Решение по делу № 2а-366/2021 от 08.09.2021

                                                                                                                     Дело № 2а-366/2021

                                                                                           УИД 44RS0013-01-2021-000716-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                  08 октября 2021 года

          Красносельский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,

при секретаре Тюриной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

            <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: подземного газопровода к жилым домам <адрес> согласно исполнительной схеме расположенного <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

             Требования административный истец обосновывает тем, что прокуратурой Красносельского района на основании обращения АО «Газпром газораспределение Кострома» проведена проверка по вопросу нахождения на территории Шолоховского сельского поселения бесхозяйного газопровода, в ходе которой выявлены нарушения действующею законодательства. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения меры, направленные на исполнение требований законодательства о порядке учета бесхозяйного недвижимого имущества, не предприняты.

             Так, ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «Газпром газораспределение Кострома» К.С.Е. направила в адрес главы Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района <адрес> письмо, в котором сообщалось о том, что в 1996 году на территории Шолоховского сельского поселения проведены работы по прокладке газопровода, который на балансе АО «Газпром газораспределение Кострома» не числится, договор на его техническое обслуживание с Обществом не заключен. Заказчик строительства о наличии у него права собственности на указанный газопровод не заявлял. В обращении Общество просило организовать постановку на учет указанного газопровода в качестве бесхозяйного.

            В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района сообщила, что постановка на учет участка газопровода в качестве бесхозяйного не представляется возможным, так как объект не имеет признаков бесхозяйного.

          В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которою собственник отказался.

          Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

          Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

           Приказом Министерства Экономического развития РФ от 10.12.2015 №931, вступившим в законную силу с 01 января 2017 года, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее по тексту - Порядок).

           В соответствии с п. 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.

            Пунктом 3 Порядка установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке.

           Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Порядка).

           Согласно п.30 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

           В силу п.п.4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ).

          Проверкой установлено, что на территории Шолоховского сельского поселения расположен участок подземного газопровода к жилым домам <адрес>, согласно исполнительной схеме расположен <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. К данному распределительному газопроводу подключены объекты капитального строения: 24 индивидуальных жилых дома <адрес> 40-квартиных жилых дома <адрес> 60-квартных жилых дома <адрес>.

           В нарушение вышеуказанных требований законодательства при рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя генерального директора по правовым вопросам АО «Газпром газораспределение Кострома» К.С.Е. администрацией Шолоховского сельского поселения не приняты меры к получению сведений о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект газоснабжения, о нахождении данного объекта газоснабжения в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, и последующей подаче заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

            По выявленным нарушениям главе сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Вместе с тем, администрацией Шолоховского сельского поселения действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не предпринято, требования прокурора фактически не исполнены.

            Уклонение администрации Шолоховского сельского поселения от учета бесхозяйного имущества препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

             Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

              В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

             Согласно подп. «в» п.1 Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранится, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельного гореть после его удаления.

             Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей. В соответствии с п.5 Правил, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

             В силу п.44 Правил, эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

             Согласно подп. «и» п.3 Правил охраны газораспределительных сетей, под эксплуатационной организацией газораспределительной сети понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация -собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией -собственником сети договор на ее эксплуатацию.

               В силу подп. «а» п.4 Правил охраны газораспределительных сетей, в состав газораспределительных сетей входят, в том числе, наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.

               На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природною явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

            В соответствии с преамбулой Федерального закона № 68-ФЗ, действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

           Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, определено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

            Таким образом, неопределенность относительно юридической судьбы газопроводов негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, кроме того, создает угрозу возникновения в границах сельского поселения чрезвычайных ситуаций, угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

             Также, выявленные нарушения могут привести к неэффективному использованию муниципального имущества, существенным недостаткам при его эксплуатации, в том числе посредством противоправных действий заинтересованных лиц, и, в конечном итоге, к выбытию объектов недвижимости из состава муниципальной собственности.

             Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным, и, в силу различных причин, меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.

              В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

              В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Касаткина М.А. административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

              Административный ответчик-администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области,надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного спора, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствуют о рассмотрении дела в его отсутствие, административный иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором поясняет, что администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области является ненадлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.

              В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

              Однако Законом Костромской области от 04.12.2015 № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» передача полномочий в области газоснабжения сельским поселениям не предусматривалась.

                Вместе с тем, части 1-3 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривают, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать в числе прочего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информацию об источниках их финансирования.

          Часть 6 указанной статьи указывает на необходимость включения в перечень мероприятий региональных и муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты, а также организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

            Таким образом, деятельность в отношении бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов является определенным комплексом мероприятий, начиная с действий по выявлению таких объектов, организации их эксплуатации в период нахождения их на учете в качестве бесхозяйных и до признания на них права муниципальной собственности.

             Все эти мероприятия требуют наличия у органа, который их выполняет, определенных полномочий и бюджетных средств для реализации данных полномочий.

             Вместе с тем, статья 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусматривает, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами; организация газоснабжения населения в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

            Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, независимо от Единой системы газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях.

           Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

          В силу бюджетного законодательства формирование расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с
расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

           Перечень бюджетных ассигнований предусмотрен статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и является закрытым. Он предполагает расходование средств соответствующего бюджета исключительно на выполнение определенных функций и задач соответствующих органов и учреждений, а также на социальное обеспечение, предоставление субсидий и инвестиций в установленных законодательством случаях и порядке.

          Статья 86 БК РФ предусмотрены расходные обязательства муниципального образования, которые возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

           Исходя из норм действующего законодательства, бюджетные средства могут расходоваться исключительно для целей исполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий на основе принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Любое другое использование бюджетных средств может быть признанно нецелевым (ст. 306.4 БК РФ) или неэффективным. Ключевыми принципами бюджетной системы является эффективность использования бюджетных средства (ст. 34 БК РФ), адресность и целевой характер средств бюджета (ст. 38 БК РФ).

           В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

           Вместе с тем, учитывая вышеизложенные положения федерального законодательства, исключающие возможность возложения на органы местного самоуправления сельского поселения вопросов, связанных с обеспечением газоснабжения на его территории, понуждение Администрации сельского поселения к осуществлению мероприятия по признанию бесхозяйным газопровода будет нарушать, помимо норм федерального законодательства в области газоснабжения, нормы действующего бюджетного законодательства и повлечет возложение на бюджет сельского поселения, который и без того является высокодотационным и дефицитным, дополнительной нагрузки, что, в свою очередь, повлечет перераспределение бюджетных средств, предусмотренных, в том числе на социально-значимые для поселения вопросы.

      Кроме того полагает, что у спорного объекта имеется собственник.

         Как видно из представленного акта приема в эксплуатацию законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ Заказчиком соответствующих работ, а значит и его собственником является ООО «Веста».

          Отсутствие факта регистрации права собственности на спорный Объект с учетом года его постройки (т.е. до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающего обязательную регистрацию права на объект недвижимости) само по себе не является основанием для признания названного имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.

          Как видно из представленных документов Объект был возведен в установленном порядке и документы по его строительству были переданы Заказчику - Обществу с ограниченной ответственностью «Веста» (согласно данных из открытых источников: было зарегистрировано по адресу: <адрес>, основным видом деятельности являлась розничная торговля, директор С.И.В.).

           С 1996 года Объект находился в собственности хозяйствующего субъекта, право собственности на Объект в силу действующих на тот период времени норм регистрации не подлежало, в связи с чем отсутствие сведений о нем в ЕГРН не является безусловным доказательством бесхозяйности объекта.

          Иных доказательств, достоверно свидетельствующих об отсутствии собственника Объекта и отказу последнего от прав на него, к административному иску не приложено.

          Более того, поставка газа в жилые дома осуществляется по централизованной линии газопровода на протяжении длительного времени. С 1996 года к спорному газопроводу подключались иные объекты, которые в целях получения разрешения на подключение газоснабжения должны были предоставлять согласие собственника Объекта на такое подключение к принадлежащему ему участку сети, а также подписывать с ресурсоснабжающей и иными заинтересованными организациями или лицами акты разграничения балансовой или эксплуатационной ответственности.

           При таких обстоятельствах, в случае отсутствия у Объекта собственника, ресурсоснабжающая организация была осведомлена об этом, однако мер для признания объекта бесхозяйным не принимала, продолжая открыто владеть спорным имуществом, извлекая выгоду при присоединении новых объектов газопотребления.

           Соглсно п. 2 ст. 225 и п. 1 ст. 234 ГК РФ права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

           Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

          В силу основного принципа гражданского законодательства, предусмотренного ст. 10 ГК РФ, участники гражданских правоотношений должны добросовестно пользоваться своими правами и обязанностями, не допуская злоупотребления правом.

          Указанные факты не позволяют Администрации принимать меры к признанию объекта бесхозяйным.

          Правом на понуждение ресурсоснабжающей организации или иных лиц к регистрации принадлежащего им права на Объект Администрация в силу ст. 12 ГК РФ не обладает.

           Административным истцом не доказаны обстоятельства, на которых он основывает свои требования.

            Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931, согласно п.6 которого предусмотрено, что обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

           Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".

           В соответствии с п. 30 указанных правил органы местного самоуправления в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

         - документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект
недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими
государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

          Таким образом, доказательствами бесхозяйного характера объекта являются указанные документы, однако при предъявлении настоящего иска, в обоснование которого положены утверждения о наличии у Объекта признаков бесхозяйного имущества, указанные обстоятельства не выяснялись.

          Однако без достоверного установления признаков бесхозяйного Объекта оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности обратиться в регистрирующий орган для постановки объекта на соответствующий учет не имеется.

           В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

           По административным делам о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность решений, действий (бездействия), но обязаны в числе прочего подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

            На основании изложенного администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области просит отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора.

            Заинтересованные лица по делу- администрация Красносельского муниципального района Костромской области, АО «Газпром газораспределение Кострома», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие, требования административного истца поддерживают.

           Заинтересованное лицо по делу- Управление Росреестра по Костромской области, надлежаще извещенное о времени месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин его неявки суду не сообщило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило, свою позицию относительно административного спора не выразило.

           Выслушав помощника прокурора Красносельского района Касаткину М.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

           В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

            Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

            Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

    Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

           Приказом Министерства Экономического развития РФ от 10.12.2015 №931 « об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей( далее- Порядок), вступившим в законную силу с 01 января 2017 года, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

            В соответствии с п. 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.

            Пунктом 3 Порядка установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке.

           Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Порядка).

            В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее- Федеральный закон №131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

           В силу п.п.4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона о № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

           Из п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

           Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что действующее законодательство предусматривает возможность включения в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества, в том числе сетей газопровода.

             Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «Газпром газораспределение Кострома» К.С.Е. направила в адрес главы Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области письмо, в котором сообщалось о том, что в 1996 году на территории Шолоховского сельского поселения проведены работы по прокладке газопровода, который на балансе АО «Газпром газораспределение Кострома» не числится, договор на его техническое обслуживание с Обществом не заключен. Заказчик строительства о наличии у него права собственности на указанный газопровод не заявлял. В обращении Общество просило организовать постановку на учет указанного газопровода в качестве бесхозяйного( л.д.).

            В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района сообщила, что постановка на учет участка газопровода в качестве бесхозяйного не представляется возможным, так как объект не имеет признаков бесхозяйного( л.д.).

            На основании обращения АО «Газпром газораспределение Кострома» от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красносельского района проведена проверка по вопросу нахождения на территории Шолоховского сельского поселения бесхозяйного газопровода. В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения меры, направленные на исполнение требований законодательства о порядке учета бесхозяйного недвижимого имущества, не предприняты.

            По результатам проверки в адрес главы администрации Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства( л.д.).

            ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Красносельского района Главой Шолоховского сельского поселения С.И.Г. был направлен ответ на представление, в котором со ссылками на нормы действующего законодательства указано, что организация постановки на учет указанного в письме АО « Газпром газораспределение Кострома» участка газопровода в качестве бесхозяйного не представляется возможным, поскольку после приемки в 1996 году подземного газопровода к нему производилось подключение объектов, что было невозможно без наличия и согласия на это собственника, ресурсоснабжающая газовая организация не только в течение 25 лет производила( и производит по настоящее время) непрерывную и постоянную поставку газа, но и производила( и производит по настоящее время) техническое обслуживание, профилактические и ремонтные работы. Кроме того, согласно Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ « О газоснабжении в Российской Федерации» организация в границах поселения газоснабжения населения к вопросам местного значения сельского поселения не относится, Организация газоснабжения населения сельских поселений и межселенной территории является полномочиями органов местного самоуправления муниципального района.. Постановка на учет бесхозяйного имущества подразумевает дальнейшее оформление его в муниципальную собственность, а администрация сельского поселения вправе принимать в муниципальную собственность лишь те объекты, которые в дальнейшем могут использоваться для решения вопросов местного значения, то из этого следует, что оформление документации на объекты газоснабжения( за счет средств бюджета сельского поселения) в целях постановки этих объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим оформлением в муниципальную собственность будет иметь нецелевой характер ( л.д.).

          Поскольку администрацией Шолоховского сельского поселения действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений предпринято не было, то данное обстоятельство повлекло обращение прокурора в соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ с настоящим административным иском в суд.

           Согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

            В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

            Согласно подп. «в» п.1 Приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранится, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельного гореть после его удаления.

             Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей. В соответствии с п.5 Правил, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

             В силу п.44 Правил, эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

             Согласно подп. «и» п.3 Правил охраны газораспределительных сетей, под эксплуатационной организацией газораспределительной сети понимается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация -собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией -собственником сети договор на ее эксплуатацию.

               В силу подп. «а» п.4 Правил охраны газораспределительных сетей, в состав газораспределительных сетей входят, в том числе, наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.

               На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природною явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

            В соответствии с преамбулой Федерального закона № 68-ФЗ, действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

           Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, определено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

            Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Шолоховского сельского поселения <адрес> расположен участок подземного газопровода протяженностью <данные изъяты> м,, дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. К данному распределительному газопроводу подключены объекты капитального строения, находящиеся <адрес>: 24 индивидуальных жилых дома, три 27-квартиных жилых дома, три 40-квартиных жилых дома, 2два 60-квартных жилых дома.

           Из акта приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заказчиком подземного газопровода являлось ООО «Веста»( л.д.).

            Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.

           По информации Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ , информации Комитета имущественных и земельных отношений администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -и, спорный объект недвижимости в реестре государственного имущества Костромской области, в реестре муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области отсутствует.

          Из представленных административным истцом в судебное заседание информации из ЕГРЮЛ / ЕГРИП сведения об ООО «Веста» с ИНН 4415002468 в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.

          Согласно письменного заявления бывшего директора ООО «Веста» С.И.В. следует, что возглавляемое им в 1996 году ООО «Веста» являлось заказчиком подземного газопровода к жилым домам в д.<адрес>. Он являлся председателем приемочной комиссии. Оплату работ подрядчика осуществляло ООО «Веста». Газопровод не был поставлен на баланс ООО «Веста», права на него не оформлялись. В 1998 году ООО «Веста» было ликвидировано.

         В силу требований ст.36 ЖК РФ, п.5, 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 спорный участок подземного газопровода не может входить в состав общего имущества многоквартирного дома.

         Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что спорный участок подземного газопровода является бесхозяйным недвижимым имущество.

          С учетом изложенного, принимая во внимание местоположение спорного газопровода на территории д. Шолохово Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о постановке данного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, что в силу п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленного Приказом Министерства Экономического развития РФ от 10.12.2015 №931, относится к обязанностям органа местного самоуправления.

           Доводы административного ответчика о том, что администрация Шолоховского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком, суд находит несостоятельным, поскольку полномочия по направлению заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, находящегося на территории сельского поселения, возложены указанным выше нормативным актом на сельские поселения.

             Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.

           Обязать администрацию Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- подземного газопровода к жилым домам <адрес>, согласно исполнительной схеме расположенного <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

         Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2021 года

2а-366/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Красносельского района Костромской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц
прокурор Красносельского района КО
Ответчики
администрация Шолоховского с/поселения
Другие
Управление росреестра КО
АО "Газпромгазораспределение Кострома"
администрация Красносельского района КО
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Сидоров Николай Федорович
Дело на странице суда
krasnoselsky.kst.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
09.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2021Дело оформлено
12.11.2021Дело передано в архив
08.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее