Решение по делу № 2-2116/2022 от 28.07.2022

Производство № 2-2116/2022

УИД 70RS0001-01-2022-003355-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» сентября 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.

при секретаре Авдеева Ю.А.

помощник судьи Лузина А.С.

с участием

истца Филиппова В.П.

представителя ответчика Тарханова К.Е., действующего на основании доверенности от 21.04.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Филиппова Вячеслава Павловича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» о возложении обязанности выполнить работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома, компенсации морального вреда, неустойки за нарушение сроков исполнения работ по замене ОДПУ тепла, судебной неустойки

Установил:

Филиппов В.П. обратился в суд с иском к ООО «УК «Социальная» о возложении обязанности выполнить работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома, компенсации морального вреда, неустойки.

В обоснование требований указано, что в мае 2021 в результате аварийного затопления подвала водой был уничтожен общедомовой прибор учета тепла (ОДПУ) многоквартирного дома по адресу:г.Томск, /________/. 14 февраля 2022 решением Кировского районного суда г. Томска было установлено, что прибор подлежит полной замене, а лицом обязанным произвести замену ОДПУ тепла является ООО «УК «Социальная» 21.06.2022 решение суда вступило в законную силу. С 01.01.2022 на основании Договора управления многоквартирным домом от 13.12.2021 услуги по управлению, содержанию и ремонту общим имуществом оказывает ООО УК «Социальная». Решением собственников от 13.12.2021 установлен тариф по управлению, содержанию и ремонту общим имуществом 23,73 за кв.м Согласно письму ООО «УК «Социальная» за /________/ от 21.06.2022 в состав тарифа по содержанию общего имущества входят расходы по замене прибора учета энергетических ресурсов. Согласно калькуляции стоимости работ ООО «Центр сервисного обслуживания», выполненной по заказу ООО «УК «Социальная», работы по замене ОДПУ тепла составляет 191321 рубль. 30.06.2022 истец обратился в УК с претензией о выполнении работ по замене прибора учета стоимостью 191321 рубль с установлением нового срока выполнения работ -две недели. Однако по истечении установленного срока до 14.07.2022 УК работы не выполнила. Бездействиями ответчика нарушены права истца как потребителя и причинен моральный вред, который выразился в негативных эмоциях, бытовых неудобствах. Принимая во внимание деятельность нарушения прав потребителя, виновное поведение ответчика считает, что размер денежной компенсации морального вреда должен составлять 10000 рублей.

Полагает, что в соответствии с ч.1 ч.2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящего в состав общего имущества. В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 «восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей и кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в МКД возложено на управляющую компанию. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с правовой позицией судебных инстанций все текущие работы для надлежащего содержания общего имущества МКД считаются предусмотренными в договоре управления, управляющие организации обязаны выполнять их вне зависимости от наличия такого условия или решения общего собрания собственников. В соответствии с п.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» замена прибора учета энергоснабжения подлежит замене в срок два месяца. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются решением Кировского районного суда г. Томска от 14.02.2022, калькуляцией стоимости работ ООО «Центр сервисного обслуживания, договором управления многоквартирного дома от 13.12.2021, актом осмотра общего имущества от 15.01.2022. Принимая во внимание, что ответчик в установленные сроки не выполнил обязательные работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома стоимостью 191321 рубля, истец просит суд:

- обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/) в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы на сумму 191321 рубль по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/

- взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/) в пользу Филиппова Вячеслава Павловича денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

- взыскать неустойку в виде пени за просрочку выполнения работ по п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей в РФ» с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/) в пользу Филиппова Вячеслава Павловича.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по основаниям в нем изложенным. Представил заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором также просит взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере пять тысяч рублей за каждый календарный день просрочки исполнения решения суда по день фактического исполнения.

В судебном заседании представил дополнительные письменные объяснения, доводы которых поддержал. Пояснил, что общедомовой прибор учета тепла многоквартирного дома был выведен из строя в результате аварийной ситуации при обстоятельствах, указанных в решении Кировского районного суда г. Томска от 14.02.2022 по делу /________/. С 01.01.2022 услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома оказывает ООО «УК «Социальная», на которую в силу действующего законодательства возлагается обязанность по ремонту и замене ОДПУ тепла, который входит в состав общего имущества МКД. Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергоснабжению жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды и тепла возложена на лиц, ответственных за содержание МКД. При этом все текущие, неотложные и обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться УК независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Согласно ответу ООО «УК «Социальная» от 21.6.2022 исх. /________/ тариф по содержанию общедомовых приборов учета установлен на основании обязанности управляющей организации по установке и содержанию приборов учета энергетических ресурсов. До настоящего времени ответчик обязанности по договору управления в части замены поврежденного прибора учета тепла не исполнил, работы по возмещению ущерба с виновного лица не производит. Кроме того, полагает, что у ответчика имеется безусловная обязанность выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в минимальный перечень работ, вне зависимости от обязательств иных лиц отношении такого имущества, на что указано в п. 30 Обзора судебной практики Верховного суда РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30.06.2021. Также указал, что при рассмотрении гражданского дела /________/ установлено, что ответчиком по требованиям о восстановлении прибора учета тепла является ООО «УК «Социальная», апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21.06.2022 признано, что данный вывод основан на законе и доказательствах, которым дана соответствующая оценка в решении суда. Соответственно, обстоятельство, что УК «Социальная» является обязанным лицом по требованиям о замене ОДПУ тепла не подлежит оспариванию в рамках настоящего дела. В установленные сроки ответчик не произвел ремонт ОДПУ тепла, отказал в удовлетворении претензии. В связи с чем, достаточным основанием для взыскания неустойки по п.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителя» за ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома являются факты обращения потребителя с требованием об устранении выявленного недостатка и несвоевременность его устранения, соответственно неустойка должна быть взыскана за период с 14 июля 2022 по 19.08.2022, что составит 36 дней, поскольку он как потребитель с 30.06.2022 назначил новый срок ответчику для окончания выполнения работ 2 недели и который истек 14 июля 2022. Считал, что если суд согласится с позицией ответчика о том, что расчет пени должен быть произведен из общей цены заказа на содержание общего имущества, то расчет неустойки должен быть произведен из общей цены за услугу по содержанию общего имущества дома по адресу: г. Томск, /________/.

Представитель ответчика ООО «УК «Социальная» в судебном заседании полагал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, полагал их незаконными, необоснованными по изложенным в письменных отзывах основаниям, доводы которых поддержал. Пояснил, что факт выхода из строя ОДПУ тепла по вине ООО «Сибирь» установлен решением суда. Законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если собственники такую обязанность не исполняют, тогда ресурсоснабжающая организация может установить ОДПУ, в связи с чем считает, что надлежащим ответчиком по делу должен являться ТомскРТС. Указал, что при принятии дома для обслуживания УК «Социальная» произвела осмотр и составила акт всех выявленных нарушений и поломок, что было отражено в акте осмотра от 15.01.2022. До этого момента о выходе теплового узла из строя известно не было, в утвержденный собственниками тариф замена ОДПУ не входит, что следует из договора управления многоквартирным домом. УК «Социальная» проводило по своей инициативе внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме 14.07.2022 с целью принятия решения и утверждения тарифа по реконструкции узла учета тепловой энергии, кворум не состоялся, тариф не был утвержден. ОДПУ тепла вышел из строя по вине ООО «Сибирь», что было установлено судом, следовательно, был сломан в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей ООО «Сибирь», соответственно УК «Социальная» не подпадает под критерии наступления гражданско- правой ответственности, не является причинителем вреда. При этом УК «Социальная действовала в рамках законодательства и не нарушала права истца, в то время как истец свои обязанности не исполняет и плату по управлению содержанию и ремонту общего имущества не вносит. Кроме того, полагал, что спорное правоотношение не вытекает из обязательства по выполнению каких-либо работ, оказания услуг по договору управления многоквартирным жилым домом и на указанные отношения п.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется. Полагает, что истец как собственник одной квартиры в доме, не вправе рассчитывать неустойку из суммы в 100%, поскольку расходы в общем имуществе исчисляется пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно ч. 8 ст. 13 указанного Закона действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 данного Закона организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Согласно ч.1, 2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 №491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень (вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с п. «б» ч.2 указанных Правил перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Согласно п.2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 (далее – Правила от 15.05.2013 № 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ( в частности: разработка с учетом Минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей; подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома); организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (подп. «в,д» п.4 Правил от 15.05.2013 № 416).

Проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников (п.5 Правил от 15.05.2013 № 416).

Как следует из материалов дела истец Филиппов В.П. является собственником /________/, находящейся в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, /________/, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.03.2018, данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.

Как установлено судом управляющей компанией в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, /________/ 01.01.2022 года является ООО «УК «Социальная», с которой 13.12.2021 года заключен Договор управления многоквартирным домом.

Согласно п. 2.1 Договора управления многоквартирным домом от 13.12.2021, заключенным между ООО «УК «Социальная» и собственниками дома Управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение указанного в п. 9.1 Договора срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги. Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, граница балансовой принадлежности между общим и личным имуществом собственников помещений, структура платы (виды и состав услуг и работ) по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, нормативы выполнения работ по содержанию общего имущества указывается в дополнительных приложениях к настоящему договору.

Материалами дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, /________/ ранее был оснащен прибором учета тепловой энергии, который на момент принятия многоквартирного жилого дома на обслуживание ООО «УК «Социальная» находился в нерабочем состоянии.

Общедомовой прибор учета тепла входит в состав общего имущества многоквартирного дома, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами.

Как следует из акта осмотра многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/, проведенного 15.01.2022 года комиссией с участием представителей ООО «УК «Социальная» и председателя МКД был произведен осмотр конструктивных элементов, инженерного оборудования, в ходе которого установлено, что прибор учета тепла находится в неисправном состоянии.

Согласно материалам дела Филиппов В.П. обращался в ООО «УК «Социальная» по вопросу ОДПУ тепловой энергии, получал разъяснения о необходимости принятия собственниками решения об установки и финансировании замены ОДПУ тепла, что подтверждается письмами ООО «УК «Социальное» /________/, /________/ от 21.06.2022.

30.06.2022 года истцом Филипповым В.П. в адрес ООО «УК «Социальная» была направлена претензия, в которой истец указал, что в результате бездействия управляющей компании уничтожен общедомовой прибор учета тепла, ущерб собственникам не возмещен, в связи с чем он просил в течение двух недель со дня получения претензии выполнить работы по замене ОДПУ тепла на сумму 191321 рубль.

Ввиду бездействия ответчика и неисполнения обязанности по договору управления многоквартирным домом по выполнению работ по замене ОДПУ тепловой энергии истец обратился в суд с требованием о его замене.

Разрешая заявленное требование, суд исходит из следующего.

Как установлено выше, многоквартирный дом был принят на обслуживания ООО «УК «Социальная», в котором был установлен ОДПУ тепловой энергии и который на момент принятия дома и заключения договора управления многоквартирным домом находился в нерабочем состоянии с мая 2021 года.

Предыдущей управляющей компанией в доме являлось ООО «Сибирь», по вине которой прибор учета тепловой энергии вышел из строя и подлежал замене как неработающий.

Данные обстоятельства подтверждаются решением Кировского районного суда г. Томска от 14.02.2022, вступившим в законную силу 21.07.2022. по иску Филиппова В.П. к ООО «Сибирь» об обязании восстановить общедомовой прибор учета тепловой энергии, компенсации морального вреда, неустойки, судебного штрафа.

Решением суда и апелляционной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 21.07.2022 было установлено, что 14.05.2021 в 18.30 час. произошел порыв на подводящей теплоцентрали АО «ТомскРТС», в результате произошло затопление подвала жилого дома горячей водой, в котором были установлены теплосчетчик, расходомер, тепловычислитель, термопреобразователь, указанное имущество вышло из строя.

Как следует из письма АО «Томск РТС» №/________/ от 06.07.2021, АО «ТомскРТС» выявлен случай ненадлежащей эксплуатации прибора учета тепловой энергии, установленного в жилом доме, в связи с чем ООО «Сибирь» сообщено о необходимости восстановить работоспособность указанного узла учета.

19.08.2021 ООО «Сибирь» получен ответ АО «Томск РТС» №/________/, согласно которому претензии ООО «Сибирь» по восстановлению оборудования не обоснована, т.к. причиной повреждения стало ненадлежащее исполнение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно акту вывода прибора узла учета тепловой энергии из эксплуатации от 16.06.2021 последние показания индивидуального прибора учета /________/ сняты 12.05.2021 в 10.00 час, узел учета тепловой энергии не может служить для коммерческого расчета тепловой энергии.

Судебными инстанциями указано, что поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома, обязанность по восстановлению его работоспособности (замене) должна быть возложена на ООО «Сибирь» как на лицо, обязанное обеспечить содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в надлежащем, рабочем состоянии и осуществляющее управление домом на момент 14.05.2021 (дата выявления неисправности общедомового прибора учета) до 01.11.2021 с взиманием платы за свои услуги. Однако, поскольку ООО «Сибирь» не имеет возможности исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом по указанному адресу, актом приема-передачи технической документации от 17.11.2021 подтверждается передача ООО «Сибирь» председателю многоквартирного жилого дома Петровой О.Н. документации, связанной с управлением многоквартирным жилым домом, а управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО «УК Социальная», суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ООО «Сибирь» со дня вступления в законную силу решения суда восстановить общедомовой прибор учета тепловой энергии путем замены общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: г.Томск, /________/.

Учитывая несвоевременность замены прибора учета тепловой энергии, были удовлетворены исковые требования Филиппова В.П. о компенсации морального вреда и отказано во взыскании неустойки по п. 5 ст. 28 Закона ПФ «О защите прав потребителя», поскольку спорное правоотношение не вытекает из обязательства по выполнению каких-либо работ, оказанию платных услуг по договору управления многоквартирным домом.

Таким образом, обстоятельства, связанные с фактом причинения вреда в виде повреждения общедомового прибора учета тепловой энергии ввиду произошедшей аварии по вине ООО «Сибирь» в результате которого ОДПУ вышел из строя, установлены решением суда, вступившим в законную силу.

Поскольку названное решение суда вступило в законную силу, обстоятельства, им установленные, не подлежат доказыванию вновь, имеют для участвующих в настоящем споре сторон преюдициальное значение (ст. 61 ГПК РФ, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Вместе с тем, доводы истца о том, что УК «Социальная» на основании указанного решения суда является лицом обязанным произвести замену ОДПУ тепловой энергии, суд признает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства по отношению к новой управляющей компании не были предметом судебного разбирательства.

Действительно законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов, в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (п. 5 ст. 19 Закона N 190-ФЗ, п. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ). Общество, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, в силу своего статуса (п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 162 ЖК РФ) должно принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме."

Однако на момент избрания ООО «УК «Социальная» в качестве управляющей компании собственниками дома не было принято мер по решению вопроса о восстановлении ОДПУ тепловой энергии на доме, убытки с ООО «Сибирь» не взысканы.

ООО «УК «Социальная» приняло многоквартирный дом с узлом учета тепловой энергии, который находился в нерабочем состоянии и как установлено судом не мог быть принят для коммерческого расчета расходов тепловой энергии.

Из материалов дела следует, что узел учета тепловой энергии подлежит реконструкции, с полной заменой расходомера и тепловычеслителя, проведения других работ, в том числе по проектированию, о чем также свидетельствует представленная в материалы дела калькуляция стоимости работ на сумму 191321 рубль, составленная ООО «Центр сервисного обслуживания».

Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Подпунктом "с" п. 31 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Согласно пункту 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.

Как установлено судом, предусмотренного законом решения собственников о замене ОДПУ тепловой энергии с решением вопроса об оплате указанных работ, принято не было.

Доводы истца о том, что все текущие работы считаются предусмотренными договором управления многоквартирным домом и должны выполняться без решения общего собрания, при возникшей ситуации с ОДПУ тепла в указанном многоквартирном доме, суд находит необоснованными.

Поскольку ОДПУ тепловой энергии вышел из строя и находился в нерабочем состоянии, работы по его замене, установке нового ОДПУ не вошли в перечень работ по содержанию и ремонту жилого дома и не были включены в договор управления многоквартирного дома, тариф по содержанию и ремонту общего имущества был утвержден без учета стоимости работ по его замене, в связи с чем решение собственников по вопросу восстановления ОДПУ тепловой энергии в данном случае необходимо.

В обязанность ООО «УК «Социальная» согласно договору управления многоквартирным домом входит надлежащая эксплуатация (осмотр, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) которые установлены и эксплуатируются в доме, однако еще до избрания новой управляющей компании ОДПУ вышел из строя и подлежал замене, многоквартирный дом был принят с неисправным прибором учета.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что после установления неисправности ОДПУ тепловой энергии ответчик инициировал проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу проведения реконструкции узла учета тепловой энергии и стоимости проведения указанных работ, которая предварительно была запрошена в ООО «Центр сервисного обслуживани», а также по утверждению суммы целевого сбора, необходимого для проведения указанных работ сроком на 12 месяцев или сроком на 24 месяца.

Согласно протоколу № 2 от 14.07.2022 собрание собственников, проводимого в форме заочного голосования с 20:00 21.06.2022 до 20:00 12.07.2022 признано несостоявшимся в связи с отсутствием кворума.

Вместе с тем, законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Поскольку узел учета тепловой энергии был выведен из строя не по вине ООО УК «Социальная», реконструкция узла учета не входит в перечень текущих работ, затраты на его ремонт не были включены в состав утвержденного собственниками тарифа (Приложение 5 к Договору управления многоквартирным домом), без соответствующего решения собственников о замене (установлении) поврежденного узла учета тепловой энергии на ООО «УК «Социальная» не может быть возложена обязанность по его замене в течение срока указанного истцом.

При вышеуказанных обстоятельствах, оснований считать, что ООО «УК «Социальная» нарушила и не исполняет обязательства, взятые на себя по договору управления многоквартирным домом от 13.12.2021, у суда не имеется.

Кроме того, как следует из материалов дела ответчик предпринял меры для согласования с собственниками помещений дома предстоящих затрат на реконструкцию узла учета тепловой энергии, как и оставил за собой право на ее проведение с распределением расходов между собственниками, срок на принятия решения о замене узла учета тепловой энергии с последующим возложением на собственников расходов по его замене, установленный законодательством не наступил.

Довод истца со ссылкой на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N АКПИ16-375, в котором указано, что работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме, при указанных спорных правоотношениях не применимо, поскольку на дом ранее был оснащен ОДПУ тепловой энергии.

Кроме того, в отсутствии решения собрания о проведении работ по реконструкции (замене) поврежденного узла учета тепловой энергии, Филиппов В.П., как один из собственников жилого помещения, не вправе заявлять требования о замене ОДПУ тепловой энергии на конкретную сумму, поскольку остальные собственники ему такое право не делегировали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование об обязании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/ в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы на сумму 191321 рубль по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/ не подлежит удовлетворению.

Учитывая, что нарушение прав потребителей ответчиком по настоящему делу не установлено, не подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда, неустойки (пени) по п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», штрафа, как производные требования, предусмотренные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также требование о взыскании судебной неустойки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФилипповаВячеслава Павловича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» о возложении обязанности выполнить работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома, компенсации морального вреда, неустойки за нарушение сроков исполнения работ по замене ОДПУ тепла, судебной неустойки -оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Е.С. Николаенко

Помощник судьи А.С. Лузина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.09.2022.

Производство № 2-2116/2022

УИД 70RS0001-01-2022-003355-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«05» сентября 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко Е.С.

при секретаре Авдеева Ю.А.

помощник судьи Лузина А.С.

с участием

истца Филиппова В.П.

представителя ответчика Тарханова К.Е., действующего на основании доверенности от 21.04.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Филиппова Вячеслава Павловича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» о возложении обязанности выполнить работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома, компенсации морального вреда, неустойки за нарушение сроков исполнения работ по замене ОДПУ тепла, судебной неустойки

Установил:

Филиппов В.П. обратился в суд с иском к ООО «УК «Социальная» о возложении обязанности выполнить работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома, компенсации морального вреда, неустойки.

В обоснование требований указано, что в мае 2021 в результате аварийного затопления подвала водой был уничтожен общедомовой прибор учета тепла (ОДПУ) многоквартирного дома по адресу:г.Томск, /________/. 14 февраля 2022 решением Кировского районного суда г. Томска было установлено, что прибор подлежит полной замене, а лицом обязанным произвести замену ОДПУ тепла является ООО «УК «Социальная» 21.06.2022 решение суда вступило в законную силу. С 01.01.2022 на основании Договора управления многоквартирным домом от 13.12.2021 услуги по управлению, содержанию и ремонту общим имуществом оказывает ООО УК «Социальная». Решением собственников от 13.12.2021 установлен тариф по управлению, содержанию и ремонту общим имуществом 23,73 за кв.м Согласно письму ООО «УК «Социальная» за /________/ от 21.06.2022 в состав тарифа по содержанию общего имущества входят расходы по замене прибора учета энергетических ресурсов. Согласно калькуляции стоимости работ ООО «Центр сервисного обслуживания», выполненной по заказу ООО «УК «Социальная», работы по замене ОДПУ тепла составляет 191321 рубль. 30.06.2022 истец обратился в УК с претензией о выполнении работ по замене прибора учета стоимостью 191321 рубль с установлением нового срока выполнения работ -две недели. Однако по истечении установленного срока до 14.07.2022 УК работы не выполнила. Бездействиями ответчика нарушены права истца как потребителя и причинен моральный вред, который выразился в негативных эмоциях, бытовых неудобствах. Принимая во внимание деятельность нарушения прав потребителя, виновное поведение ответчика считает, что размер денежной компенсации морального вреда должен составлять 10000 рублей.

Полагает, что в соответствии с ч.1 ч.2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящего в состав общего имущества. В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 «восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей и кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в МКД возложено на управляющую компанию. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с правовой позицией судебных инстанций все текущие работы для надлежащего содержания общего имущества МКД считаются предусмотренными в договоре управления, управляющие организации обязаны выполнять их вне зависимости от наличия такого условия или решения общего собрания собственников. В соответствии с п.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» замена прибора учета энергоснабжения подлежит замене в срок два месяца. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются решением Кировского районного суда г. Томска от 14.02.2022, калькуляцией стоимости работ ООО «Центр сервисного обслуживания, договором управления многоквартирного дома от 13.12.2021, актом осмотра общего имущества от 15.01.2022. Принимая во внимание, что ответчик в установленные сроки не выполнил обязательные работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома стоимостью 191321 рубля, истец просит суд:

- обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/) в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы на сумму 191321 рубль по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/

- взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/) в пользу Филиппова Вячеслава Павловича денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

- взыскать неустойку в виде пени за просрочку выполнения работ по п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей в РФ» с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/) в пользу Филиппова Вячеслава Павловича.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, по основаниям в нем изложенным. Представил заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором также просит взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере пять тысяч рублей за каждый календарный день просрочки исполнения решения суда по день фактического исполнения.

В судебном заседании представил дополнительные письменные объяснения, доводы которых поддержал. Пояснил, что общедомовой прибор учета тепла многоквартирного дома был выведен из строя в результате аварийной ситуации при обстоятельствах, указанных в решении Кировского районного суда г. Томска от 14.02.2022 по делу /________/. С 01.01.2022 услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома оказывает ООО «УК «Социальная», на которую в силу действующего законодательства возлагается обязанность по ремонту и замене ОДПУ тепла, который входит в состав общего имущества МКД. Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергоснабжению жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды и тепла возложена на лиц, ответственных за содержание МКД. При этом все текущие, неотложные и обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться УК независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Согласно ответу ООО «УК «Социальная» от 21.6.2022 исх. /________/ тариф по содержанию общедомовых приборов учета установлен на основании обязанности управляющей организации по установке и содержанию приборов учета энергетических ресурсов. До настоящего времени ответчик обязанности по договору управления в части замены поврежденного прибора учета тепла не исполнил, работы по возмещению ущерба с виновного лица не производит. Кроме того, полагает, что у ответчика имеется безусловная обязанность выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в минимальный перечень работ, вне зависимости от обязательств иных лиц отношении такого имущества, на что указано в п. 30 Обзора судебной практики Верховного суда РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30.06.2021. Также указал, что при рассмотрении гражданского дела /________/ установлено, что ответчиком по требованиям о восстановлении прибора учета тепла является ООО «УК «Социальная», апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 21.06.2022 признано, что данный вывод основан на законе и доказательствах, которым дана соответствующая оценка в решении суда. Соответственно, обстоятельство, что УК «Социальная» является обязанным лицом по требованиям о замене ОДПУ тепла не подлежит оспариванию в рамках настоящего дела. В установленные сроки ответчик не произвел ремонт ОДПУ тепла, отказал в удовлетворении претензии. В связи с чем, достаточным основанием для взыскания неустойки по п.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителя» за ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома являются факты обращения потребителя с требованием об устранении выявленного недостатка и несвоевременность его устранения, соответственно неустойка должна быть взыскана за период с 14 июля 2022 по 19.08.2022, что составит 36 дней, поскольку он как потребитель с 30.06.2022 назначил новый срок ответчику для окончания выполнения работ 2 недели и который истек 14 июля 2022. Считал, что если суд согласится с позицией ответчика о том, что расчет пени должен быть произведен из общей цены заказа на содержание общего имущества, то расчет неустойки должен быть произведен из общей цены за услугу по содержанию общего имущества дома по адресу: г. Томск, /________/.

Представитель ответчика ООО «УК «Социальная» в судебном заседании полагал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, полагал их незаконными, необоснованными по изложенным в письменных отзывах основаниям, доводы которых поддержал. Пояснил, что факт выхода из строя ОДПУ тепла по вине ООО «Сибирь» установлен решением суда. Законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если собственники такую обязанность не исполняют, тогда ресурсоснабжающая организация может установить ОДПУ, в связи с чем считает, что надлежащим ответчиком по делу должен являться ТомскРТС. Указал, что при принятии дома для обслуживания УК «Социальная» произвела осмотр и составила акт всех выявленных нарушений и поломок, что было отражено в акте осмотра от 15.01.2022. До этого момента о выходе теплового узла из строя известно не было, в утвержденный собственниками тариф замена ОДПУ не входит, что следует из договора управления многоквартирным домом. УК «Социальная» проводило по своей инициативе внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме 14.07.2022 с целью принятия решения и утверждения тарифа по реконструкции узла учета тепловой энергии, кворум не состоялся, тариф не был утвержден. ОДПУ тепла вышел из строя по вине ООО «Сибирь», что было установлено судом, следовательно, был сломан в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей ООО «Сибирь», соответственно УК «Социальная» не подпадает под критерии наступления гражданско- правой ответственности, не является причинителем вреда. При этом УК «Социальная действовала в рамках законодательства и не нарушала права истца, в то время как истец свои обязанности не исполняет и плату по управлению содержанию и ремонту общего имущества не вносит. Кроме того, полагал, что спорное правоотношение не вытекает из обязательства по выполнению каких-либо работ, оказания услуг по договору управления многоквартирным жилым домом и на указанные отношения п.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется. Полагает, что истец как собственник одной квартиры в доме, не вправе рассчитывать неустойку из суммы в 100%, поскольку расходы в общем имуществе исчисляется пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно ч. 8 ст. 13 указанного Закона действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 данного Закона организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Согласно ч.1, 2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 №491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень (вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В соответствии с п. «б» ч.2 указанных Правил перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Согласно п.2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 (далее – Правила от 15.05.2013 № 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ( в частности: разработка с учетом Минимального перечня перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей; подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома); организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (подп. «в,д» п.4 Правил от 15.05.2013 № 416).

Проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников (п.5 Правил от 15.05.2013 № 416).

Как следует из материалов дела истец Филиппов В.П. является собственником /________/, находящейся в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, /________/, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.03.2018, данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.

Как установлено судом управляющей компанией в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, /________/ 01.01.2022 года является ООО «УК «Социальная», с которой 13.12.2021 года заключен Договор управления многоквартирным домом.

Согласно п. 2.1 Договора управления многоквартирным домом от 13.12.2021, заключенным между ООО «УК «Социальная» и собственниками дома Управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение указанного в п. 9.1 Договора срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги. Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, граница балансовой принадлежности между общим и личным имуществом собственников помещений, структура платы (виды и состав услуг и работ) по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, нормативы выполнения работ по содержанию общего имущества указывается в дополнительных приложениях к настоящему договору.

Материалами дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, /________/ ранее был оснащен прибором учета тепловой энергии, который на момент принятия многоквартирного жилого дома на обслуживание ООО «УК «Социальная» находился в нерабочем состоянии.

Общедомовой прибор учета тепла входит в состав общего имущества многоквартирного дома, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами.

Как следует из акта осмотра многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/, проведенного 15.01.2022 года комиссией с участием представителей ООО «УК «Социальная» и председателя МКД был произведен осмотр конструктивных элементов, инженерного оборудования, в ходе которого установлено, что прибор учета тепла находится в неисправном состоянии.

Согласно материалам дела Филиппов В.П. обращался в ООО «УК «Социальная» по вопросу ОДПУ тепловой энергии, получал разъяснения о необходимости принятия собственниками решения об установки и финансировании замены ОДПУ тепла, что подтверждается письмами ООО «УК «Социальное» /________/, /________/ от 21.06.2022.

30.06.2022 года истцом Филипповым В.П. в адрес ООО «УК «Социальная» была направлена претензия, в которой истец указал, что в результате бездействия управляющей компании уничтожен общедомовой прибор учета тепла, ущерб собственникам не возмещен, в связи с чем он просил в течение двух недель со дня получения претензии выполнить работы по замене ОДПУ тепла на сумму 191321 рубль.

Ввиду бездействия ответчика и неисполнения обязанности по договору управления многоквартирным домом по выполнению работ по замене ОДПУ тепловой энергии истец обратился в суд с требованием о его замене.

Разрешая заявленное требование, суд исходит из следующего.

Как установлено выше, многоквартирный дом был принят на обслуживания ООО «УК «Социальная», в котором был установлен ОДПУ тепловой энергии и который на момент принятия дома и заключения договора управления многоквартирным домом находился в нерабочем состоянии с мая 2021 года.

Предыдущей управляющей компанией в доме являлось ООО «Сибирь», по вине которой прибор учета тепловой энергии вышел из строя и подлежал замене как неработающий.

Данные обстоятельства подтверждаются решением Кировского районного суда г. Томска от 14.02.2022, вступившим в законную силу 21.07.2022. по иску Филиппова В.П. к ООО «Сибирь» об обязании восстановить общедомовой прибор учета тепловой энергии, компенсации морального вреда, неустойки, судебного штрафа.

Решением суда и апелляционной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 21.07.2022 было установлено, что 14.05.2021 в 18.30 час. произошел порыв на подводящей теплоцентрали АО «ТомскРТС», в результате произошло затопление подвала жилого дома горячей водой, в котором были установлены теплосчетчик, расходомер, тепловычислитель, термопреобразователь, указанное имущество вышло из строя.

Как следует из письма АО «Томск РТС» №/________/ от 06.07.2021, АО «ТомскРТС» выявлен случай ненадлежащей эксплуатации прибора учета тепловой энергии, установленного в жилом доме, в связи с чем ООО «Сибирь» сообщено о необходимости восстановить работоспособность указанного узла учета.

19.08.2021 ООО «Сибирь» получен ответ АО «Томск РТС» №/________/, согласно которому претензии ООО «Сибирь» по восстановлению оборудования не обоснована, т.к. причиной повреждения стало ненадлежащее исполнение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно акту вывода прибора узла учета тепловой энергии из эксплуатации от 16.06.2021 последние показания индивидуального прибора учета /________/ сняты 12.05.2021 в 10.00 час, узел учета тепловой энергии не может служить для коммерческого расчета тепловой энергии.

Судебными инстанциями указано, что поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома, обязанность по восстановлению его работоспособности (замене) должна быть возложена на ООО «Сибирь» как на лицо, обязанное обеспечить содержание общего имущества многоквартирного жилого дома в надлежащем, рабочем состоянии и осуществляющее управление домом на момент 14.05.2021 (дата выявления неисправности общедомового прибора учета) до 01.11.2021 с взиманием платы за свои услуги. Однако, поскольку ООО «Сибирь» не имеет возможности исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом по указанному адресу, актом приема-передачи технической документации от 17.11.2021 подтверждается передача ООО «Сибирь» председателю многоквартирного жилого дома Петровой О.Н. документации, связанной с управлением многоквартирным жилым домом, а управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО «УК Социальная», суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ООО «Сибирь» со дня вступления в законную силу решения суда восстановить общедомовой прибор учета тепловой энергии путем замены общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: г.Томск, /________/.

Учитывая несвоевременность замены прибора учета тепловой энергии, были удовлетворены исковые требования Филиппова В.П. о компенсации морального вреда и отказано во взыскании неустойки по п. 5 ст. 28 Закона ПФ «О защите прав потребителя», поскольку спорное правоотношение не вытекает из обязательства по выполнению каких-либо работ, оказанию платных услуг по договору управления многоквартирным домом.

Таким образом, обстоятельства, связанные с фактом причинения вреда в виде повреждения общедомового прибора учета тепловой энергии ввиду произошедшей аварии по вине ООО «Сибирь» в результате которого ОДПУ вышел из строя, установлены решением суда, вступившим в законную силу.

Поскольку названное решение суда вступило в законную силу, обстоятельства, им установленные, не подлежат доказыванию вновь, имеют для участвующих в настоящем споре сторон преюдициальное значение (ст. 61 ГПК РФ, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").

Вместе с тем, доводы истца о том, что УК «Социальная» на основании указанного решения суда является лицом обязанным произвести замену ОДПУ тепловой энергии, суд признает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства по отношению к новой управляющей компании не были предметом судебного разбирательства.

Действительно законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов, в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (п. 5 ст. 19 Закона N 190-ФЗ, п. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ). Общество, как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг, в силу своего статуса (п. 1 ст. 161 и п. 2 ст. 162 ЖК РФ) должно принять меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме."

Однако на момент избрания ООО «УК «Социальная» в качестве управляющей компании собственниками дома не было принято мер по решению вопроса о восстановлении ОДПУ тепловой энергии на доме, убытки с ООО «Сибирь» не взысканы.

ООО «УК «Социальная» приняло многоквартирный дом с узлом учета тепловой энергии, который находился в нерабочем состоянии и как установлено судом не мог быть принят для коммерческого расчета расходов тепловой энергии.

Из материалов дела следует, что узел учета тепловой энергии подлежит реконструкции, с полной заменой расходомера и тепловычеслителя, проведения других работ, в том числе по проектированию, о чем также свидетельствует представленная в материалы дела калькуляция стоимости работ на сумму 191321 рубль, составленная ООО «Центр сервисного обслуживания».

Согласно п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Подпунктом "с" п. 31 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Согласно пункту 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.

Как установлено судом, предусмотренного законом решения собственников о замене ОДПУ тепловой энергии с решением вопроса об оплате указанных работ, принято не было.

Доводы истца о том, что все текущие работы считаются предусмотренными договором управления многоквартирным домом и должны выполняться без решения общего собрания, при возникшей ситуации с ОДПУ тепла в указанном многоквартирном доме, суд находит необоснованными.

Поскольку ОДПУ тепловой энергии вышел из строя и находился в нерабочем состоянии, работы по его замене, установке нового ОДПУ не вошли в перечень работ по содержанию и ремонту жилого дома и не были включены в договор управления многоквартирного дома, тариф по содержанию и ремонту общего имущества был утвержден без учета стоимости работ по его замене, в связи с чем решение собственников по вопросу восстановления ОДПУ тепловой энергии в данном случае необходимо.

В обязанность ООО «УК «Социальная» согласно договору управления многоквартирным домом входит надлежащая эксплуатация (осмотр, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) которые установлены и эксплуатируются в доме, однако еще до избрания новой управляющей компании ОДПУ вышел из строя и подлежал замене, многоквартирный дом был принят с неисправным прибором учета.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что после установления неисправности ОДПУ тепловой энергии ответчик инициировал проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу проведения реконструкции узла учета тепловой энергии и стоимости проведения указанных работ, которая предварительно была запрошена в ООО «Центр сервисного обслуживани», а также по утверждению суммы целевого сбора, необходимого для проведения указанных работ сроком на 12 месяцев или сроком на 24 месяца.

Согласно протоколу № 2 от 14.07.2022 собрание собственников, проводимого в форме заочного голосования с 20:00 21.06.2022 до 20:00 12.07.2022 признано несостоявшимся в связи с отсутствием кворума.

Вместе с тем, законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Поскольку узел учета тепловой энергии был выведен из строя не по вине ООО УК «Социальная», реконструкция узла учета не входит в перечень текущих работ, затраты на его ремонт не были включены в состав утвержденного собственниками тарифа (Приложение 5 к Договору управления многоквартирным домом), без соответствующего решения собственников о замене (установлении) поврежденного узла учета тепловой энергии на ООО «УК «Социальная» не может быть возложена обязанность по его замене в течение срока указанного истцом.

При вышеуказанных обстоятельствах, оснований считать, что ООО «УК «Социальная» нарушила и не исполняет обязательства, взятые на себя по договору управления многоквартирным домом от 13.12.2021, у суда не имеется.

Кроме того, как следует из материалов дела ответчик предпринял меры для согласования с собственниками помещений дома предстоящих затрат на реконструкцию узла учета тепловой энергии, как и оставил за собой право на ее проведение с распределением расходов между собственниками, срок на принятия решения о замене узла учета тепловой энергии с последующим возложением на собственников расходов по его замене, установленный законодательством не наступил.

Довод истца со ссылкой на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N АКПИ16-375, в котором указано, что работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме, при указанных спорных правоотношениях не применимо, поскольку на дом ранее был оснащен ОДПУ тепловой энергии.

Кроме того, в отсутствии решения собрания о проведении работ по реконструкции (замене) поврежденного узла учета тепловой энергии, Филиппов В.П., как один из собственников жилого помещения, не вправе заявлять требования о замене ОДПУ тепловой энергии на конкретную сумму, поскольку остальные собственники ему такое право не делегировали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование об обязании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» (ОГРН /________/, ИНН /________/ в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы на сумму 191321 рубль по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома по адресу: г. Томск, /________/ не подлежит удовлетворению.

Учитывая, что нарушение прав потребителей ответчиком по настоящему делу не установлено, не подлежат удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда, неустойки (пени) по п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», штрафа, как производные требования, предусмотренные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также требование о взыскании судебной неустойки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФилипповаВячеслава Павловича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Социальная» о возложении обязанности выполнить работы по замене ОДПУ тепла многоквартирного дома, компенсации морального вреда, неустойки за нарушение сроков исполнения работ по замене ОДПУ тепла, судебной неустойки -оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Е.С. Николаенко

Помощник судьи А.С. Лузина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.09.2022.

2-2116/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Филиппов Вячеслав Павлович
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Социальная"
Другие
Тарханов Константин Евгеньевич
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Николаенко Е.С.
Дело на странице суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2022Подготовка дела (собеседование)
17.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее