Дело № 2-4706/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2016 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Хоченовой Е.В.,
при секретаре Мазаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Маркеевой Н.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в ... и ... о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и ... (далее «ГУ УПФ РФ в ... и ...») о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование требований указала, что решением об отказе в установлении пенсии от *** ГУ УПФ РФ в ... и ... истцу отказано в назначении пенсии по п.п. 19, ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от *** № 400-ФЗ в виду того, что период работы с *** по *** в должности «фельдшер» не предусмотрен перечнем должностей, работа в которых в течение года засчитывается за год и шесть месяцев. Считает данное решение незаконным. В спорный период истец работала в должности фельдшера в группе анестезиологии-реанимации выездной бригады, с *** указанная должность переименована в «фельдшер скорой медицинской помощи (в группе анестезиологии-реанимации)». В связи с чем, истец полагала, что в спорный период фактически осуществляла деятельность в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В связи с чем, полагала, что право на досрочное назначение пенсии у нее возникло со дня обращения с заявлением о назначении пенсии – с ***.
В судебном заседании истец Маркеева Н.А., представитель истца Бычихин Ю.В. поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представители ответчика ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ в ... и ... Базанова Е.В., Котова Е.А., действующие на основании доверенности в судебном заседании иск не признали в полном объеме, основываясь на доводах, изложенных в письменных возражениях на исковые требования.
Суд, выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от *** № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С *** основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с ***) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного Закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** , периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся приложением к вышеназванным Правилам, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка (станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи).
В названном Перечне должность фельдшера отсутствует.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от *** -П указал, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие до ***. С учетом данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, медицинских работников может производиться по условиям и нормам, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от *** "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением Правительства Российской Федерации от *** "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до *** могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от *** "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (действовавшего в период до ***) среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производилось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
Аналогичные положения были предусмотрены Списком и Перечнем, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от *** "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", которые утратили силу с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от *** .
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют лица, работающие в медицинских учреждениях в должностях, предусмотренных указанными Списками профессий и должностей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркеева Н.А., *** года рождения, *** обратилась в ГУ УПФ РФ в ... и ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1.20 ст. 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника ГУ УПФР в ... и ... от *** истцу отказано в назначении пенсии по п. 1.20 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от *** «О страховых пенсиях», поскольку отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. Специальный стаж составляет ...
Из записей в трудовой книжки на имя Маркеевой Н.А. следует, что с *** по *** она работала фельдшером в группе анестезиологии-реанимации выездной бригады в МУЗ «Станция скорой медицинской помощи»; с *** по настоящее время – фельдшером в группе анестезиологии-реанимации выездной бригады в МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (с *** в КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи, ...»).
При этом, сторона ответчика свою позицию об отказе Маркеевой Н.А. в назначении пенсии по п. 1.20 ст. 30 указанного выше Закона обосновывает следующим: период работы с *** по *** засчитан в специальный стаж календарно, поскольку должность «фельдшер» не предусмотрена в перечне должностей, работа в которых в течение года засчитывается за год и шесть месяцев.
Указанные доводы стороны ответчика суд считает несостоятельными, полагает, что они не могут быть приняты во внимание и положены в основу решения, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела.
При вынесении решения суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно штатному расписанию Станции скорой и неотложной медицинской помощи от ***, средний медицинский персонал представлен старшим фельдшером (2), фельдшером – диспетчером (9), фельдшером выездной бригады (99), медсестрой стола справок (1), фармацевтом (1). Аналогичные данные содержатся в штатных расписаниях за *** годы. Должность «Медицинская сестра» в составе среднего медперсонала данного медицинского учреждения в спорный период отсутствует.
Данный вывод также подтверждается тарификационными списками работников Станции скорой медицинской помощи за период с ... должности медицинского и фармацевтического персонала.
Вместе с тем, путем анализа должностной инструкции медицинской сестры – анестезиста группы реанимации и интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи и должностной инструкции фельдшера специализированной бригады станции скорой медицинской помощи, фельдшера в группе анестезиологии и реанимации станции скорой медицинской помощи, суд приходит к выводу об абсолютном тождестве должностных обязанностей указанных медицинский должностей среднего медицинского персонала станции скорой медицинской помощи.
В материалы дела истцом представлен сертификат от *** о присвоении специальности «Анестезиология и реаниматология»; также представлены: сертификат от ***, где Маркеевой Н.А. присвоена специальность «Скорая и неотложная помощь»; сертификат от *** о прохождении курса по специальности «Анестезиология и реаниматология»; удостоверение от *** о повышении квалификации по программам «Современные аспекты сестринского дела в анестезиологии и реаниматологии». «Медицина катастроф»; свидетельство от *** о повышении квалификации по программе «Скорая и неотложная помощь»; свидетельство от *** о повышении квалификации по программе «Скорая и неотложная помощь»; свидетельство о повышении квалификации в период с *** по *** по программе «Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии».
При таких обстоятельствах, суд полагает, что занимая в период с *** по *** должность фельдшера в группе анестезиологии - реанимации выездной бригады, в период с *** по *** в должности фельдшера скорой медицинской помощи (в группе анестезиологии - реанимации) истец фактически выполняла обязанности медицинской сестры-анестезиста. В связи с чем, данные периоды подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, спорные периоды ее работы в льготном исчислении.
Поскольку продолжительность специального стажа истца с учетом исчисления спорного периода ее работы в льготном порядке составила, на день обращения с заявлением, более 30 лет, то суд считает необходимым признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты подачи заявления, обязав ответчика произвести ее назначение.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░ ░ *** ░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░ ░ *** ░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ... ░ ... ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░