Решение по делу № 33а-1461/2019 от 16.07.2019

Судья Речич Е.С.                            Дело № 33а-1461/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола                                30 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 мая 2019 года об удовлетворении административного иска Яромчука С.В. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Йошкар-Оле об оспаривании решений о снятии с учета.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Петровой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

решением жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Йошкар-Оле (далее – ЖБК УМВД России по г.Йошкар-Оле) от 27 марта 2018 года (протокол № 3) Яромчук С.В. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (улучшением жилищных условий). Решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республики Марий Эл (далее – ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) от 17 января 2019 года (протокол № 2) Яромчук С.В. снят с учета граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 раздела 1 и подпунктом «а» пункта 22 раздела 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Не согласившись с решениями, Яромчук С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Марий Эл и ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл о признании указанных решений незаконными и восстановлении на учетах нуждающихся в жилых помещениях и граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В обоснование требований указал, что в связи с постановкой его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, основанием для снятия с такого учета могли служить обстоятельства, указанные в пунктах 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также утрата оснований, определенных в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР. Установление новой учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» после постановки его на учет не свидетельствует об улучшении жилищных условий и не может служить основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 апреля 2019 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл на надлежащего ответчика УМВД России по г.Йошкар-Оле.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 мая 2019 года признаны незаконными и отменены решение ЖБК УМВД по г.Йошкар-Оле от 27 марта 2018 года о снятии Яромчука С.В. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и решение ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 17 января 2019 года о снятии Яромчука С.В. с учета граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В апелляционной жалобе МВД по Республике Марий Эл просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в административном иске, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Яромчук С.В. приводит доводы в поддержку решения суда, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, а также их представителей, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности причин неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Выслушав объяснения представителя административного истца Фадеева М.В., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, проверив материалы дела, судебная коллегия, рассмотрев административное дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Установлено, что Яромчук С.В. с <дата> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <...> кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности Я.К.В. и Я.М.С. В указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства так же Яромчук С.В., Я.К.В., Я.М.С.

Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по г.Йошкар-Оле от 8 сентября 2008 года восстановлен на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы с 12 марта 2001 года.

Приказом от 1 октября 2014 года <№> Яромчук С.В. уволен из органов внутренних дел 6 октября 2014 года с должности <должность> по состоянию здоровья.

Решением ЦЖБК МВД по Республики Марий Эл от 22 декабря 2016 года Яромчук С.В. признан участником федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с семьей в составе 2 человека.

Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г.Йошкар-Оле от 27 марта 2018 года (протокол № 3) Яромчук С.В. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (пункт 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР). При этом комиссия исходила из того, что с учетом пункта 1 постановления главы администрации города Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года № 1386 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлена учетная норма в размере 14,5 кв.м общей площади на одного члена семьи.

Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 17 января 2019 года (протокол № 2) Яромчук С.В. снят с учета граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 раздела 1 и подпунктом «а» пункта 22 раздела 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что Яромчук С.В. уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья, имея общую продолжительность службы более 10 лет, с 12 марта 2001 года состоял по месту службы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (16 кв.м), установленной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 2000 года № 101, пришел к правильному выводу, что изменение органом местного самоуправления после постановки Яромчука С.В. на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия административного истца с учета.

Такой вывод суда с учетом установленных обстоятельств дела соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 7 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года.

Как следует из оспариваемого решения ЖБК УМВД России по г.Йошкар-Оле, Яромчук С.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Учитывая, что с момента постановки на учет и до принятия ЖБК УМВД России по г.Йошкар-Оле 27 марта 2018 года решения о снятии Яромчука С.В. с учета жилищные условия его семьи улучшены не были, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П «По жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», положения частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет, решение ЖБК УМВД России по г.Йошкар-Оле от 27 марта 2018 года нельзя признать законным.

Ссылки в апелляционной жалобе на правовые позиции, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года, несостоятельны, так как эти позиции высказаны с учетом иных фактических обстоятельств дела, в том числе связанных с определением обеспеченности заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения в 2007 году членом семьи в собственность квартиры.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, (далее – Правила) основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.

Поскольку Яромчук С.В. уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья, имея общую продолжительность службы более 10 лет, решение о снятии Яромчука С.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях обоснованно признано судом первой инстанции незаконным, решение ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 17 января 2019 года (протокол № 2) о снятии Яромчука С.В. с учета граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 раздела 1 и подпунктом «а» пункта 22 раздела 2 Правил также нельзя признать законным.

При рассмотрении дела судом установлено, что о принятом решении о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Яромчук С.В. узнал после получения сведений о принятии решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 17 января 2019 года и установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд им не пропущен. Указанный вывод суда является правильным, поскольку административным ответчиком не представлено достоверных доказательств направления административному истцу оспариваемого решения от 27 марта 2018 года.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, направленным на переоценку доказательств и обстоятельств, которые были предметом надлежащей оценки суда первой инстанции, а также основанным на неправильном толковании норм права.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по Республике Марий Эл – без удовлетворения.

Председательствующий                    О.А.Петрова

Судьи                                Э.И.Салихова

                                    А.Д.Халиулин

33а-1461/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Яромчук СВ
Ответчики
МВД по РМЭ, УМВД РФ по г. Йошкар-Оле
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Петрова Ольга Александровна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
17.07.2019[Адм.] Передача дела судье
30.07.2019[Адм.] Судебное заседание
31.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2019[Адм.] Передано в экспедицию
24.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
30.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее