г. Сыктывкар Дело № 2-2959/2020
(№ № 33-687/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Захваткина И.В. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Тырышкиной Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 08 февраля 2021 года дело по апелляционной жалобе Мелещенко А.В. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Мелещенко А.В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Больница №18» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда и почтовых расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения Мелещенко А.В. (с использованием средств ВКС), представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний России - Алябушевой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мелещенко А.В. обратился в суд с иском к ФКЛПУ «Больница №18» УФСИН России по Республике Коми о взыскании морального вреда в размере 26 000 рублей, судебных расходов.
В обоснование иска указал, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года он содержался в ФКЛПУ «Больница №18» УФСИН России по Республике Коми. <Дата обезличена> года его сестрой ... Т.Н. ему была доставлена передача, но должностное лицо неправомерно приняло только часть этой передачи, не превышающую 20 кг, чем причинило ему моральный вред.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ФСИН России, в качестве третьего лица - УФСИН России по Республике Коми и постановил приведенное решение, оспоренное Мелещенко А.В.
В суде апелляционной инстанции Мелещенко А.В., участвующий посредством видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержал.
Представитель УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, пояснив, что ответчиками и третьим лицом решение не оспаривается, и с выводами суда по делу данные участники процесса согласны, с доводами апелляционной жалобы Мелещенко А.В. не согласилась.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы Мелещенко А.В., и не оценивая выводы суда в части, не оспоренной сторонами, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года Мелещенко А.В. находился в ФКЛПУ «Больница №18» УФСИН России по Республике Коми.
<Дата обезличена> года сестра осужденного Мелещенко А.В. - ... Т.Н. передала истцу передачу в виде продуктов питания. Вес данной передачи, которая была принята сотрудником ФКЛПУ «Больница №18» УФСИН России по Республики Коми, составил 20 кг, в остальной части в приеме передачи было отказано.
Не согласившись с указанным обстоятельством, Мелещенко А.В. направил Уполномоченному по правам человека в Республике Коми обращение о проведении проверки по факту нарушения его прав на получение посылок, вес которых превышает 20 кг, Уполномоченный по правам человека переадресовал обращение Мелещенко А.В. в Прокуратуру Республики Коми для проведения проверки.
Из ответа прокуратуры Республики Коми от <Дата обезличена> года следует, что проверяющим прокурором было установлено нарушение сотрудником ФКЛПУ «Больница №18» УФСИН России по Республике Коми закона в части ограничения Мелещенко А.В. на получение передачи свыше 20 кг.
Установив приведённые обстоятельства, суд не усмотрел в них правовых оснований для взыскания в пользу истца требуемой компенсации, при этом исходил из того, что допустимых доказательств, подтверждающих причинение Мелещенко А.В. рассматриваемыми действиями сотрудника исправительного учреждения физических и нравственных страданий, в материалах дела не содержится, суду истцом не представлено, об истребовании таковых не заявлено.
Судебная коллегия соглашается с оспариваемыми в жалобе Мелещенко А.В. выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, регламентирующего основания взыскания морального вреда, и процессуального права о доказывании.
В силу пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 названной выше статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 данного кодекса; вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, при нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда допускается лишь в случаях, предусмотренных законом
По смыслу приведенных норм право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
В данном случае, Мелещенко А.В. в обоснование требования о взыскании в его пользу компенсации морального вреда ссылался на нарушение его имущественных прав - неполучения части собранной ему сестрой передачи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151 и 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно и обоснованно исходил из системного толкования приведенных правовых норм, согласно которому обязанность по возмещению гражданину морального вреда влекут не любые противоправные действия причинителя вреда, а только те, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или принадлежащие ему нематериальные блага.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не установлено нарушений каких-либо нематериальных благ истца со стороны ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении: на отказ в передаче ему жизненно важных предметов (лекарств, медикаментов, необходимой одежды и предметов личной гигиены прочего) Мелещенко А.В. не ссылался; доказательств наступления для него каких-либо неблагоприятных последствий, связанных с претерпеванием физических и нравственных страданий, в обоснование своего иска не привел; наличие морального вреда не доказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Мелещенко А.В., также не содержат ссылок на подобные обстоятельства, они не свидетельствуют о допущенных при рассмотрении дела нарушениях судом норм материального и процессуального права и сводятся фактически к несогласию с выводами суда, основанному на неверном толковании заявителем норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда по делу не опровергают, основаниями для отмены постановленного по делу решения они являться не могут.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мелещенко А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -