Дело №3а-82/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Владимир 17 июля 2019 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре Кротковой Ю.В.,
с участием административного истца Карцева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карцева В. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Карцев В.В. обратился во Владимирский областной суд с вышеназванным административным иском.
В обоснование требований указано, что Карцев В.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 400 +/- 7 кв.м, расположенного по адресу: **** ****, с кадастровой стоимостью, установленной постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 09 ноября 2016 года № 949 по состоянию на 01 января 2016 года, в размере 430 388 рублей.
Согласно отчета об оценке ООО «Юридический центр «ВЕРДИКТ» № 046-18 от 10 сентября 2018 года рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года составляет 236 739,00 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 209 от 14 марта 2019 года заявление Карцева В.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости упомянутого объекта недвижимости было отклонено.
Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 236 739 рублей.
В судебном заседании административный истец Карцев В.В. поддержал административный иск по основаниям.
Административный ответчик администрация Кольчугинского района Владимирской области надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее Управление Росреестра по Владимирской области), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, также указав, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, правильность заключения экспертов ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии», его форму и содержание, а также размер определенной экспертами рыночной стоимости спорного земельного участка.
Заинтересованное лицо администрация МО Есиплевское (сельское поселение) Кольчугинского района Владимирской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, ходатайства об отложении не заявила.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей администрации Кольчугинского района Владимирской области, администрация МО Есиплевское (сельское поселение) Кольчугинского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 этого же Закона установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Карцев В.В. на основании договора аренды земельного участка №16 от 19 апреля 2018 года, заключенного с МКУ «УАиЗО Кольчугинского района», является долгосрочным арендатором земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 400 +/- 7 кв.м, расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – для магазина (т.1 л.д. 4-6, 15-23).
Согласно разделу 2 вышеуказанного договора аренды земельного участка № 16 от 19 апреля 2018 года и приложению к нему, арендная плата за земельный участок с кадастровым номером **** рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Поскольку размер арендной платы, уплачиваемой Карцевым В.В. на основании вышеуказанного договора за земельный участок с кадастровым номером исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность административного истца по уплате арендной платы и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Земельный участок с кадастровым номером **** является ранее учтенным, поставленным на кадастровый учет 28 января 1993 года (т. 1, л.д. 4).
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчугинского района» от 09 ноября 2016 года № 949 в размере 430 388 рублей по состоянию на 01 января 2016 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 25 декабря 2016 года (т.1, л.д. 93).
18 февраля 2019 года Карцев В.В., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права, как плательщика арендной платы, обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от 25 июля 2012 года № П/322 во Владимирской области при территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Решением названной Комиссии от 14 марта 2019 года № 876 данное заявление отклонено (т.1 л.д. 82-84).
26 марта 2019 года Карцев В.В. обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд (т.1 л.д.1).
В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчет, составленный ООО «Юридический центр «ВЕРДИКТ» № 046-18 от 10 сентября 2018 года, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 236 739,00 рублей (т.1 л.д. 24-80).
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1 л.д. 132-134).
Согласно заключению эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» **** № 40/2019 от 28 июня 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составляет 269 000,00 рублей. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключение экспертов указано, что при проведении исследования экспертами выявлены нарушения, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, а именно: В Отчете отсутствуют информация о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор и оценщика; анализ влияния общей политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки; сведения о частях объекта оценки; ссылки на источники информации или копии материалов и распечаток на страницах 34-35 Отчета (таблица 15), страницах 60-62 Отчета. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить информацию и дату ее подготовки, а также проведенный анализ факторов, влияющих на стоимость. В Отчете также отсутствуют выводы относительно рынка недвижимости в сегменте объекта оценки. Анализ фактических данных приведен только по объектам-аналогам (страница 50 Отчета). В Отчете не указан интервал значений цен. В связи с тем, что отсутствуют ссылки на источники информации или копии материалов и распечаток на страницах 60-62 Отчета, не представляется возможным проверить корректировку на удаленность от автодороги Р75. Корректировка на площадь для объекта-аналога № 2 на страницах 57, 60 Отчета применена ошибочно. Не представляется возможным подтвердить корректировку на электричество (страницы 58, 72 Отчета) (т.2 л.д.2-118).
Указанные выводы экспертов согласуются с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области № 209 от 14 марта 2019 года, постановленного по результатам рассмотрения заявления Карцева В.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, из которого следует, что отчет ООО «Юридический центр «ВЕРДИКТ» № 046-18 от 10 сентября 2018 года, в нарушение требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности вводит в заблуждение и допускает неоднозначное толкование, а именно: нарушена методика оценки, так как не проведен анализ наиболее эффективного использования. Иное использование объекта оценки (в отличие от фактического) по аналогии с окружением участка не рассмотрено. Информация о застроенности оцениваемого участка в отчете не представлена. В соответствии с пп. «в» пункта 11 ФСО № 7 оценщик проводит анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен. В соответствии с пунктом 5 ФСО № 3 информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена. В нарушение указанного наименование сегмента рынка и диапазон цен в отчете не представлены. В соответствии с пунктом 25 ФСО № 7 оценщик при определении рыночной стоимости основывается на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. При расчете рыночной стоимости оцениваемого земельного участка (стр. 55-59 отчета) оценщиком использованы не подтвержденные характеристики объектов-аналогов, а именно: «инженерно-геологические условия», «наличие железнодорожной ветки», что не может рассматриваться как обоснованное. В связи с чем, по мнению Комиссии, Отчет не может расцениваться как достоверный документ, содержащий достоверное определение рыночной стоимости объекта оценки объекта недвижимости с кадастровым номером ****.
Данное решение Комиссией принято с участием главного специалиста-эксперта отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Владимирской области.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет, составленный ООО «Юридический центр «ВЕРДИКТ» № 046-18 от 10 сентября 2018 года, не позволяет подтвердить, полноту, достоверность и достаточность исходной информации, стоимость объекта оценки и допускает неоднозначное толкование полученных результатов, в связи с чем не может быть принят в качестве допустимого доказательства по данному делу.
Проанализировав и оценив заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» № 40/2019 от 28 июня 2018 года в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.
Экспертное заключение № 40/2019 от 28 июня 2018 года подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудником общества с ограниченной ответственностью «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» ****, имеющей соответствующее образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № 57 от 29 марта 2018 года, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта № 40/2019 от 28 июня 2018 года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участниками процесса в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало, в том числе от административного истца.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку экспертное заключение № 40/2019 от 28 июня 2018 года мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд признает заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» № 40/2019 от 28 июня 2018 года надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 400 +/- 7 кв.м, расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – для магазина, в размере его рыночной стоимости 269 000,00 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).
С учетом изложенного датой подачи заявления Карцева В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной следует считать 14 марта 2019 года, то есть дату его обращения в Комиссию.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Карцева В. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 400 +/- 7 кв.м, расположенным по адресу: **** ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – для магазина, по состоянию на 01 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости 269 000,00 (двести шестьдесят девять тысяч рублей 00 копеек.
Считать датой подачи административного искового заявления Карцева В. В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 14 марта 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда О.А. Кирюшина
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2019 года.