Решение по делу № 33а-4972/2016 от 01.04.2016

Судья: Соболева Ж.В.         адм.дело N 33А-4972/2016                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2016 года                         г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),

судей Вачковой И.Г. и Хаировой А.Х.,

при секретаре Шарапове М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бутузова С.А. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 15 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении его требований о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа Тольятти Самарской области и о защите нарушенного права.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Бутузова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя призывной комиссии городского округа Тольятти Самарской области Мельниковой А.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Бутузов С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии г.о. Тольятти Самарской области (далее – призывная комиссия) от 10 ноября 2015 года о его призыве на военную службу и о возложении на призывную комиссию обязанности предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу.

Требования мотивировал тем, что в 2015 году он окончил обучение по программе бакалавриата Тольяттинского государственного университета и в августе того же года был зачислен для обучения по программе магистратуры Тольяттинского государственного университета по очной форме обучения. Срок окончания обучения - 30 июня 2017 года.

По мнению административного истца, он имеет право на пользование отсрочкой от призыва на военную службу, предусмотренной пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ, однако членами призывной комиссии были проигнорированы представленные документы об обучении, находящиеся в его личном деле, и желание воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 40-46 ).

В апелляционной жалобе Бутузов С.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований (л.д. 70-72).

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 1 ст. 26 закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Согласно ст. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 - при наличии оснований, предусмотренных ФЗ-53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

В соответствии со ст. 18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.

Согласно ст. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Согласно пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ-53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, обучающиеся по очной форме обучения в:

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй);

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет (абзац третий);

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации получили среднее общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац четвертый);

федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования (абзац пятый);

образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию (абзац 6):

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац 7);

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета (абзац 8);

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;

восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.

Судом установлено, что Бутузов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата г.Тольятти Самарской области по Центральному району с 21 января 2008 года по настоящее время.

Решением призывной комиссии от 10 ноября 2015 года Бутузов С.А. на основании ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призван на военную службу (л.д. 35).

Отказывая в удовлетворении заявленных Бутузовым С.А. требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным истцом утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу, и он подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

При этом суд обоснованно исходил из того, что Бутузову С.А. была предоставлена отсрочка по закону два раза - согласно протоколу N 23 от 9 декабря 2009 года решением призывной комиссии Центрального района г.Тольятти Самарской области была предоставлена первая отсрочка по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (как ученику средней школы) (л.д. 26), а второй раз согласно протоколу N 28 от 10 ноября 2015 года - по пп. "а" п. 2 ст. 24 Закона – в связи с получением высшего образования по программе бакалавриата (л.д. 35).

Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.

Суд первой инстанции проверил доводы Бутузова С.А. о том, что он не может подтвердить предоставление ему отсрочки как ученику средней школы. В материалах дела кроме протокола N 23 от 9 декабря 2009 года имеется учетная карточка призывника Бутузова С.А., раздел V которой имеется запись о предоставлении 9 декабря 2009 года отсрочки как ученику средней школы сроком до 30 июня 2010 года (л.д. 27-29).

Довод апелляционной жалобы о том, что в Удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу ЕА 2508573 не отражены данные об отсрочке Бутузова С.А. от призыва на военную службу как ученика средней школы при наличии протокола N 23 от 9 декабря 2009 года и учетной карточки призывника, содержащей вышеуказанную запись, является несостоятельным.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутузова С.А. – без удовлетворения.

        Председательствующий:

        Судьи:

33а-4972/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бутузов С.А.
Ответчики
Призывная комиссия Военного комиссариата С/о по г.Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
22.04.2016[Адм.] Судебное заседание
13.05.2016[Адм.] Судебное заседание
20.05.2016[Адм.] Судебное заседание
31.05.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее