Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 года город Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Мяновской Н.К.
при секретаре Кругловой И.В.,
с участием истца Селезнева Е.Г., его представителя Лебедева А.В.,
представителей ответчика Лариной А.В., Бурова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 07 августа 2023 года гражданское дело №2-1565/2023 по иску Селезнева Е.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,
У С Т А Н О В И Л :
Селезнев Е.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее – Отделение, ОСФР по Ивановской области) о защите пенсионного права.
Требования мотивированы тем, что Селезнев Е.Г. 03 августа 2022 года обратился в Отделение с заявлением об установлении пенсии. Решением Отделения от 22.11.2022 года №114866/22 в установлении страховой пенсии отказано.
В специальный стаж не включен период с 22.02.1993 по 22.09.2001 года – служба в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода, поскольку включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по контракту в органах государственной противопожарной службы не предусмотрено. Пожарные части, включая пожарную часть 5, входили в состав Управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области, правопреемником которого с 2001 года является ГУ МЧС России по Ивановской области.
В специальный стаж не включен период с 01.03.2005 по 30.09.2007 года – работа в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения «14 пожарный отряд» областного государственного учреждения «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области», поскольку работодателем не представлены сведения о льготном характере работы. В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Областное государственное учреждение «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» создано в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 23.12.2004 №112-ПА и являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации. ОГУ «14 пожарный отряд» ликвидирован 10.01.2012 года. Основным видом деятельности ОГУ «14 пожарный отряд» являлась деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности, дополнительными видами деятельности являлись: деятельность государственной противопожарной службы, прочая деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.
В специальный стаж не включен период с 18.05.2015 по 19.05.2015 года – командировка по линии ГУ МЧС России по Ивановской области. В указанный период истец занимал должность начальника караула 16 пожарной части по охране города Заволжска и Заволжского района ФПС ГПС ФГКУ «2 ОФПС по Ивановской области», являлся федеральным государственным служащим и был командирован в ГОУ ДПО «Костромской учебный центр ФПС» для повышения квалификации.
Просит обязать ОСФР по Ивановской области включить в специальный стаж период работы (службы) в 22.02.1993 по 22.09.2001 год, период работы с 01.03.2005 по 30.09.2007 года, период работы с 18.05.2015 по 19.05.2015 года, установить страховую пенсию с 03 августа 2022 года, взыскать расходы по оплате услуг представителя 3000 рублей, судебные расходы согласно представленным документам.
В судебном заседании истец Селезнев Е.Г., его представитель Лебедев А.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что истец работал в спорные периоды в пожарных частях, имел специальные звания, в его обязанности входило исполнение функций пожарного. Поскольку осуществлялась охрана опасного производства – химического завода, пожарная часть была военизированная, все сотрудники были приняты в УВД Ивановской области. Правопреемником ГПС УВД Ивановской области является ГУ МЧС России по Ивановской области. Поскольку работа осуществлялась в государственной противопожарной службе, спорные периоды подлежат включению в специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В судебном заседании представители ОСФР по Ивановской области Ларина А.В., Буров И.С. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому Селезнев Е.Г. 03 августа 2022 года обратился в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, решением Отделения от 22.11.2022 №114866/22 в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения истец достиг возраста 50 лет, специальный стаж составил 18 лет 02 месяца 17 дней при требуемом стаже 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 56,795. При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, применяется Список от 18.06.2002 №437, в который включена должность начальника караула пожарной части (команды). Для подтверждения периода работы необходимо представить соответствующие документы – справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
В соответствии с трудовой книжкой, истец с 22.02.1993 по 22.09.2001 года служил в органах внутренних дел непрерывно 8 лет 7 месяцев. В справке ГУ МЧС России по Ивановской области от 26.07.2022 №467-8-47 указано, что Селезнев Е.Г. служил в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода в период с 22.02.1993 по 22.09.2001 года. Согласно архивной справке УМВД России по Ивановской области от 23.03.2023, Селезнев Е.Г. имел специальное звание – старшина внутренней службы, приведены его данные о службе в органах внутренних дел, уволен был из органов внутренних дел. Пункт 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусматривает включения в специальный стаж периода прохождения военной службы в органах внутренних дел. Работниками Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации для назначения им пенсии по подпункту «о» статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 01.01.2002 года, признаются лица, состоящие на штатных должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, не имеющие специальных или воинских званий. В указанный стаж не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам). Период службы с 22.02.1993 по 22.09.2001 год в органах внутренних дел не подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, то есть Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Областное государственное учреждение «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» являлось учреждением субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных Администрацией Ивановской области, является расходным обязательством Ивановской области. Период работы с 01.03.2005 по 30.09.2007 года не подлежит включению в специальный стаж истца. Селезнев Е.Г. является застрахованным лицом с 22 января 2002 года, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица работодатель не указал специальный код, подтверждающий специальный стаж.
Включение периода командировки с 18 мая 2015 года по 19 мая 2015 года не предусмотрено Правилами 516, указанный период не подтвержден работодателем специальным кодом.
Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 03 августа 2022 года Селезнев Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением Отделения от 22.11.2022 №114866/22 в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях», отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения истец достиг возраста 50 лет, специальный стаж составил 18 лет 02 месяца 17 дней при требуемом стаже 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 56,795 при требуемой величине 23,4 в 2022 году (том 1 л.д.18-21).
В специальный стаж не включены периоды:
- с 22.02.1993 по 22.09.2001 года – служба в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода, поскольку период является прохождением службы по контракту;
- с 01.03.2005 по 30.09.2007 года – работа в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения «14 пожарный отряд» областного государственного учреждения «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области», поскольку учреждение не входило в структуру органов МЧС России, являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации;
- с 18 мая 2015 года по 19 мая 2015 года – командировка, поскольку это не предусмотрено Правилами №516.
Истец с решением не согласен.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее – Список от 18.06.2002 года №437).
Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются, в том числе, начальники караула пожарной части (команды).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" от 27 декабря 1995 г. N 221-ФЗ статья 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" дополнена пунктом "о", в соответствии с которым право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют мужчины и женщины - работники Государственной противопожарной службы, достигшие 50-летнего возраста, проработавшие в указанной службе не менее 25 лет.
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 19.03.1996 N 1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", при решении вопросов пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации необходимо руководствоваться следующим:
1. В соответствии с частью первой статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" работниками Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации признаются лица, состоящие на штатных должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, не имеющие специальных или воинских званий.
2. В стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.06.95 N 241.
В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Приказом МВД РФ от 23.06.1995 N 241 утвержден Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, в который включены должности начальника караула пожарной части, пожарного.
Истец просит включить в специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы (службы) с 22.02.1993 по 22.09.2001 года в 5-ой пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода.
Согласно копии трудовой книжки, истец с 22.02.1993 по 22.09.2001 года служил в органах внутренних дел непрерывно 8 лет 7 месяцев в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода (том 1 л.д.24).
Согласно справке ГУ МЧС России по Ивановской области от 26.07.2022 №467-8-47, Селезнев Е.Г. служил в 5-ой пожарной части ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода в период с 22.02.1993 по 22.09.2001 года (том 1 л.д.31).
Справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, ГУ МЧС России по Ивановской области от 13.09.2022 года №597-8-47, в указанный спорный период не подтверждает особые условия труда (том 1 л.д.32-34).
Согласно архивной справке УМВД России по Ивановской области от 23.03.2023 №3/237707352679, Селезнев Е.Г. служил в органах внутренних дел с 22.02.1993 по 22.09.2001 года пожарным (старшим пожарным) в 5-ой пожарной части ВПЧ по охране химзавода им.Фрунзе г.Заволжск (ПАСС УВД по охране АО «Заволжский химический завод им.Фрунзе», УГПС УВД по охране АО «Заволжский химический завод им.Фрунзе», УГПС УВД Ивановской области по охране АО «Заволжский химический завод им.Фрунзе»). Имел специальное звание – старшина внутренней службы, был уволен из органов внутренних дел. Правопреемником УГПС УВД Ивановской области является МЧС России по Ивановской области с 2001 года. Личное дело в отношении Селезнева Е.Г. уничтожено в 2009 году как неисправимо поврежденное в ходе пожара (том 1 л.д.37).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, 5-ая ПЧ ГПС УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода исключена из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо 20.07.2011 года (том 1 л.д.196).
В личных карточках денежного довольствия Селезнева Е.Г. за 1993-2001 годы указано, что истец занимал должности пожарного, старшего пожарного, имел звания: рядовой – с 22.02.1993 года, сержант – с 27.05.1993 года, старший сержант – с 30.05.1995 года, старшина – с 24.04.2001 года (том 1 л.д.84-96).
Истец не оспаривает, что он проходил службу в органах внутренних дел и имел специальные звания, указывая на то, что пожарная часть была военизированная, поскольку осуществлялась охрана опасного производства.
Ссылка истца на положения статьи 1 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" является несостоятельной, поскольку она предусматривает гарантии для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретших право на пенсию за выслугу лет, финансируемую за счет средств федерального бюджета. Для таких лиц устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Следует учесть, что одновременно с вышеуказанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ в статью 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", часть первая статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" была дополнена словами ", время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту «б» статьи 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что истец в спорный период занимал должность, предусмотренную Списком от 18 июня 2002 г. N 437 и Перечнем от 23.06.1995 N 241, при этом относился к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам). В связи с чем, оснований для включения в специальный стаж истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода службы с 22.02.1993 по 22.09.2001 года в 5-ой пожарной части Управления государственной противопожарной службы УВД Ивановской области по охране Заволжского химзавода не имеется.
Истец просит включить в специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 01.03.2005 по 30.09.2007 года в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения «14 пожарный отряд» областного государственного учреждения «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области».
Согласно копии трудовой книжки, истец с 01.03.2005 года принят на должность начальника караула в ПЧ-47 Областного государственного учреждения «14 пожарный отряд» областного государственного учреждения «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области». 30.09.2007 года уволен в порядке перевода в 16 ПЧ по охране г.Заволжска и Заволжского района ГУ ОГПС России по Ивановской области (том 1 л.д.27).
Списком от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются начальники караула пожарной части (команды).
При этом в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только работники Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти.
Областное государственное учреждение «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» создано в соответствии с постановлением Администрации Ивановской области от 23.12.2004 №112-ПА и являлось учреждением противопожарной службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Досрочная страховая пенсия по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Частью 1 статьи 5 Закона Ивановской области от 18.05.2005 N 87-ОЗ "О пожарной безопасности на территории Ивановской области" установлено, что работникам противопожарной службы Ивановской области, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утверждаемым постановлением Правительства Ивановской области, по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет гарантируется установление за счет средств бюджета Ивановской области пенсии по старости в размере 1,6 фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Принимая во внимание, что работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», правовых оснований для включения в специальный стаж Селезнева Е.Г. периода работы с 01.03.2005 по 30.09.2007 года в качестве начальника караула ПЧ-47 областного государственного учреждения «14 пожарный отряд» областного государственного учреждения «Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области» не имеется.
Истец просит включить в специальный стаж период командировки с 18 мая 2015 года по 19 мая 2015 года.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно статье 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Действующим трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (часть 4 статьи 196 ТК РФ).
Период нахождения в служебной командировке или на повышении квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа от 15.05.2015 №9-км, в период с 18 мая 2015 года Селезнев Е.Г. на двое суток был командирован для повышения квалификации в ГОУ ДПО «Костромской учебный центр ФПС» на основании указания ГУ МЧС России по Ивановской области (том 1 л.д.79).
Период работы с 01.01.2009 по 31.12.2019 года в должности начальника караула в 16-й пожарной части по охране г.Заволжска и Заволжского района ФГКУ «2 отряд федеральной пожарной службы по Ивановской области» включен в специальный стаж истца.
Довод ответчика о том, что указанный период не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, суд считает несостоятельным. Согласно статье 9 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о работающих у работодателя застрахованных лицах возложена на работодателя. Ненадлежащее исполнение работодателем обязанности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица не должно препятствовать реализации ему пенсионных прав.
Таким образом, период командировки с 18 мая 2015 года по 19 мая 2015 года подлежит включению в специальный стаж истца в том же порядке, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При исчислении специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом периодов, зачтенных Отделением и судом, продолжительность специального стажа истца на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии 03 августа 2022 года была менее требуемой продолжительности - 25 лет. Поскольку у истца отсутствует необходимый для назначения страховой пенсии специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в назначении страховой пенсии досрочно истцу следует отказать.
Истец просит взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления 3000 рублей, которые подтверждены копией соглашения №143 об оказании юридической помощи, заключенного 15.03.2023 года с адвокатом Заволжского филиала Ивановской областной коллегии адвокатов Адвокатской палаты Ивановской области Лебедевым А.В., копией квитанции от 15.03.2023 года (том 1 л.д.210-213), а также расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, почтовые расходы по направлению копии искового материала в адрес ответчика в сумме 311 рублей 40 копеек (том 2 л.д.13-20).
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку исковые требования Селезнева Е.Г., которые являются неимущественными, удовлетворены частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Селезнева Е.Г. удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области включить в специальный стаж Селезнева Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, период работы:
с 18 мая 2015 года по 19 мая 2015 года – командировка.
В удовлетворении остальной части исковых требований Селезнева Е.Г. отказать.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ИНН 3731001044) в пользу Селезнева Е.Г. (паспорт №) расходы по оплате услуг по составлению искового заявления 3000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, почтовые расходы по направлению копии искового материала ответчику 311 рублей 40 копеек, а всего 3611 рублей 40 копеек (три тысячи шестьсот одиннадцать рублей 40 копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.К.Мяновская