дело № 2-1974/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2020 года Волгоград
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Лобыревой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, АО «НПФ «Открытие» о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионного накопления,
установил:
ФИО3 обратилась с иском к ГУ Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, АО «НПФ «Открытие», в обоснование указав, что является супругой умершего 01 ноября 2014 года ФИО2 и единственным наследником к имуществу умершего. 24 марта 2020 года АО «НПФ «Открытие» направлено в адрес истца уведомление о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании от 30 июля 2011 года № 076-76-76GEV, заключенного с ФИО2, в связи с наступившей смертью. Истец указывает, что по уважительной причине пропустила установленный законом шестимесячный срок для обращения за выплатой пенсионных накоплений ввиду отсутствия сведений о наличии пенсионных накоплений. В связи с чем, просит восстановить срок для обращения к ответчикам с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии ФИО2
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика АО «НПФ «Открытие» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель ответчика ОПФР по Волгоградской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска в части требований к ОПФР по Волгоградской области.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 7 Федерального закона "О накопительной пенсии" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 указанной статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 этой же статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 7 Федерального закона "О накопительной пенсии" определено, что в случае, предусмотренном частью 6 названной статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ) предусмотрены виды выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Так, за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ).
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица (абзац первый пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ).
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым приведенного пункта (абзац второй пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ).
Из материалов дела следует, Глазунова Т.Г. является супругой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-РК № 857422 от 12 февраля 2014 года.
01 ноября 2014 года умер ФИО2, 13 ноября 1956 года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти серии III-РК №826136 от 5 ноября 2014 года.
10 июня 2015 года нотариусом г.Волжского Волгоградской области ФИО6 выдано ФИО3 свидетельство № 2-1657 о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершего 01 ноября 2014 года.
Письмом АО «НПФ «Открытие» от 24.03.2020 года № 20-7770-0209-1564И уведомило ФИО3 о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании от 30.07.2011 №076-76-76GEV, заключенным с застрахованным лицом ФИО2, номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования 021-882-185 42, в связи с его смертью, наступившей 01.11.2014 года.
Судом установлено, что ФИО2 являлся застрахованным лицом АО «НПФ «Открытие» в соответствии с договором об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом от 30.07.2011 года № 076-76-76GEV (далее - Договор), заключённым между ФИО2 Фёдоровичем и НПФ электроэнергетики (впоследствии АО «НПФ Электроэнергетики»)
В результате реорганизации НПФ электроэнергетики в форме преобразования в акционерный пенсионный фонд все права и обязанности НПФ электроэнергетики с 10.06.2014 года перешли к ОАО «НПФ Электроэнергетики».
24.02.2016 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменения наименования ОАО «НПФ Электроэнергетики» на АО «НПФ электроэнергетики».
В связи с реорганизацией АО «НПФ Электроэнергетики» в форме присоединения к АО «НПФ «ЛУКОЙЛ- ГАРАНТ» все права и обязанности АО «НПФ электроэнергетики» перешли к АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» в порядке универсального правопреемства в соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 129 ГК РФ. Деятельность присоединенного АО «НПФ электроэнергетики» прекращена 17.08.2018 года, о чем была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
27.12.2018 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, включая изменение наименования АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» на АО «НПФ «Открытие».
В силу абз. 5 п. 2 ст. 36.5 Федерального закона от 07 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае смерти застрахованного лица.
Согласно п. 3 ст. 36.5 Федерального закона от 07 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абз. 5 п. 2 настоящей статьи, фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной пенсии с учетом результата их инвестирования.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 года N424 «О накопительной пенсии», п. 2, 5 Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 710 (далее – Правил выплаты) выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном фондом и застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".
При отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений производится выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам по закону первой очереди - детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям (усыновителям), а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди: братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Судом установлено, ФИО2 при заключении договора об обязательном пенсионном страховании №076-76-76GEV от 30.07.2011 в п. 22 Договора не указал правопреемников, также им не подавалось заявление о распределении средств пенсионных накоплений, в связи с чем, АО «НПФ «Открытие» не располагал информацией о правопреемниках по закону.
В соответствии с п. 8 Правил выплаты правопреемникам, при наличии информации о правопреемниках по закону фонд принимает меры по их извещению.
Согласно п. 10 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденным Постановлениями Правительства РФ от 30 июля 2014 года № 711 обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или 3 к настоящим Правилам.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Исходя из того, что ФИО3 является правопреемником ФИО2, и не располагала сведениями о наличии пенсионных накоплений у ФИО2, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
В связи с чем, заявленные ФИО3 требования о восстановления срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает основания для удовлетворения требований ФИО3 к ответчику ГУ Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 30 июля 2011 года страховщиком по обязательному пенсионному страхованию ФИО2 является АО «НПФ «Открытие».
Таким образом, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области деятельность по обязательному пенсионному страхованию в отношении ФИО2 не осуществляет с указанного времени.
Исходя из смысла действующего процессуального законодательства, ответчиком по делу является сторона, которая, по мнению истца, нарушила его субъективные права, свободы и законные интересы и, которую необходимо принудить к устранению допущенного нарушения. Чтобы быть надлежащей стороной в конкретном деле, необходимо быть субъектом спорного материального правоотношения. Для ответчика это означает иметь определенную, обязательственную по отношению к истцу материально-правовую связь, вытекающую из спорного материального правоотношения.
Предметом искового производства выступает спор о субъективном гражданском праве. В данном случае между истцом и ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области отсутствует спор о каком-либо субъективном гражданском праве. Со стороны ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области и его территориальных органов отсутствует нарушение субъективных гражданских прав истца.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности: наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В связи с тем, что предметом искового заявления по настоящему гражданскому делу является восстановление срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, которые сформированы и находятся в АО "НПФ Открытие», ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО3 к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионного накопления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО3 к государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, АО «НПФ «Открытие» о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионного накопления – удовлетворить в части.
Восстановить ФИО3 срок на обращение в АО «НПФ «Открытие» за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица ФИО2, умершего 01 ноября 2014 года.
В удовлетворении иска ФИО3 к государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионного накопления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 02 ноября 2020 года.
Председательствующий: С.В. Дрогалева