------, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии:428020, Чувашская Республика, адрес) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его составления судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено дата
Судья В.В. Савельева