Дело № 2-2734/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 02 октября 2013 года.
Мотивированное решение составлено 04 октября 2013 года.
г. Ступино Московской области 02 октября 2013 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Савкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горбунова ФИО7 к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое, об обязании принять решение по переводу жилого помещения в нежилое и выдать уведомление о переводе жилого помещения в нежилое,
У С Т А Н О В И Л:
Горбунов А.А. обратился в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного заседания в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в переводе жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>, в нежилое помещение; обязать администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области принять решение по переводу жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>, в нежилое помещение; обязать администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области выдать уведомление о переводе жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Свои исковые требования Горбунов А.А. обосновывает тем, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое с последующим использованием его под размещение магазина промышленных товаров. ДД.ММ.ГГГГ он получил от ответчика уведомление с приложением письма, которым ему было отказано в переводе жилого помещения в нежилое. Основанием к отказу, указанному в уведомлении, явилась ссылка ответчика на положения п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ. В письме, прилагаемом к уведомлению, ответчиком предложено ему провести социологический опрос жителей о размещении предполагаемого магазина промтоваров, а также откорректировать проект перепланировки в части теплоснабжения, освещения, автостоянки. Он полагает, что отказ ответчика в переводе жилого помещения в нежилое не соответствует закону, так как им были представлены все необходимые документы, а проект перепланировки квартиры подготовлен и согласован в соответствии с жилищным, градостроительным законодательством РФ и административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утверждённым постановлением администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п. В ст. 24 ЖК РФ указан исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе жилого помещения в нежилое, а также определено, что решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 указанной статьи.
Истец Горбунов А.А., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился; представил в суд письменное заявление, в котором ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Семиной Ж.В.
Представитель истца Горбунова А.А. - Семина Ж.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представители ответчика администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области - Малахова Л.А. и Кепова Н.Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали и просили суд отказать в иске.
Представитель третьего лица ГУП МО «НИИПРОЕКТ» в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанное третье лицо было извещено надлежащим образом; представило в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, исковые требования поддерживает.
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Согласно ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии со ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные п.п. 3 и 4 ч. 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в ЕГРП, документы, предусмотренные п. 2 ч. 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в ЕГРП; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч. 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в ч. 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в ч. 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном ч. 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в ч. 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Статьёй 24 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Исходя из положений ст.ст. 25, 26 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
15.10.2003 года зарегистрировано Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», определяющее правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, и указанные в нём правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
Частью 2 ст. 40 ЖК РФ предусмотрено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктами 1 и 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из анализа приведенных положений закона следует, что юридически значимым обстоятельством в рамках заявленного предмета и основания иска является выяснение связан ли перевод жилого помещения в нежилое с осуществлением работ по реконструкции, а если не связан, то происходит ли при проведении переустройства и (или) перепланировки помещения присоединение к нему общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Как следует из п. 2 ст. 36 ЗК РФ, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 29.12.1994 года № 189-ФЗ «введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 20.09.2012 года № 502-п утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, в соответствии с которым такую муниципальную услугу предоставляет администрация городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области и осуществляет управление строительства и архитектуры администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области (п. 1.3). Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 года № 502 (п. 1.4). Результатом исполнения административной процедуры является протокол заседания межведомственной комиссии с вынесенным решением о переводе или отказе в переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Проект постановления о переводе жилого (нежилого) помещения передаётся главе городского поселения Ступино на подпись (п. 3.4.4) (л. д. <данные изъяты>).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Горбунову А.А. на основании решения собственника об объединении жилых комнат в квартиру от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>).
Указанное жилое помещение представляет собой четырёхкомнатную квартиру, которая расположена на первом этаже многоквартирного жилого дома № по <адрес> (л. д. <данные изъяты>).
В принадлежащей истцу квартире никто не зарегистрирован, что подтверждается представленными выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счета.
Истец Горбунов А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение для использования его под размещение магазина промышленных товаров «Игрушки». К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 23 ЖК РФ, в том числе проект перепланировки квартиры под торговые помещения, подготовленный территориальной мастерской ТМ-9 г. Ступино ГУП Московской области «НИИПРОЕКТ» (л. д. <данные изъяты>).
На основании протокола заседания межведомственной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения от ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области было принято решение об отказе в переводе указанного жилого помещения в нежилое на основании пп. 4 п. 1 ст. 24 ЖК РФ в связи с тем, что представленный проект перепланировки квартиры под торговые помещения не соответствует требованиям законодательства и требует доработки в части теплоснабжения, решениям по освещению и автостоянкам (пп. 5 п. 2 ст. 23 ЖК РФ), что явствует из уведомления заявителю от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. <данные изъяты>).
Кроме того, Горбунову А.А. ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области направлено письмо, в котором истцу предложено откорректировать проект перепланировки квартиры под торговые помещения в части теплоснабжения, освещения, автостоянки (л. д. <данные изъяты>).
ГУП Московской области «НИИПРОЕКТ», имеющим свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, по заказу Горбунова А.А. был разработан проект перепланировки квартиры под торговые помещения (л. д. <данные изъяты>).
Перечень работ по перепланировке помещений квартиры приведён в пояснительной записке к проекту и включает в себя: ремонт несущих конструкций (кирпичных колонн и ригелей); разборку ненесущих межкомнатных гипсолитовых перегородок; разборку кирпичных перегородок ванной комнаты; демонтаж сантехнического и газового оборудования квартиры с сохранением вентканалов без демонтажа стояков водопровода, канализации, отопления; разборку конструкции пола до плит перекрытия подвала; демонтаж существующих деревянных оконных блоков с заменой на окна с двухкамерными стеклопакетами из обычного стекла по ГОСТ; в помещении № разборку оконного проёма до отметки «0» с установкой наружного дверного блока ДН-1 по ГОСТ 30970-2002 R=0,7 м2*С/Вт; перед входом организовать крыльцо с навесом и пандусом для доступа маломобильных групп населения (инвалидов); при перепланировке квартиры возводятся перегородки из ГКЛ и ГКЛВ по металлическому каркасу толщиной 100 мм. по технологии «ТигиКнауф»; устройство полов в помещении из керамогранитной плитки; проектируемом санузле - из керамической неглазурованной плитки с выполнением гидроизоляции; в результате перепланировки из помещения предусмотрено 2 выхода: основной - непосредственно на улицу; запасной - через лестничную клетку жилого дома.
Из представленного проекта перепланировки квартиры следует, что изменения не затрагивают конструктивные характеристики здания, их надёжность и безопасность и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Специалисты ГУП Московской области «НИИПРОЕКТ» пришли к выводу о том, что перепланировка жилого помещения возможна.
В результате проведения требуемых строительных работ параметры квартиры (высота, площадь, показатели производственной мощности, объем) и качество инженерно-технического обеспечения, не изменяются, в связи с чем основания для вывода о квалификации предполагаемых строительных работ как работ по реконструкции квартиры, не имеется.
При переводе спорного жилого помещения в нежилое уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме не произойдёт, несущие конструкции затронуты не будут, технические решения, разработанные в проектной документации, строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным и противовзрывным нормам, действующим на территории РФ, соответствуют и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, при соблюдении требований и мероприятий, предусмотренных проектными чертежами.
Границы квартиры не подлежат изменению путем присоединения части общего имущества в многоквартирном доме, а устройство отдельного входа осуществляется путем разборки подоконной части стены, не выходя из границы квартиры.
Представленный проект перепланировки квартиры с устройством отдельного входа предусматривает перепланировку помещений для использования под торговые помещения с устройством отдельного входа на месте и в рамках существующего окна путем разборки подоконной части стены, монтажа крыльца с навесом и пандусом.
В рассматриваемом случае проектом перепланировки квартиры не предусмотрено присоединение к спорному жилому помещению части общего имущества в многоквартирном доме, изменение функционального назначения квартиры и организация отдельного входа с крыльцом в многоэтажном доме не является реконструкцией, в связи с чем не требуется согласования со всеми собственниками помещений в соответствии со ст.ст. 36, 40 ЖК РФ.
Указанный проект перепланировки жилого помещения под торговые помещения согласован с ООО «МУК ЖКХ СМР», являющимся управляющей компанией в отношении многоквартирного жилого дома № по <адрес> (л. д. <данные изъяты>).
Одновременно следует учесть, что отсутствуют основания полагать, что осуществление перепланировки квартиры с устройством отдельного входа и монтажа крыльца с навесом и пандусом приведет к занятию имуществом истца Горбунова А.А. части земельного участка, относящегося к общей долевой собственности домовладельцев в многоквартирном жилом доме.
Право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, у собственников помещений возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, не входит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.1994 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет, что явствует из сообщения Ступинского отдела филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обратного суду не представлено.
В связи с указанными обстоятельствами у истца Горбунова А.А. отсутствовала обязанность получения согласия собственников помещений в доме на распоряжение той частью земельного участка, на котором при осуществлении перепланировки спорного помещения планируется устройство отдельного входа.
Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в п. 67 разъяснили, что если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При этом, в указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что устройство отдельного входа препятствует иным сособственникам общего имущества многоквартирного жилого дома владеть и пользоваться соответствующим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, суду представлено не было.
Часть 2 ст. 23 ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое, для их представления собственником органу, осуществляющему такой перевод.
Также законом предусмотрены определённые основания для отказа в удовлетворении заявления о переводе жилого помещения в нежилое (ст. 24 ЖК РФ).
Требования ответчика, положенные в основу отказа в удовлетворении заявления истца Горбунова А.А., о необходимости корректировки представленного проекта перепланировки квартиры под торговые помещения по адресу: <адрес>, в части теплоснабжения, освещения, автостоянки не основаны на нормах действующего законодательства.
Каких-либо доказательств того, что представленный проект перепланировки квартиры под торговые помещения не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При указанных обстоятельствах исковые требования Горбунова А.А. подлежат удовлетворению, поскольку отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое, является незаконным, нарушает права и законные интересы истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Горбунова ФИО8 к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области в переводе жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Обязать администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области принять решение по переводу жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Обязать администрацию городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области выдать уведомление о переводе жилого помещения - квартиры, расположенной на первом этаже четырёхэтажного дома по адресу: <адрес>, в нежилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин