РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 18 января 2024 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе;
председательствующего судьи Ионовой О.Н.,
при секретаре Мышенковой А.Е.,
с участием:
истца Адикаева Фатиха Касимовича,
представителя истца адвоката Торчиковой Эльвиры Валерьевны, действующей на основании ордера №3089 от 26 октября 2023 г.,
ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия,
представителя ответчика Чибиркиной Ирины Федоровны, действующей на основании доверенности №5 от 01 января 2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адикаева Фатиха Касимовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и подлежащим отмене решения в части не включения периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда,
установил:
Адикаев Ф.К. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту - ОСФР по Республике Мордовия) о признании незаконным и подлежащим отмене решения в части не включения периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда.
В обосновании иска указано, что 07 сентября 2023 г. истец обратился в ОСФР по Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28 февраля 2013 г. «О страховых пенсиях». Решением заместителя управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 13 сентября 2023 г. №139426/23 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Из мотивировочной части решения следует, что в его специальный стаж не включены периоды работы с 09 октября 1987 г. по 07 августа 1989 г. монтажником 4 разряда в Саранской ПМК-1 ССК, с 08 августа 1989 г. по 02 ноября 1997 г., с 01 июня 1998 г. по 03 ноября 1998 г., с 02 мая 1999 г. по 06 июля 1999 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК. Не рассмотрен период работы с 18 апреля 1985г. по 06 ноября 1985 г. в качестве монтажника СПМК ССК объединения «Мордовколхозстрой».
Истец считает решение заместителя управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 13 сентября 2023 г. №139426/23 в части не включения вышеуказанных периодов и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и необоснованным, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации №537 от 18 июля 2002 г. установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию о возрасту на льготных условиях», утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 г. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г., засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наравне с работами, предусмотренными Списком №2 1991 г.
Разделом XXXII «Общие профессии» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики ручной сварки, «Электрогазосварщики, занятые на резке ручной и сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Истец указывает, что согласно записям в его трудовой книжке АТ-11 №7538984 с 2 сентября 1980 г. он был принят, монтажником 4 разряда переводом с ATM «Мордовколхозстрой» в СПМК ССК объединения «Мордовколхозстрой». 06 ноября 1985 г. он уволился по собственному желанию, 09 октября 1987 г. он были принят монтажником 4 разряда в Саранскую ПМК-1 ССК. 12 июля 1989 г. ему был присвоен третий разряд электрогазосварщика 3 разряда. 10 июля 1989 г. ПМК-1 ССК переименована в МПМК «Саранская» 3 МССК. 10 июля 1989 г. он зачислен электрогазосварщиком 3 разряда ручной сварки. 07 июля 1999 г. он уволился по собственному желанию. Передвижная механизированная колонна Сельского строительного комбината объединения «Мордовколхозстрой» организовано в 1964 г. и занималась строительством животноводческих комплексов для колхозов и совхозов. Согласно Положению «О межхозяйственной передвижной механизированной колонне «Саранская» 3 объединения «Мордовагропромстрой» основными видами деятельности МПМК «Саранская» 3 являются: новое строительство жилых домов, объектов социально-культурного назначения.
В период работы истца электрогазосварщиком в качестве сварочного аппарата на предприятии использовался единственный вид сварочного аппарата - однопостовый сварочный выпрямитель ВД-306Д, на котором он работал полный рабочий день. Согласно технической характеристики - однопостовый сварочный выпрямитель ВД-306Д, предназначен для ручной сварки, иных видов сварочных работ не указано. При сварке использовались электроды МР-ЗС, сварные детали сваривались вручную. Для сварки при помощи электродов мне выдавали специальные защитные очки, маску, брезентовую робу, плотные брезентовые перчатки.
Основывая свои требования на положениях пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец просил суд:
- признать незаконным и отменить решение заместителя управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 13 сентября 2023 г. №139426/23 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части не включения периодов его работы с 18 апреля 1985 г. по 06 ноября 1985 г. в качестве монтажника СПМК ССК объединения «Мордовколхозстрой, с 09 октября 1987 г. по 07 августа 1989 г. монтажником 4 разряда в Саранской ПМК-1 ССК, с 08 августа 1989 г. по 02 ноября 1997 г., с 01 июня 1998 г. по 03 ноября 1998 г., с 02 мая 1999 г. по 06 июля 1999 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК и в части отказа в назначения досрочной страховой пенсии;
- обязать ОСФР по Республике Мордовия включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы: с 18 апреля 1985 г. по 06 ноября 1985 г. в качестве монтажника СПМК ССК объединения «Мордовколхозстрой», с 09 октября 1987 г. по 07 августа 1989 г. монтажником 4 разряда в Саранской ПМК-1 ССК, 08 августа 1989 г. по 02 ноября 1997 г., с 01 июня 1998 г. по 03 ноября 1998 г., с 02 мая 1999 г. по 06 июня 1999 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК;
- обязать ОСФР по Республике Мордовия назначить ему досрочную страховою пенсию в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 07 сентября 2023 года.
18 января 2024 г. от истца Адикаева Ф.К. поступило заявление об уточнении исковых требований, принятое судом на основании части 1 статьи 39 ГПК Российской Федерации, в котором истец просит суда:
- признать незаконным и отменить решение заместителя управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 13 сентября 2023 г. №139426/23 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части не включения периодов работы с 08 августа 1989 г. по 26 сентября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК и в части отказа в назначения досрочной страховой пенсии;
- обязать ОСФР по Республике Мордовия включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы с 08 августа 1989 г. по 26 сентября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК;
- обязать ОСФР по Республике Мордовия назначить ему досрочную страховую пенсию в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», с 07 сентября 2023 г.
Определением Ленинского районного суда г.Саранска от 18 января 2024 г. принят отказ истца Адикаева Ф.К. от исковых требований к ОСФР по Республике Мордовия о включении в специальный стаж периодов работы с 18 апреля 1985 г. по 06 ноября 1985 г. в качестве монтажника СПМК ССК объединения «Мордовколхозстрой», с 09 октября 1987 г. по 07 августа 1989 г. монтажником 4 разряда в Саранской ПМК -1 ССК, и производства по делу в указанной части прекращено на основании абзаца четыре статьи 220 ГПК Российской Федерации.
В судебном заседание истец Адикаев Ф.К., представитель истца адвокат Торчикова Э.В. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме с учетом заявления от 18 января 2024 г. об уточнении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Республике Мордовия Чибиркина И.Ф. против удовлетворения исковых требований возразила, по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что 7 сентября 2023 г. Адикаев Ф.К. обратился в ОСФР по Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400 от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением заместителя управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 13 сентября 2023 г. № 139426/23 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Указанным решением не засчитан в специальный стаж период работы
истца с 08 августа 1989 г. по 02 ноября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК, и другие периоды, которые истцом не оспариваются, поскольку в соответствии со Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, (раздел XXXIII «Общие профессии» позицией 23200000-19756) правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Документы, подтверждающие фактическое выполнение работ на резке и ручной сварке, отсутствуют. Организация ликвидирована. Страхователем (работодателем) представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для назначения пенсии без кода льгот в графе «особые условия труда».
В решении указаны условия назначения пенсии, имеющиеся у заявителя: достижение возраста 60 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – 29,084, наличие страхового стажа 26 лет 05 месяцев 21 день).
В решении указаны условия назначения пенсии отсутствующие у заявителя: наличие не менее 6 лет 03 месяцев специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Указанное решение ОСФР по Республике Мордовия, в оспариваемой части, суд находит незаконным, по следующим основаниям.
Пенсионное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федерального закона от 01 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения
права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в; разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01 января 2015 г. основания назначения пенсии предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях» применяемый в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 01 января 2015г.) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно статье 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
К таким условиям, исходя из положений статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», относятся соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях») (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев
такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствий с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список №2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.
В соответствии со Списками производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г N 1173, разделом XXXII "Общие профессии" право на льготное пенсионное обеспечений имели электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные.
Разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10, установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906), «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756).
Наименование профессии «электросварщик» ранее имели все рабочие, связанные с электросварочными работами. Оно входило в предыдущие выпуски ТКС и ЕТКС и только после введения ЕТКС в 1968 году были введены наименования, содержащие краткую характеристику выполняемых работ. Однако в Списке № 2, утвержденном постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. №1173, наименование «электросварщик» изменено не было. Оно существовало при назначении льготного пенсионного обеспечения до введения новых списков 1991 года, то есть соответствовало существующему на тот период пенсионному законодательству.
Таким образом, до 1 января 1992 г. работа в качестве газосварщика и электросварщика может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 г. данная профессия может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на определенных видах сварочных работ, в связи с чем, для включения в специальный стаж периода работы после 1 января 1992 г. необходимо подтверждение соответствующих условий работы.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 - 94 предусмотрены наименования профессии «электросварщик ручной сварки» (код 19906 5 1-6 02 7212), «электрогазосварщик» (код 19756 2 1-6 02 7212).
Согласно ЕТКС выпуск 2 раздел «Сварочные работы» в характеристику работ «электросварщика ручной сварки» входит: Прихватка деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва; ручная дуговая и плазменная сварка простых деталей в нижнем и вертикальном положении сварного шва, наплавление простых деталей; подготовка изделий и узлов под сварку и зачистка швов после сварки; обеспечение защиты обратной стороны сварного шва в процессе сварки в защитном газе; нагрев изделий и деталей перед сваркой.
Согласно ЕТКС выпуск 2 раздел «Сварочные работы» в характеристику работ «электрогазосварщика» входит: Ручная кислородная резка и резка бензорезательными и керосинорезательными аппаратами стального легковесного и тяжелого лома. Ручная дуговая, плазменная, газовая, автоматическая и полуавтоматическая сварка простых деталей, узлов и конструкций из углеродистых сталей. Кислородная и плазменная прямолинейная и криволинейная резка в нижнем и вертикальном положении сварного шва металлом, а также простых и средней сложности деталей из углеродистых сталей по разметке вручную, на переносных стационарных и плазморезательных машинах. Прихватка деталей, изделий, конструкций во всех пространственных положениях. Подготовка изделий, узлов и соединений под сварку. Зачистка швов после сварки и резки. Обеспечение защиты обратной стороны сварного шва в процессе сварки в защитных газах. Наплавка простых деталей. Устранение раковин и трещин в простых деталях, узлах, отливках. Подогрев конструкций и деталей при правке. Чтение простых чертежей. Подготовка газовых баллонов к работе. Обслуживание переносных газогенераторов.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/70.17 от 2 августа 2000 г. «О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков», правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. «Электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 раздела XXXIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
В соответствии с пунктом 11 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Из копии трудовой книжки АТ-II №7538984 Адикаева Ф.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата заполнения 02 сентября 1980 г., следует, что истец начал свою трудовую деятельность с 1980 года.
Согласно записи №10 от 09 октября 1987 г. истец принят монтажником 4 разряда Саранской ПМК-1 ССК (приказ №53-к от 06 октября 1987 г. Запись №11 от 12 июля 1987 г. присвоен 3 разряд электрогазосварщика (приказ 48-к от 12 июля 1989 г.). Запись №12 от 08 августа 1989 г. переведен электрогазосварщиком 3 разряда (приказ №51-к от 13 августа 1989 г.). Запись №13 от 10 июля 1989 г. ПМК-1 ССК переименована в МПМК «Саранская» 3 МССК (приказ №96 от 10 июля 1989 г.). Запись № 14 от 10 июля 1989 г. зачислен электрогазосварщиком 3 разряда (приказ №96 от 10 июля 1989 г.). Запись №15 от 07 июля 1999 г. уволен по статье 31 Кзот РФ (собственное желание) (приказ 6-л от 07 июля 1999 г.).
В соответствии с пунктом 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 225 от 16 апреля 2003 г., все записи о выполняемой работе, переводе на другую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). При этом исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (пункт 29).
Следует отметить, что в трудовую книжку Адикаева Ф.К. в вышеуказанные периоды его работы, не вносились какие-либо изменения, касающиеся наименования его профессии, либо содержания выполняемых им работ.
Из Положения, утвержденного председателем Правления объединения «Мордовагропромстрой» 13 декабря 1993 г. следует, что межхозяйственная передвижная механизированная колонна «Саранская» 3 создана по постановлению Правления объединения «Межколхозстрой» (ныне «Мордовагропромстрой»).
Согласно пункту 3.2 Положения, основными видами деятельности являются: новое строительство, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт производственных зданий и сооружений, жилых домов, объектов социально-культурного назначения, производство строительных материалов, деталей и конструкций.
Факт работы истца Адикаева Ф.К. в качестве электрогазосварщика ручной сварки, помимо записей в трудовой книжке подтверждается архивными справками, выданными ГКАУ «Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия» содержащими в себе сведения о его заработной плате за период с 1989 по 1997 г.г.; а так же приказы о его работе за спорные периоды, карточкой формы Т-2.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что в период его работы электрогазосварщиком в качестве сварочного аппарата на предприятии использовался единственный вид сварочного аппарата - однопостовый сварочный выпрямитель ВД-306Д, на котором он работал полный рабочий день. Согласно технической характеристики, однопостовый сварочный выпрямитель ВД-306Д, предназначен для ручной сварки, иных видов сварочных работ не указано. При сварке использовались электроды МР-ЗС, сварные детали сваривались вручную. Для сварки при помощи электродов ему выдавали специальные защитные очки, маску, брезентовую робу, плотные брезентовые перчатки.
Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО1, ФИО2
Не доверять показаниями указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и не противоречат иным, имеющимся в деле доказательствам.
Согласно заключению №33-С/23 Государственной экспертизы условий труда от 28 декабря 2023 г., выполненной Отделом охраны, государственной экспертизы условий труда и развития социального партнерства Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, условия труда Адикаева Ф.К. в спорные периоды его работы с 08 августа 1989 г. по 02 ноября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК относились к особым условиям труда. Характер выполняемой Адикаевым Ф.К. работы в периоды с 08 августа 1989 г. по 02 ноября 1997 г. соответствовал характеристике работы по профессии «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке», предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01,1991 г. № 10 (позиция 23200000-19756) при условии подтверждения полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии.
Следует отметить, что трудовая деятельность Адикаева Ф.К. в Саранской ПМК-1 ССК по профессиям, предусмотренным Списком № 2 от 1956 г., Списком № 2 от 1991 г. началась до 01 января 1992 г., функциональные обязанности и характер работы истца не изменились и продолжались на этом же предприятии до 06 июля 1999 г.
Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что неточности в наименовании профессии Адикаева Ф.К. в оспариваемый период работы в первичных документах являются ошибками кадровой службы организации.
В пункте 5 Разъяснений от 22 мая 1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию, за выслугу лет» утвержденных постановлением Министерства, труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы, в условиях труда предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 8 января 1992 г. N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235.
Указанное требование не может быть распространено на периоды до января 1992 года. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении, Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2012 г. N81-В11-9.
Из пояснений истца следует, что в оспариваемые периоды он выполнял работу постоянно в течение полного рабочего дня.
Как следует из Письма Пенсионного фонда РФ от 03 апреля 2009 г. N25-26/2973 если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не располагает документами, свидетельствующими о занятости работника на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неполный рабочий день, переводе его на другую работу, а также одновременное выполнение работы, не дающей такого права, то оснований для отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно не имеется.
Такие сведения в решение ответчика не указаны.
Из совокупности приведенных выше и согласующихся между собой, исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что истец Адикаев Ф.К. в период с 08 августа 1989 г. по 26 сентября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК работал в течении полного рабочего дня, при полной рабочей недели.
Доказательств, опровергающих выводы о занятости истца выполнением работ, предусмотренных Списком, не менее 80 % рабочего времени, представителем ответчика не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах решение заместителя управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 13 сентября 2023 г. № 139426/23 об отказе в зачете в специальный стаж истца спорного периода работы и, как следствие, отказе в досрочном назначении страховой пенсии нельзя признать законным и в указанной части оно подлежат отмене, а период работы истца с 08 августа 1989 г. по 26 сентября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Не может повлиять на выводы суда по настоящему спору довод ответчика о том, что страхователем (работодателем) представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для назначения пенсии без кода льготы в графе «особые условия труда», поскольку, как следует из Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения пенсии), в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 26 сентября 1997 г., а спорный период предшествует регистрации в СОПС.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включенного судом периода работы, специальный стаж истца составляет 8 лет 1 месяц 18 дней, при требуемом стаже 6 лет 3 месяца.
С заявлением о назначении страховой пенсии досрочно, истец Адикаев Ф.К. обратился 07 сентября 2023 г.
В этой связи, суд считает необходимым обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 07 сентября 2023 г.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче искового заявления, в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, истцом Адикаевым Ф.К. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. по квитанции от 15 сентября 2023 г. (л.д.5).
При этом, согласно подпункту 3 пункта 1 этой же статьи, размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче физическими лицами искового заявления неимущественного характера, составляет 300 рублей.
Принимая во внимание, что исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, понесенные им расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика.
Исходя из удовлетворения требований истца, суд находит, что в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных исковых требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
решил:
Исковые требования Адикаева Фатиха Касимовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и подлежащим отмене решения в части не включения периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение заместителя управляющего Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (ОГРН №, ИНН №) от 13 сентября 2023 г. № 139426/23 в части не включения в специальный стаж Адикаева Фатиха Касимовича (<данные изъяты> периодов работы с 08 августа 1989 г. по 26 сентября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК и в части отказа в назначения досрочной страховой пенсии.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (ОГРН №, ИНН №) включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Адикаева Фатиха Кисимовича (<данные изъяты> периоды работы с 08 августа 1989 г. по 26 сентября 1997 г. в качестве электросварщика 3 разряда ручной сварки в Саранской ПМК-1 ССК.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (ОГРН №, ИНН №) назначить Адикаеву Фатиху Касимовичу (<данные изъяты> досрочную страховую пенсию в связи с вредными условиями труда по нормам пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 07 сентября 2023 года.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия в пользу Адикаева Фатиха Касимовича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова
Мотивированное решение принято 19 января 2024 г.
Судья - О.Н. Ионова