Дело №2-379/2022
УИД: 52RS0053-01-2021-000438-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2022 года г. Урень
Уренский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Кукушкина А.А.,
с участием представителя истца Маниной Л.В.
представителя ответчика директора МБОУ «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа» Соколовой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Корягиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском,Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах к МБОУ «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа», администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о нарушении санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах обратился в суд с иском к МБОУ «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа», администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области об устранении нарушений санитарного законодательства, указывая, что в ходе плановой, документарной проверки у МАОУ «Уренская СОШ №1» установлено, что в организации не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, так как лабораторные и инструментальные исследования по Программе, запланированные в разделе 4.4 «Лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в учреждении» учреждением не представлены за 2021 год, текущий период 2022 года, что является нарушением п.2.1 гл.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; п.3 ч.4,5 ст. 10; п.3. ч.6 ст.11 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Истец просит суд:
1. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального округа Нижегородской области осуществить производственный контроль за соблюдением требований санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с разделом 4.4 «Лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в учреждении» Программы производственного контроля с применением принципов ХАССП, утвержденной приказом директора от 01.02.2021г. № 28-ах путем проведения лабораторных и инструментальных исследований.
2. Обязать Администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области принять меры, направленные на выделение денежных средств достаточных для устранения выявленных нарушений.
3. Ответчикам после вступления решения суда в законную силу представить в адрес территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском,Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах (ул.Коминтерна, д.78, г.Шахунья, Нижегородская область, 606910) документы, подтверждающие принятие мер, направленных на исполнение исковых требований.
4. Установить срок для устранения нарушений - до 31.05.2023 года.
Представитель администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
С учетом изложенного, положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области.
Представитель истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах Манина Л.В., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МБОУ «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа» Соколова Н.Г., в судебном заседании с исковыми требованиями в части возложения обязанности устранить нарушение норм санитарного законодательства согласилась, пояснив, что срок для устранения выявленных нарушений, который просит установить истец является недостаточным, просила установить более длительный срок.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы гражданского дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления», другими нормативными актами.
Согласно статье 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании статьи 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2.1 гл.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» предприятия общественного питания должны проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить:
6) периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Мероприятия по программе производственного контроля основанной на принципах ХАССП в общеобразовательном учреждении направлены на обеспечение безопасности человека, а именно эта система ХАССП позволяет идентифицировать, оценивать и осуществлять контроль опасных факторов, угрожающих безопасность при приготовление продукции для детей. Без выполнения лабораторных исследований по ППК основанной на принципах ХАССП невозможно провести оценку ситуации, сложившейся на объекте, (например оценить качество выпускаемой продукции для детей, закладку норм питания и др.), а это в свою очередь не позволяет руководителю своевременно пресекать нарушения санитарного законодательства на ранних сроках, а так же проводить своевременные профилактические мероприятия по поддержанию санитарно-эпидемиологической безопасности выпускаемой продукции на пищеблоке школы при приготовление продукции для детей.
Из материалов дела следует, что в период с С 18.04.2022 года по 13.05.2022 года на основании решения о проведении плановой, документарной проверки № 2022-52-12-26-1327-ДП от 18.04.2022 года территориальным органом роспотребнадзора была проведена плановая документарная проверка в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального округа Нижегородской области (далее по тексту- МБОУ «Б.Терсенская СОШ»).
Документарная проверка была проведена по адресу: Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Коминтерна, 78.
В ходе плановой, документарной проверки у МБОУ «Б.Терсенская СОШ» на основании требования о представлении документов от 18.04.2022 № 2022-52-12-26-1327-ДП были истребованы документы, в том числе: программа производственного контроля с применением принципов ХАССП, утвержденная приказом директора от 01.02.2021 года № 28-ах (далее по тексту- Программа).
При рассмотрении Программы было установлено следующее.
В разделе 4.4 «Лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в учреждении» Программы представлен порядок и периодичность на лабораторные исследования и испытания вырабатываемой продукции, согласно которого предприятие общественного питания должно проводить производственный контроль, основанный на принципах ХАССП в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания, а именно:
- микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства- 1 раз в год;
- калорийность, выход блюд и соответствие химического состава-1 раз в год;
- контроль проводимой витаминизации -1 раз в год;
- микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП)-1 раз в год;
- микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов-1 раз в год;
- исследование смывов на наличие яиц гельминтов-1 раз в год;
- исследование питьевой воды на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по химическим и микробиологическим показателям-1 раз в год;
- исследование параметров микроклимата производственных помещений-1 раз в год;
- исследование уровня искусственной освещенности в производственных помещениях-1 раз в 2 года;
- исследование дезинфицирующих средств-1 раз в год.
В ходе проверки было установлено, что в организации не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, так как лабораторные и инструментальные исследования по Программе, запланированные в разделе 4.4 «Лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в учреждении» учреждением не представлены за 2021 год, текущий период 2022 года, что является нарушением п.2.1 гл.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; п.3 ч.4,5 ст. 10; п.3. ч.6 ст.11 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
За выявленные в ходе плановой, документарной проверки нарушения к административной ответственности был привлечен директор МБОУ «Б.Терсенская СОШ» Соколова Н.Г. На основании Постановления по делу об административном правонарушении № 22260111 Соколова Н.Г. признана виновной по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
Таким образом, МБОУ «Б.Терсенская СОШ» не выполняются в полной мере требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.1.2 Устава МБОУ «Б.Терсенская СОШ» является некоммерческой организацией.
В соответствии с п.1.6 Устава учредителем учреждения является Уренский муниципальный округ Нижегородской области. Функции и полномочия учредителя организации от имени Уренского муниципального округа Нижегородской области осуществляет в том числе администрация Уренского муниципального округа Нижегородской области.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности МБОУ «Б.Терсенская СОШ» является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального образования, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи и общества и государства; обеспечение охраны и укрепление здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечение отдыха обучающихся.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере санитарного законодательства.
В соответствии с п.8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 года №701 Управление вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п.2 положения о Территориальном отделе Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Нижегородской области (далее по тексту –Управление) является структурным подразделением Управления.
В соответствии с п.11.7 положения о Территориальном отделе Территориальный отдел имеет право предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, который входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, согласно приказа Роспотребнадзора №764 от 16.07.2012г.
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками, на основании ст.ст.56-57 ГПК РФ, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, и ставящих под сомнение, имеющиеся в материалах дела доказательства, не представлено.
Суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам и заявленным требованиям.
Исследованные в судебном заседании доказательства не вызывают у суда сомнения в их достоверности.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе Шахунья, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах законны и обоснованы.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, период неисполнения обязанности в части спорного вопроса, время, которое возможно потребуется для выделения финансирования, период начала учебного года в образовательном учреждении, характер опасности, создающей возможную потенциальную угрозу, в том числе обучающихся, суд считает обоснованным и целесообразным установить срок для исполнения решения суда до 31.07.2023 года включительно.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском,Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах к МБОУ «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа», администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области об устранении нарушений санитарного законодательства – удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Б.Терсенская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального округа Нижегородской области осуществить производственный контроль за соблюдением требований санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с разделом 4.4 «Лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в учреждении» Программы производственного контроля с применением принципов ХАССП, утвержденной приказом директора от 01.02.2021 года № 28-ах путем проведения лабораторных и инструментальных исследований.
Обязать Администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области принять меры, направленные на выделение денежных средств достаточных для устранения выявленных нарушений.
Ответчикам после вступления решения суда в законную силу представить в адрес территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе город Шахунья, Тоншаевском,Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах (ул.Коминтерна, д.78, г.Шахунья, Нижегородская область, 606910) документы, подтверждающие принятие мер, направленных на исполнение исковых требований.
Установить срок для устранения нарушений - до 31.07.2023 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований об установлении иных сроков устранения нарушений – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Уренский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25.08.2022 года
Судья А.А. Кукушкин