Решение по делу № 2-2025/2022 от 20.07.2022

                                                                                                                      дело № 2-2025/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

19 октября 2022 года                                                              г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием ответчика Смирнова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» к Смирнову А. В. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» обратилась в суд с иском к Смирнову А. В. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.

Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником нежилого помещения площадью 141,40 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Многоквартирный дом, в котором расположено указанное помещение, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года № 1145.

Смирнов А.В. свои обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт не исполняет, в связи с чем истец обращался в судебном порядке за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт

10 января 2022 года мировым судьей судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области был выдан судебный приказ №2-78/2022-16 на сумму 81 248 рублей 46 копеек, который в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения определением мирового судьи от 1 февраля 2022 года был отменен.

В настоящее время на лицевом счете ХХХ, оформленном на вышеуказанное помещение, образовалась задолженность за период с 1 октября 2014 года по 28 февраля 2022 года в сумме 86 307 рублей 76 копеек.

Ссылаясь на названные обстоятельства, нормы права, просит взыскать с ответчика задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2014 года по 28 февраля 2022 года в размере 86 307 рублей 76 копеек, а также в возврат государственной пошлины – 2 789 рублей 23 копейки.

В судебное заседание представитель истца - некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, при подаче иска просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Смирнов А.В. заявленные требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в возражениях, согласно которым, нежилое помещение площадью 141,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в его собственности (магазин «Продукты»), управляющей организацией ООО «Жилищная компания», обслуживающей многоквартирный дом № ХХХ, расположенный рядом с его помещением – магазином, не обслуживается. Тем самым принадлежащее ему нежилое помещение не имеет ничего общего с многоквартирным домом № ХХХ по <адрес>, является самостоятельным зданием с отдельными инженерными сетями – отопление, ГВС, ХВС, водоотведение, электроэнергия, и он (ответчик) оплачивает все коммунальные платежи самостоятельно. Соответственно, капитальный ремонт нежилого помещения – принадлежащего ему магазина «Продукты», поименованного во всех документах как <адрес>, в котором время от времени нуждается магазин, он проводит сам как собственник, своими силами и на собственные средства. Ни управляющая организация ООО «Жилищная компания», ни НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» не имеют никакого отношения к обслуживанию и проведению ремонта в отношении принадлежащего ему (истцу) нежилого здания магазина. Кроме того, при проведении в 2015-2016 годах капитального ремонта в <адрес>, капитальный ремонт кровли принадлежащего ему магазина не производился. Принадлежащее ему нежилое здание выстроено на самостоятельном фундаменте, имеет собственную крышу и кровлю, собственные ограждающие конструктивные элементы стен, обособленные входы, внутренние инженерные сети холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения, используемые для собственных нужд. Пристройка не имеет с многоквартирным домом общих помещений, переходов и иных несущих или ограждающих конструкций. Инженерные сети нежилой пристройки не связаны с узлами учета жилой части многоквартирного дома. Оборудование, которое является общим имуществом с многоквартирным домом в нежилом здании (пристройке), отсутствует. Нежилое здание не является помещением, обслуживающим жилой дом и носит иной функциональный характер. Таким образом, спорное нежилое помещение не обладает признаками нежилого помещения в многоквартирном доме. Обязанность по несению взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома может быть возложена на собственника нежилого помещения только в отношении встроенно-пристроенного нежилого помещения, если данное помещение и многоквартирный дом являются единым объектом капитального строительства. Поскольку спорное здание не имеет общих помещений и коммуникаций с многоквартирным жилым домом, то он, как собственник, не должен нести бремя по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Одновременно с указанным, к заявленным требованиям просит применить срок исковой давности, который истцом пропущен до 10 января 2022 года, то есть до момента подачи в суд заявления о вынесении судебного приказа. Дополнительно пояснил, что принадлежащее ему нежилое помещение не находится в жилом доме, а пристроено рядом, имея общую стену, с 2010 года имеет отдельное газовое отопление. Через его нежилое помещение проходят трубы с холодным водоснабжением к жилому дому. При сдаче дома в эксплуатацию, он сдавался как 118-квартирный дом с встроенно-пристроенным кафе, а позднее пристроенная часть перешла к жилому дому, который стал 119-квартирным. Он (ответчик) у администрации покупал три нежилых помещения, а потом их объединил в одно целое площадью 263 кв.м. В 2015 году при капитальном ремонте крыши, крышу его нежилого помещения не ремонтировали и он полагал, что это в связи с тем, что здание является отдельно стоящим. При постановке нежилого помещения в БТИ в характеристиках было указано, что принадлежащее ему нежилое помещение расположено в жилом доме, без указания о том, что это пристройка. Он писал заявление об изменении характеристик объекта, но в настоящее время получил приостановление до 9 января 2023 года в связи с отсутствие недостающих документов.

    Заслушав ответчика, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы дела № 2-78/2022-16, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, согласно которой, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Положениями ч. 2 ст. 154, ч. 8.1 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что взнос на капитальный ремонт включен в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме; установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2018 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А.» указал следующее. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.

Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 ЖК РФ, согласно пунктам 8.2 и 8.3 которой, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт; определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в числе прочего: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 1); создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (п.3).

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 частью 2 статьи 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Согласно части 1 статьи 9.1 Закона Смоленской области от 31 октября 2013 года № 114-з «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Судом установлено и следует из материалов дела, с дд.мм.гггг. Смирнов А. В. является собственником нежилого помещения площадью 141,4 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11).

На основании постановления Администрации Смоленской области от 11 декабря 2013 года № 1017 «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, является некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области».

Постановлением Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года № 1145 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы (официальное опубликование документа Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, 20 января 2014 года, № 1 (часть II)), в которую включен многоквартирный <адрес>.

С учетом ч. 3 ст. 169 ЖК РФ и даты опубликования региональной программы обязанность по внесению платы за капитальный ремонт возникла у ответчика с 1 октября 2014 года.

В соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, статьей 7 областного закона от 31 октября 2013 года № 114-з «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области», администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области 12 ноября 2014 года принято постановление № 1599 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области», в том числе в отношении вышеозначенного многоквартирного дома.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смоленской области установлен в месяц в расчете на один квадратный метр общей площади в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения: в 2014-2015 годах постановлениями Администрации Смоленской области от 27 декабря 2013 года № 1161, от 17 декабря 2014 года № 855 в размере 05 рублей 60 копеек; в 2016 году постановлением Администрации Смоленской области от 6 ноября 2015 года № 680 – 06 рублей 08 копеек; в 2017 году постановлением Администрации Смоленской области от 13 декабря 2016 года № 735 – 06 рублей 32 копейки; в 2018 году постановлением Администрации Смоленской области от 21 декабря 2017 года № 880 – 06 рублей 57 копеек; в 2019 году постановлением Администрации Смоленской области от 14 декабря 2018 года № 861 – 07 рублей 50 копеек; в 2020 году постановлением Администрации Смоленской области от 9 декабря 2019 года № 743 – 07 рублей 73 копейки; в 2021 году постановлением Администрации Смоленской области от 23 декабря 2020 года № 816 – 8 рублей 02 копейки; в 2022 году постановлением Администрации Смоленской области от 7 декабря 2021 года № 782 – 9 рублей 87 копеек.

Согласно представленному истцом расчету (л.д. 13-14) задолженность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 1 октября 2014 года по 28 февраля 2022 года составила 86 307 рублей 76 копеек.

Доводы ответчика Смирнова А.В. о том, что принадлежащее ему нежилое помещение не является частью многоквартирного дома, поскольку имеет собственный фундамент, стены, кровлю, коммуникации, суд находит не состоятельными в виду следующего.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 года № 37, единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Из архивной копии Решения исполнительного комитета Вяземского городского Совета депутатов трудящихся от 30 августа 1976 года № 282, представленной ответчиком, следует, что 118-квартирный жилой дом со встроенно-пристроенным кафе по <адрес> завода ЖБШ общим объемом здания 22428 кв.м., жилой площадью 3577,9 кв.м., полезной площадью 5235,8 кв.м., введен в эксплуатацию (л.д. 52).

На сайте Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области размещена информация о том, что многоквартирный 5-этажный <адрес> построен в 1976 году (л.д. 53).

Согласно техническому паспорту на помещение, нежилое помещение, назначение – магазин общей площадью 263,4 кв.м., в том числе площадью 141,40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ответчику Смирнову А.В., по состоянию на 7 февраля 2022 года, построено в 1976 году, фундамент которого состоит из ж/бетонных блоков, стены кирпичные, чердачное перекрытие из ж/б плит; помещение имеет автономное отопление и центральные водопровод, канализацию, г.водоснабжение, сетевой газ. Ситуационный, поэтажный планы содержат технико-экономические показатели помещения (л.д. 36-44, 75-80).

Технический паспорт как в 2007 году, так и в 2022 году выдан не на здание, а на нежилое помещение.

Из акта о технологическом присоединении от дд.мм.гггг. усматривается, что МО Вяземское городское поселение – исполнитель, с одной стороны, и магазин в пристроенном здании к жилому дому № ХХХ по <адрес> - заказчик, с другой стороны, оформили и подписали акт о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заказчика к электрической сети исполнителя (л.д. 48).

В письме ООО «Региональное объединение системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» от 4 мая 2022 года указано, в том числе о том, что между ООО «Вода Смоленска» и абонентом Смирновым А.В. по объекту – <адрес> – пристройка, магазин «Добрый», заключен типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения № ХХХ от дд.мм.гггг., сроком действия с 29 января 2019 года, в соответствии с которым объем ХВС и сбрасываемых сточных вод абонент оплачивает непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Водоотведение пристройки к жилому дому по адресу: <адрес> (нежилое помещение магазина) осуществляется отдельным выпуском от общедомовых сетей в уличные канализационные сети. Холодное водоснабжение пристройки к жилому дому по адресу: <адрес>, осуществляется от сетей многоквартирного дома (транзитом через общедомовые сети ХВС) (л.д. 58).

дд.мм.гггг. между газораспределительной организацией АО «Газпром газораспределение Смоленск» - сторона 1, управляющей организацией ООО «Жилищная компания» - сторона 2, и ИП Смирновым А.В. – сторона 3, составлен и подписан акт разграничения имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей газораспределения и (или) газопотребления, согласно которому в соответствии со схемой газопроводов, приведенной в п. 1 настоящего акта, в собственности и эксплуатационной ответственности стороны 3 – ИП Смирнова А.В., находится стальной газопровод низкого давления, проложенный по фасаду <адрес> от точки врезки до ввода в помещении магазина «Продукты», отключающие устройства, а также внутренний газопровод и газоиспользующее оборудование магазина «Продукты», расположенного по <адрес> (л.д. 49).

Из заключения строительно-технической экспертизы № ХХХ от дд.мм.гггг., проведенной ООО «ВязьмаПроект» в отношении нежилого помещения по адресу: <адрес>, следует, что нежилое помещение с кадастровым номером ХХХ площадью 263,4 кв.м. находится в пристроенном здании с указанным адресом местоположения, в реконструированном виде соответствует основным градостроительным нормам, установленным строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, по своему назначению и конструктивным особенностям пригодно для эксплуатации, не угрожает жизни и здоровью граждан и не представляет угрозы жизни и безопасности других людей, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (л.д. 65-67).

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 26 августа 2022 года отражает сведения об объекте недвижимости - о нежилом помещении, а не здании по адресу: <адрес>.

Заключение ответчиком отдельных договоров с ресурсоснабжающими организациями, согласно которым последним используются общедомовые сети, подтверждает факт расположения нежилого помещения с общей стеной с многоквартирным домом в качестве пристройки к нему.

В соответствии с пунктами 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 13 августа 2016 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

При этом пунктами 8, 9 названных Правил определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Ответчиком вопреки положениям 56, 57 ГПК РФ не представлено бесспорных и достоверных доказательств, что в спорном нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что указанное нежилое помещение является частью названного многоквартирного дома, соответственно, начисления взносов на капитальный ремонт является обоснованным.

Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности к требованиям истца.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Также в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

При применении срока исковой давности, необходимо учитывать, что истец о нарушении своего права узнал, когда ответчик не уплатил ежемесячный взнос на капитальный ремонт до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в связи с чем по состоянию на октябрь 2014 года образовалась задолженность в размере 791 рубля 84 копеек. В дальнейшем Смирновым А.В. оплата за капитальный ремонт не производилась.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.

В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

За защитой нарушенного права изначально некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» обращалась к мировому судье судебного участка № 16 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание со Смирнова А.В. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в первых числах января 2022 года (л.д.1-2 дела № 2-78/2022-16). Данное обстоятельство прервало течение срока исковой давности.

Судебный приказ по делу № 2-78/2022-16 выдан мировым судьей 10 января 2022 года, а 1 февраля 2022 года отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения (л.д.10,12,15 дела № 2-78/2022-16).

С настоящим иском истец обратился в суд посредством почтовой связи 15 июля 2022 года (л.д.15), а именно в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, в связи с чем исходя из правоприменительного толковая вышеназванных норм права, содержащихся в означенных постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, срок исковой давности следует исчислять с момента первоначального обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа – первые числа января 2022 года, соответственно, исковая давность распространяется на период, предшествующий первые числа января 2019 года.

Исходя из того, что о наличии задолженности по уплате ответчиком взносов на капитальный ремонт за декабрь 2018 года истцу стало известно после 20 января 2019 года (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ, ч. 1 ст. 9.1 Закона Смоленской области от 31 октября 2013 года № 114-з), следовательно, задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за период с декабря 2018 года по 28 февраля 2022 года, в размере, исходя из представленного истцом расчета, 43 170 рублей 84 копейки, в том числе: декабрь 2018 года – 929 рублей 00 копеек; с января 2019 по декабрь 2019 года – 12 726 рублей 00 копеек (1060,50х12); с января по февраль 2020 года – 13 116 рублей 24 копейки (1093,02х12); с января по декабрь 2021 года – 13 608 рублей 36 копеек (1134,03х12); с января по февраль 2022 года – 2 791 рубль 24 копейки (1395,62х2).

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче настоящего иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 2 789 рублей 23 копеек (л.д.9,21), которую просит взыскать с ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с тем, что заявленные истцом требования судом удовлетворяются частично на сумму 43 170 рублей 84 копейки, то есть на 50,02% (43170,84х100:86307,76), в связи с чем с ответчика в пользу истца в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворяемых судом исковых требований, а именно в сумме 1 395 рублей 17 копеек (2789,23х50,02:100).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» к Смирнову А. В. о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт удовлетворить частично.

Взыскать со Смирнова А. В. в пользу некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области»: задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с декабря 2018 года по 28 февраля 2022 года в размере 43 170 (сорок три тысячи сто семьдесят) рублей 84 копейки; в возврат уплаченной государственной пошлины – 1 395 (одна тысяча триста девяносто пять) рублей 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                         Т.Н. Красногирь

19.10.2022 – объявлена резолютивная часть решения,

25.10.2022 – составлено мотивированное решение,

28.11.2022 – решение вступает в законную силу

2-2025/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области"
Ответчики
Смирнов Алексей Владимирович
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
vyazma.sml.sudrf.ru
20.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее