Решение по делу № 2а-5724/2021 от 29.09.2021

Дело № 2а-5724/2021                 03 декабря 2021 года

УИД 29RS0023-01-2021-004873-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Д. В.,

при секретаре Поливаной Д. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Савкиной .. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Савкиной Л. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

В обоснование административного искового заявления указала, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 27 806 руб. и соответствующие пени в сумме 51 руб. 21 коп. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020, всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию: 27 857 руб. 21 коп.

Административный истец, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В ходе рассмотрения дела от административного истца поступило заявление о частичном отказе от исковых требований к Савкиной Л. А. в части взыскания задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 22 019 руб. 33 коп. в связи с самостоятельной уплатой.

Определением суда от 03.12.2021 заявление налогового органа о частичном отказе от исковых требований к Савкиной Л. А. удовлетворено, производство по делу прекращено.

Окончательно налоговый орган просил взыскать с Савкиной Л. А. задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 5 786 руб. 67 коп. и соответствующие пени в сумме 51 руб. 21 коп. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 года, всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 5 837 руб. 88 коп.

Административный ответчик Савкина Л. А. извещалась судом о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по адресам регистрации, указанному в истребованной по запросу суда адресной справке, в том числе заказным письмом с уведомлением о вручении, однако судебные извещения, направленные ответчику, возвращены в адрес суда за истечением срока хранения.

В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

При таком положении судебное извещение в адрес административного ответчика считается доставленным, в связи с чем суд считает, данный ответчик надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

В дополнительно представленном ходатайстве с заявленными требованиями не согласилась, указав, что транспортное средство ....., выбыло из её владения 01.06.2019, что подтверждается договором купли-продажи от 01.06.2019.

Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие привлечённых к участию в деле лиц.

Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-820/2021-9, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Судом установлено, что отделом Государственной Инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области и Государственной Инспекцией по маломерным судам Архангельской области, в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ, в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган) представлены сведения о том, что административный ответчик Савкина Л. А. является собственником транспортных средств:

- .....

.....

.....

.....

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Как это предусмотрено статьей 361, 363 Кодекса, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Архангельской области принят Закон от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон). Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости категории транспортных средств, от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. Так, ставки транспортного налога, действующие в 2019 году (статья 1 Закона), составляли:

- 50,00 рублей – автомобили легковые с мощностью двигателя от 100 л.с. до 150 л.с. включительно;

- 75,00 рублей – автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно;

- 40,00 рублей - автомобили грузовые с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей пунктом 1 статьи 363 НК РФ. Так, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год.

Согласно пункту 3 статьи 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пользователи Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее – ЛК ФЛ, Личный кабинет) получают налоговые уведомления в электронной форме.

Савкина Л. А. является пользователем ЛК ФЛ, следовательно, в соответствии пункта 2 статьи 11.2 Кодекса налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету, получают от налогового органа в электронной форме через Личный кабинет документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено вышеуказанным пунктом.

На основании статьей 11.2, 52, 362 НК РФ налоговым органом было сформировано и размещено в Личном кабинете налогоплательщика налоговое уведомление № 77538806 от 01.09.2020 на уплату в установленной законодательством о налогах и сборах срок:

- транспортного налога за 2019 год в размере 27 806,00 руб.;

- земельного налога за 2019 год в размере 17 482,00 руб.;

- налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 7 684,00 руб.

То есть в данном конкретном случае, с учётом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ, налог за 2019 год подлежал уплате в срок - не позднее 01.12.2020.

В налоговом уведомлении указаны: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, а также срок уплаты налога.

Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления в адрес налогоплательщика.

В установленный срок – 01.12.2020 – налог за 2019 год уплачен не был, возражения относительно начислений не заявлены.

Статьей 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Кодекса налоговым органом начислены пени за период с 02.12.2020 года по 14.12.2020 в размере 51 руб. 21 коп. – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год.

На момент направления административного искового заявления пени административным ответчиком в бюджет не уплачены.

Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьями 11.2, 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в ЛК ФЛ налогоплательщика размещено требование № 62317 с предложением в добровольном порядке в срок до 18 января 2021 года уплатить недоимку по транспортному налогу за 2019 год в сумме 27 806 руб. и задолженность по пени в сумме 51 руб. 21 коп.

Пунктом 4 статьи 31 НК РФ установлено, что в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Как верно отмечено налоговым органом, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в определениях от 23.06.2009 № 835-О-О, от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 24.12.2012 № 2391-О, от 24.04.2018 № 1069-О и др., федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362 Кодекса).

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее - регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что владелец транспортного средства обязан: обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учёт в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

Статьёй 17 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что постановка транспортных средств на государственный учет осуществляется на неограниченный срок до момента снятия транспортного средства с государственного учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо на ограниченный срок в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что государственный учет транспортного средства прекращается в том числе по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.

Пунктом 6 «Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации и отдельных положений нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.06.2018 № 399 и действующих до 31.12.2019, предусмотрено, что владелец транспортного средства обязан в установленном настоящими Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 57 «Правилам государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764, действующих с 01.01.2020, также предусмотрено, что прекращение государственного учёта транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.

При этом, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 № 605 и действующий до 31.12.2019) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца (пункт 60.4).

Такое регулирование предоставляет налогоплательщикам возможность совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежащих им транспортных средств, что на законных основаниях (в связи с отсутствием объекта налогообложения) исключает обязанность по уплате транспортного налога.

Следовательно, Савкина Л. А. вправе была самостоятельно обратиться в регистрирующие органы по вопросу снятия транспортного средства .....» с регистрационного учёта.

Таким образом, Федеральная налоговая служба является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Учитывая вышеизложенное, регистрационные действия в отношении автотранспортных средств осуществляются регистрационными подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заявления владельца (прежнего владельца).

Налоговые органы регистрационные действия в отношении транспортных средств не осуществляют.

На основании пункта 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (в данном случае - регистрационные подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) сообщают сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Таким образом, налоговые органы являются только пользователем данных сведений и не являются первоисточником информации о зарегистрированных на физическое лицо транспортных средствах.

Как следует из представленных сведений налоговым органом, а также истребованной по запросу суда карточке учёта транспортного средства, легковой автомобиль: .....

Доказательств снятия спорного транспортного средства с регистрационного учета с 01.06.2019 административным ответчиком не представлено.

Учитывая названные обстоятельства, оснований для частичного (за период с 01.06.2019 по 31.12.2019) сторнирования начислений по транспортному налогу за 2019 год по автомобилю ..... не имеется.

В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требование налогоплательщиком самостоятельно в полном объёме не исполнено. С учётом отказа от части исковых требований окончательно налоговый орган просил взыскать с Савкиной Л. А. задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 5 786 руб. 67 коп. и соответствующие пени в сумме 51 руб. 21 коп. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020, всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 5 837 руб. 88 коп.

В сроки, установленные требованием № 62317 от 15.12.2020 об уплате налога и пеней (не позднее 18.01.2021), а также по состоянию на дату обращения в суд Савкина Л. А. обязанность по уплате налоговой задолженности в полном объёме не исполнила.

С учётом установленных обстоятельств, контрольный орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием задолженности по обязательным платежам в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов и пеней № 62317, поскольку с момента выставления данного требования общая сумма требований превысила 3 000 рублей. Данным требованием срок его исполнения определён до 18.01.2021. Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налогов за и пени истекал 18.07.2021.

Как усматривается из материалов дела, 03.03.2021 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 9 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Савкиной Л. А., то есть в установленный законом срок.

05.03.2021 мировым судьей судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Северодвинского судебного района Архангельской области, вынесен судебный приказ № 2а-870/2021-9 о взыскании с Савкиной Л. А. задолженности по налогам и сборам в общей сумме 27 857 руб. 21 коп.

22.04.2021 от Савкиной Л. А. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа № 2а-870/2021-9.

27.04.2021 мировым судьей судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Северодвинского судебного района Архангельской области, принято определение об отмене судебного приказа № 2а-870/2021-9.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 27.10.2021.

С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 29.09.2021, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.

С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о наличии в собственности ответчика объектов налогообложения, материалы дела их не содержат.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Савкиной .. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Савкиной .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 5 786 руб. 67 коп. и соответствующие пени в сумме 51 руб. 21 коп. за период с 02.12.2020 по 14.12.2020, всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 5 837 (Пять тысяч восемьсот тридцать семь) руб. 88 коп.

Взыскать с Савкиной .. в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д. В. Попова

Решение принято в окончательной форме 17.12.2021.

2а-5724/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС № 9 по Архангельской области и НАО
Ответчики
Савкина Людмила Алексеевна
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Попова Д.В.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее