Дело 2-294/2024 ***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2024 года город Кола Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архипчук Н.П.,
при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,
с участием представителя истца Роговской Л.Ю.,
представителя ответчика МКУ «УГХ МО г.Кола» Синдеева С.В.,
представителя ответчика Администрации Кольского района Полигас С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства МО г.Кола» и Администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по оборудованию места временного складирования снега в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства МО г.Кола» и Администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по оборудованию места временного складирования снега в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, прокуратурой Кольского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения при организации работы по складированию отходов на территории Кольского района Мурманской области. В ходе проверки установлено, что Постановлением Администрации Кольского района № 1383 от 06.11.2019 «Об определении мест временного складирования снега на территории городского поселения Кола и сельских поселений Кольского района (Междуречье, Пушной, Териберка, Тулома, Ура- Губа)» определено в качестве места для временного складирования снега в г.Кола земельный участок с условным номером: №, площадью 4370 кв.м, (из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале №). Согласно пункту 2 Постановления организациям всех форм собственности, осуществляющим работы по содержанию дорог общего пользования на территории г.Колы в зимний период, производить временное складирование снега в указанном месте. В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации Кольского района от 24.12.2019 № 1686 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства МО г. Кола» (далее — МКУ УГХ г.Кола), учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления управленческих функций в сфере обеспечения условий для решения вопросов местного значения муниципального образования городское поселение Кола Кольского района, связанных с организацией по содержанию объектов внешнего благоустройства, входящих в состав городского хозяйства. Учредителем учреждения является муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, функции и полномочия учредителя, которого выполняет администрация Кольского района. Одним из объектов благоустройства, подлежащих содержанию и санитарной очистке в г.Кола является площадка для временного складирования снега. Данная площадка огорожена и оборудована металлическим шлагбаумом, препятствующих доступу посторонних лиц. Вместе с тем, площадка не оборудована водонепроницаемым покрытием, как этого требует действующее законодательство. Согласно ответа на представление прокуратуры района от *** в настоящее время МКУ УГХ г.Кола рассматривается вопрос об устранении данного нарушения и приведение названной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако с учетом зимнего периода времени и значительного количества снега предоставить предварительный расчет стоимости данных работ не представляется возможным. До конца первого *** года МКУ УГХ г.Кола будет осуществлен расчет стоимости работ по оборудованию площадки водонепроницаемым покрытием, после чего рассмотрен вопрос о выделении денежных средств. Учитывая длительность закупочных процедур предусмотренных действующим законодательством при таких обстоятельствах имеется угроза невыполнения требований законодательства до начала зимнего периода *** года, что не допустимо. Допущенные нарушения, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию мест накопления для складирования отходов от зимней уборки улиц, свидетельствуют также о ненадлежащей реализации полномочий, предусмотренных пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, в соответствии с которым организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами возложена на органы местного самоуправления сельских поселений. Таким образом, непринятие мер к оснащению мест складирования снега может повлечь попадание отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, что является недопустимым и нарушением законодательства об охране окружающей среды. На основании изложенного, просит обязать МКУ «УГХ гп. Кола» произвести работы по оснащению площадки для временного складирования снега определенной Постановлением Администрации Кольского района № 1383 от 06.11.2019 «Об определении мест временного складирования снега на территории городского поселения Кола и сельских поселений Кольского района водонепроницаемым покрытием в срок, не позднее ***. В случае недостаточности денежных средств, обязать учредителя - администрацию Кольского района произвести финансирование производимых мероприятий по обустройству площадки для временного складирования снега на территории гп. Кола и сельских поселений Кольского района водонепроницаемым покрытием.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района в лице администрации Кольского района Мурманской области.
Представитель истца Роговская Л.Ю. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в иске основаниям, уточнив исковые требования, принятые протокольным определением суда, просила обязать МКУ «УГХ гп. Кола» произвести работы по оснащению площадки для временного складирования снега определенной Постановлением Администрации Кольского района № 1383 от 06.11.2019 «Об определении мест временного складирования снега на территории городского поселения Кола и сельских поселений Кольского района, а именно территорию г. Кола: земельный участок с условным номером №, площадью 4370 кв. м (из земель находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале №), согласно схеме расположения земельного участка на КПТ в координатах МСК-51 водонепроницаемым покрытием в срок, не позднее ***. В случае недостаточности денежных средств, обязать учредителя муниципальное образование городское поселение г. Кола, функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация Кольского района - произвести финансирование производимых мероприятий по обустройству площадки для временного складирования снега на территории гп.Кола Кольского района водонепроницаемым покрытием. В случае недостаточности заявленного срока исполнения обязанности, не возражала против предоставления ответчикам срока – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Кольского района Полигас С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве. В случае удовлетворения иска, просила предоставить срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МКУ «УГХ МО г.Кола» Синдеев С.В. в судебном заседании поддержала доводы, указанные в письменном отзыве соответчика. В случае удовлетворения иска, просил также предоставить срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты жизни и здоровья. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу пункта 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями пункта 2 статьи 15 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об ходах производства и потребления»).
Пунктом 34 утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01,2021 №3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» установлено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег, должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
В соответствии пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
На основании приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (код 7 31 210 00 00 0) отходы от зимней уборке улиц входят в группу отходов от уборки территории городских и сельских поселений, относящихся к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, вопросы организации мест накопления отходов от зимней уборки улиц, являющихся твердыми коммунальными отходами, отнесены к полномочиям городских и сельских поселений.
Кроме того, пунктами 1 и 10 части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ определено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Кольского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения при организации работы по складированию отходов на территории Кольского района Мурманской области.
Проверка показала, что на территории Кольского района Постановлением Администрации Кольского района № 1383 от 06.11.2019 «Об определении мест временного складирования снега на территории городского поселения Кола и сельских поселений Кольского района (Междуречье, Пушной, Териберка, Тулома, Ура- Губа)» определены места для временного складирования снега.
Так, согласно Постановлением Администрации Кольского района № 1383 от 06.11.2019 «Об определении мест временного складирования снега на территории городского поселения Кола и сельских поселений Кольского района (Междуречье, Пушной, Териберка, Тулома, Ура- Губа)» в качестве места для временного складирования снега в г.Кола определен земельный участок с условным номером: № площадью 4370 кв.м, (из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 51:01:0110001), согласно схеме расположения земельного участка на КПТ в координатах в МСК-51.
Согласно пункту 2 Постановления организациям всех форм собственности, осуществляющим работы по содержанию дорог общего пользования на территории г.Колы в зимний период, производить временное складирование снега в указанном месте.
*** прокуратурой Кольского района в адрес Главы администрации Кольского района Мурманской области было направлено Представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа администрации Кольского района Мурманской области от *** на представление прокурора следует, что с выявленными нарушениями учреждение согласно, протоколом заседании комиссии постановлено МКУ «УГХ г.Кола» принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений путем устранения выявленных замечаний.
Кроме того, из сообщения администрации Кольского района от *** следует, что соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации Кольского района от 24.12.2019 № 1686 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства МО г. Кола», учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления управленческих функций в сфере обеспечения условий для решения вопросов местного значения муниципального образования городское поселение Кола Кольского района, связанных с организацией по содержанию объектов внешнего благоустройства, входящих в состав городского хозяйства. Учредителем учреждения является муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, функции и полномочия учредителя, которого выполняет администрация Кольского района. Одним из объектов благоустройства, подлежащих содержанию и санитарной очистке в г.Кола является площадка для временного складирования снега. Указанная площадка для временного складирования снега передана в оперативное управление МКУ «УГХ г.Кола». Данная площадка огорожена и оборудована металлическим шлагбаумом, препятствующих доступу посторонних лиц. Вместе с тем, площадка не оборудована водонепроницаемым покрытием.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства, ответчики на территории г.Кола не оборудовали площадку для складирования снега, водонепроницаемым покрытием, чем нарушили права граждан на благоприятную окружающую среду.
Иных доказательств суду не представлено.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Неисполнение ответчиками требований действующего законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и непринятие мер по оборудованию места складирования снега водонепроницаемым покрытием, нарушает предусмотренные статьей 42 Конституции РФ, статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" права на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, ущемляет права не только лиц, проживающих на территории г.Кола, но и других лиц по той или иной причине находящихся на территории городского поселения.
Таким образом, суд считает, что требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать места складирования снега в соответствии с требованиями законодательства, подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание порядок финансирования деятельности учреждения, учитывая мнение представителя истца, суд считает возможным установить ответчикам, с учетом времени, необходимого для осуществления администрацией Кольского района и Управлением образования администрации Кольского района требуемого финансирования, срок исполнения решения суда – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства МО г.Кола» *** и Администрации Кольского района Мурманской области *** о возложении обязанности по оборудованию места временного складирования снега в соответствии с требованиями законодательства – удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства МО г.Кола» произвести работы по оснащению площадки для временного складирования снега определенной Постановлением Администрации Кольского района от 06.11.2019 № 1383 «Об определении мест временного складирования снега на территории городского поселения Кола и сельских поселений Кольского района», а именно, территорию г. Кола: земельный участок с условным номером №, площадью 4370 кв. м (из земель находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале №), согласно схеме расположения земельного участка на КПТ в координатах МСК-51, водонепроницаемым покрытием, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае недостаточности денежных средств, обязать учредителя МКУ «УГХ гп. Кола» - муниципальное образование городское поселение городское поселение Кола Кольского района, функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация Кольского района Мурманской области, произвести финансирование производимых мероприятий по обустройству площадки для временного складирования снега на территории гп.Кола Кольского района водонепроницаемым покрытием.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
***
***
Судья Н.П. Архипчук