Дело № 12-24/2022
УИД 29RS0001-01-2022-000005-81
РЕШЕНИЕ
г. Вельск 02 марта 2022 года
Судья Вельского районного суда Архангельской области Сидорак Н.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Агрохолдинг Белозорие» Михайлова В.С., действующего от имени акционерного общества «Важское», на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Важское» (далее – АО «Важское») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Агрохолдинг Белозорие» (далее – ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие») Михайлов В.С., действующий от имени АО «Важское», просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В случае отсутствия оснований для отмены постановления, просил признать правонарушение малозначительным и освободить АО «Важское» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Законный представитель либо защитник АО «Важское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы общество извещено надлежащим образом.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдырева А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом. В представленных возражениях просила отказать АО «Важское» в удовлетворении жалобы.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
С учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в сокрытии экологической информации, выразившейся в непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган исполнительной власти.
В результате плановой проверки Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора, проведенной в период с 07 июня 2021 года по 01 июля 2021 года, в отношении АО «Важское» по объекту негативного воздействия на окружающую среду – животноводческий комплекс д. Олюбинская АО «Важское» (код объекта №П, категория объекта II) по адресу: <адрес>, выявлено непредоставление обществом декларации о воздействии на окружающую среду в Росприроднадзор в срок не позднее дня истечения срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При плановой проверке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «Важское» представлен не был.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Важское» имеет нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные распоряжением Минлеспрома Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №р на срок до ДД.ММ.ГГГГ по животноводческому комплексу <адрес> и по ферме Турыгино, состоящей из 5 скотных дворов (до реконструкции объекта).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ).
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух № выдано Управлением ДД.ММ.ГГГГ. Данным разрешением определен конкретный (ограниченный) перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками АО «Важское», в том числе, расположенных на промплощадке Турыгинской фермы по адресу: 165136, <адрес> (срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В разрешении на выброс № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам указаны в приложениях 1-3 к разрешению и являются его неотъемлемой частью.
Указанным разрешением АО «Важское» разрешен выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух об объекта Турыгинская ферма, д. Олюбинская в качественном и количественной составе только от 5 стационарных источников выбросов (5 скотных дворов).
На основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №RU№ в период с 2016 по 2019 годы на объекте – животноводческий комплекс д. Олюбинская АО «Важское» проводилась реконструкция объекта капитального строительства (животноводческого комплекса) путем строительства новых коровников на 800 голов КРС:
- животноводческий корпус. Коровник №;
- животноводческий корпус. Коровник №;
- животноводческий корпус. Молочный блок;
- санитарный пропускник с дезбарьером.
Разрешение на ввод в эксплуатацию №RU№ получено АО «Важское» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, после ввода в эксплуатацию указанных объектов в 2019 году качественный и количественный состав выбросов загрязняющих от объекта негативного воздействия на окружающую среду изменился, нормативы допустимых выбросов с учетом новых стационарных источников Управлением для АО «Важское» не утверждались, разрешение на выброс от указанных источников выбросов АО «Важское» не выдавалось. Следовательно, ранее утвержденные нормативы допустимых выбросов и разрешение на выброс являются неактуальными и недействительными.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов разработан на основании материалов инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, проведенной АО «Важское» ДД.ММ.ГГГГ.
В проекте предельно допустимых выбросов по объекту – Турыгинская ферма АО «Важское» указаны иные источники выбросов:
- телятник № (ИЗА 6021);
- телятник № (ИЗА 6022);
- телятник № (ИЗА 6031);
- ферма № (ИЗА 6032);
- ферма № (ИЗА 6033);
- лагуны (ИЗА 6036);
- ферма дойное стадо (ИЗА 6039);
- ферма молодняк (ИЗА 6040);
- гараж (ИЗА 6037);
- открытая стоянка (ИЗА 6038).
После реконструкции объекта, корректировка инвентаризации выбросов не проводилась.
Кроме того, при плановой проверке у АО «Важское» выявлено наличие и других стационарных источников выбросов:
- санпропускник ф. Турыгино;
- два танка DXCE;
- сепаратор навоза;
- цех убоя с печью отопления;
- три бункера хранения кормов.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Таким образом, инвентаризация стационарных источников выбросов должна была быть произведена до 09 апреля 2021 года.
В силу п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2000 года № 183, действующего до 01 января 2021 года, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
На основании пункта 8 данного Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с пунктом 11 указанного Положения источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Действующим Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055, установлено, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха (пункт 8).
Из пункта 9 указанного Положения следует, что нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению, в том числе, в случае изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пп. «а» п. 11).
Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) – пункт 12.
Согласно пункту 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 353, действующего с 24 декабря 2019 года и утратившего силу 01 марта 2022 года, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:
- изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
- изменение объемов производства;
- замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
- выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
- изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;
- реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
Согласно пункту 45 данного Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка.
На основании ч. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
В соответствии с ч. 4 ст. 31.2 указанного закона одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Таким образом, у АО «Важское» после ввода в эксплуатацию в 2019 году новых объектов капитального строительства, являющихся стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, было достаточно времени для проведения инвентаризации и разработки предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух об объекта негативного воздействия на окружающую среду – животноводческий комплекс д. Олюбинская АО «Важское».
Ранее выданное разрешение на выброс загрязняющих веществ распространялось только на стационарные источники выбросов (5 скотных дворов), которые эксплуатировались до реконструкции фермы. Следовательно, данное разрешение на источники, введенные в 2019 году, не распространяется. Выброс загрязняющих веществ от новых источников выбросов животноводческого комплекса д. Олюбинская осуществляется без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Обязанность предоставления декларации о воздействии на окружающую среду по объекту негативного воздействия на окружающую среду – животноводческий комплекс д. Олюбинская АО «Важское» наступила у общества после ввода в эксплуатацию новых источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
АО «Важское», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, а также имея возможности и будучи обязанным предоставлять декларации о воздействии на окружающую среду, не предприняло всех необходимых мер по их соблюдению.
Доказательства наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения законодательства об охране окружающей среды, обществом не представлены. Доказательства принятия учреждением реальных мер по его соблюдению в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, действия АО «Важское» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению публично-правовых обязанностей.
Характер совершенного административного правонарушения, посягающего на угрозу охраняемым общественным отношениям, не позволяют признать совершенное привлекаемым лицом правонарушение малозначительным.
Административное наказание АО «Важское» назначено должностным лицом в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и санкцией ст. 8.5 КоАП РФ в минимальном размере для юридических лиц, отвечает принципу справедливости и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправности совершенных действий и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Оснований для изменения назначенного административного наказания, не имеется, поскольку какие-либо объективные данные, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора Болдыревой А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Агрохолдинг Белозорие» Михайлова В.С., действующего от имени акционерного общества «Важское» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Сидорак