Дело № 2а-170/2018 .
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Чамзинка Республика Мордовия 03 мая 2018 года.
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего-судьи Гнатченко О.А.,
с участием в деле:
представителя административного истца – прокурора Чамзинского района Республики Мордовия,
административного ответчика – администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами, обязании выполнить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами,
установил:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, на основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с требованиями о признании бездействия администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по постановке на кадастровый учет земельных участков: в кадастровом квартале №, в д. Иванова Поляна, примерно в 3500 м. по направлению на запад от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастромов квартале №, в с. Пичеуры, примерно в 1500 м. по направлению на запад от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в. п. Репакуши, примерно в 5000 м. по направлению на запад от здания Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в с. Соколов Гарт, примерно в 8000 м. по направлению на восток от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м., на которых размещены кладбища незаконным. Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в течении 6 месяцев после вступления решения в законную силу выполнить все действия по постановке на кадастровый учет указанных земельных участках на которых размещены кладбища. В обоснование иска административный истец указал, что прокуратурой Чамзинского района проведена проверка деятельности администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле. Установлено, что на территории поселения погребение умерших осуществляется на четырех общественных кладбищах, расположенных на вышеуказанных земельных участках. Отсутствие на государственном кадастровом учете земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории сельского поселения приводит к нарушению прав жителей сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбища. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории – возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Административный истец, прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, административный ответчик, администрация Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили. При этом представили заявления, которых просят о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и в их отсутствии.
Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) суд приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС Российской Федерации, без проведения устного разбирательства, ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Мордовия от 12 ноября 2014 года №83-З «О закреплении отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу ч.1 ст.4, ч. 2 ст. 14, ч. 4 ст. 16, ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными, а общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о погребении выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения, с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами, и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Как указано в ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Из представленных материалов дела усматривается, что в соответствии с п.22 ч.1 ст.6 Устава Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно сведениям о местах захоронений (кладбищах), расположенных на территории городских и сельских поселений Чамзинского муниципального района на 01 января 2017 года, на общественные кладбища д.Иванова Поляна, п. Репакуши, с. Пичеуры, с. Соколов Гарт Пичеурского сельского поселения не имеется технической документации на земельные участки, отсутствуют свидетельства о праве собственности на земельные участки.
17 октября 2017 года по результатам проверки прокурором района ответчику вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.
Из сообщения главы администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Якушевой Т.И. усматривается, что представление рассмотрено, в целях устранения выявленных нарушений закона принято решение о принятии мер к проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, заместитель главы администрации Красильникова О.В. привлечена к административной ответственности, однако требования об устранении нарушений земельного законодательства до настоящего времени не исполнены.
Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, установленные Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и земельным законодательством. Непринятие мер по оформлению права собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами, препятствует надлежащему осуществлению мероприятий по их содержанию.
По приведенным обстоятельствам суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами, обязании выполнить действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами удовлетворить.
Признать бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по постановке на кадастровый учёт земельных участков: в кадастровом квартале №, в д. Иванова Поляна, примерно в 3500 м. по направлению на запад от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в с. Пичеуры, примерно в <данные изъяты> м. по направлению на запад от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в. п. Репакуши, примерно в 5000 м. по направлению на запад от здания Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в с. Соколов Гарт, примерно в 8000 м. по направлению на восток от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м. незаконным.
Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу выполнить все действия по постановке на кадастровый учет земельных участков: в кадастровом квартале №, в д. Иванова Поляна, примерно в 3500 м. по направлению на запад от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в с. Пичеуры, примерно в 1500 м. по направлению на запад от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в. п.Репакуши, примерно в 5000 м. по направлению на запад от здания Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.; в кадастровом квартале №, в с. Соколов Гарт, примерно в 8000 м. по направлению на восток от здания администрации Пичеурского сельского поселения, площадь земельного участка, занятого кладбищем, составляет примерно <данные изъяты> кв.м.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Чамзинского районного суда
Республики Мордовия О.А. Гнатченко