Решение от 08.12.2022 по делу № 2-582/2022 от 26.09.2022

Дело № 2-582/2022

33RS0009-01-2022-000860-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                            8 декабря 2022 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего, судьи Варламова Н.А., при секретаре Забелиной С.В., с участием прокурора Абрамовой Е.А., лица, в интересах которого подано исковое заявление, Гараниной Г.В., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» - Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Гараниной Г.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Гараниной Г.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области, просил взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Гараниной Г.В. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных средств 10.08.2022 в сумме 578 руб.; возложить обязанность на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством: Лозартан (таблетки 100 мг) на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата, с учетом назначенного лечения.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что Гаранина Г.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, имеет статус федерального льготника. Гараниной Г.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом - Лозартан. Вместе с тем соответствующий рецепт оставлен без обслуживания по причине отсутствия необходимого лекарственного средства. В целях лечения Гараниной Г.В. 10.08.2022 за счет собственных средств приобретен лекарственный препарат Лозартан на сумму 578 руб. Право Гараниной Г.В. на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, не обеспечено. На основании изложенного прокурор просит удовлетворить заявленные требования.

Прокурор Абрамова Е.А. и Гаранина Г.В., в интересах которой подано исковое заявление, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» -               Иванова Л.В. иск признала в части возложения обязанности на указанное учреждение по обеспечению требуемыми лекарствами, исходя из того объема соответствующих обязанностей, который возложен на данное учреждение.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, по вызову суда не прибыл. В представленном суду письменном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований. Позиция ответчика сводилась к тому, что требования прокурора о возложении обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством противоречат действующему законодательству. Обстоятельств, препятствующих Гараниной Г.В. для получения необходимого лекарственного препарата на льготной основе, не усматривается, следовательно, необходимости для самостоятельного приобретения данного препарата у Гараниной Г.В. не было. В этой связи, по мнению ответчика, оснований для взыскания денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, в пользу Гараниной Г.В. не имеется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ ОТ ВО «Медицинский информационно-аналитический центр», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд представителей не направили, прислав отзывы на исковое заявление, в которых просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений против удовлетворения заявленных требований от третьих лиц в представленных суду отзывах не поступило.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ.

На основании п.1 ч.3 ст.80 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

Согласно ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу ч.1 ст.57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ

«О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» дети в возрасте до трех лет, дети в возрасте до шести лет из многодетных семей; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В соответствии с п.2 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 № 147 (далее по тексту Положение), меры социальной поддержки предоставляются: в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно:

- детям в возрасте до трех лет;

- детям в возрасте до шести лет из многодетных семей;

- гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждён перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально-значимых заболеваний включён, в том числе «сахарный диабет».

Исходя из Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», неработающие инвалиды 2 группы отнесены к Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень так же включены категории заболеваний группы диабет - относительно всех лекарственных средств, средств диагностики.

В целях обеспечения предоставления мер социальной поддержки департамент здравоохранения: осуществляет в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов; обеспечивает своевременное заключение государственных контрактов по итогам размещения заказов (далее - государственный контракт), а также контроль за их исполнением; осуществляет мониторинг обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, закупленными по государственным контрактам за счет средств областного бюджета; проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета средства на предоставление мер социальной поддержки по учреждениям здравоохранения, осуществляющим оказание первичной медико-санитарной помощи населению муниципальных образований.

В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением (п.9 Положения).

Выписку рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта (п.10 Положения).

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2021 №894 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года».

Приложением 4 к указанной программе утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень входит препарат Лозартан.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен Лозартан.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов включено, в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ».

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 27.01.2006 N 43 Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области (далее - Департамент), проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

К полномочиям Департамента относятся в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п.2 Положения о Департаменте здравоохранения Владимирской области).

Поскольку одной из основных задач Департамента здравоохранения Владимирской области является организация лекарственного обеспечения, в том числе льготного, то именно данный орган несет ответственность за осуществление указанной деятельности.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что Гаранина Г.В. страдает заболеванием - СД

Судом так же установлено, что Гаранина Г.В. достигла пенсионного возраста, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию.

На основании рецепта лечащего врача ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Гаранина Г.В. имеет потребность в лекарственном средстве - Лозартан (таблетки 100 мг).

В связи с ненадлежащим обеспечением необходимыми лекарственными препаратами Гаранина Г.В. была вынуждена приобрести указанный препарат за счет собственных денежных средств. 10.08.2022 ей приобретено лекарственное средство, необходимые для оказания соответствующей медицинской помощи на сумму 578 руб. Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующим кассовым чеком и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Поскольку Гаранина Г.В., страдающая хроническим заболеванием, относящимся к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, имеющая право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно, не была обеспечена лекарственным препаратом - Лозартан (таблетки 100 мг) на основании рецепта лечащего врача, то требования прокурора о возмещении Департаментом здравоохранения Владимирской области понесенных на его приобретение затрат, являются обоснованными.

Начиная с 2021 года, Департамент здравоохранения Владимирской области является непосредственным исполнителем Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, утверждает распределение ассигнований государственному казенному утверждению здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, осуществляет контроль за предоставлением государственными казенными учреждениями здравоохранения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части мониторинга лекарственного обеспечения, ежегодно за счет средств областного бюджета предусматривает расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям населения области в части проведения мероприятий по лекарственному обеспечению в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год, осуществляет перечисление средств областного бюджета государственным учреждениям здравоохранения на основании распоряжений для своевременного обеспечения вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, обеспечивает контроль за расходованием средств областного бюджета на соответствующие цели. Возложение перечисленных обязанностей произведено на основании Распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области№52 от 27.01.2021 «О мерах по реализации постановления губернатора Владимирской области от 15.02.2012№ 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении лекарственным средством Гараниной Г.В. в 2022 году лежит на Департаменте здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на приобретение лекарственного средства в этот период времени денежные средства в сумме 578 руб. (с учетом заявленных требований), надлежит взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области.

Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения Гараниной Г.В. необходимым ей лекарством не представлено.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права Гараниной Г.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством - Лозартан (таблетки 100 мг), исходя из рекомендованного лечения на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ настоящее решение в части возложения обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению лекарственным средством суд обращает к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования прокурора Камешковского района удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Гараниной Г.В. (паспорт гражданина РФ серии ) денежные средства в размере 578 руб., затраченные на приобретение лекарственных средств.

Возложить на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством - Лозартан (таблетки 100 мг), исходя из рекомендованного лечения на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата.

Решение в части возложения обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению лекарственным средством обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Н.А. Варламов

Решение изготовлено 15.12.2022.

Дело № 2-582/2022

33RS0009-01-2022-000860-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                            8 декабря 2022 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего, судьи Варламова Н.А., при секретаре Забелиной С.В., с участием прокурора Абрамовой Е.А., лица, в интересах которого подано исковое заявление, Гараниной Г.В., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» - Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Гараниной Г.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Гараниной Г.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области, просил взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Гараниной Г.В. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных средств 10.08.2022 в сумме 578 руб.; возложить обязанность на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством: Лозартан (таблетки 100 мг) на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата, с учетом назначенного лечения.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что Гаранина Г.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, имеет статус федерального льготника. Гараниной Г.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом - Лозартан. Вместе с тем соответствующий рецепт оставлен без обслуживания по причине отсутствия необходимого лекарственного средства. В целях лечения Гараниной Г.В. 10.08.2022 за счет собственных средств приобретен лекарственный препарат Лозартан на сумму 578 руб. Право Гараниной Г.В. на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, не обеспечено. На основании изложенного прокурор просит удовлетворить заявленные требования.

Прокурор Абрамова Е.А. и Гаранина Г.В., в интересах которой подано исковое заявление, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» -               Иванова Л.В. иск признала в части возложения обязанности на указанное учреждение по обеспечению требуемыми лекарствами, исходя из того объема соответствующих обязанностей, который возложен на данное учреждение.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, по вызову суда не прибыл. В представленном суду письменном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований. Позиция ответчика сводилась к тому, что требования прокурора о возложении обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством противоречат действующему законодательству. Обстоятельств, препятствующих Гараниной Г.В. для получения необходимого лекарственного препарата на льготной основе, не усматривается, следовательно, необходимости для самостоятельного приобретения данного препарата у Гараниной Г.В. не было. В этой связи, по мнению ответчика, оснований для взыскания денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, в пользу Гараниной Г.В. не имеется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ ОТ ВО «Медицинский информационно-аналитический центр», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд представителей не направили, прислав отзывы на исковое заявление, в которых просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений против удовлетворения заявленных требований от третьих лиц в представленных суду отзывах не поступило.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ.

На основании п.1 ч.3 ст.80 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

Согласно ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу ч.1 ст.57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ

«О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» дети в возрасте до трех лет, дети в возрасте до шести лет из многодетных семей; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В соответствии с п.2 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 № 147 (далее по тексту Положение), меры социальной поддержки предоставляются: в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно:

- детям в возрасте до трех лет;

- детям в возрасте до шести лет из многодетных семей;

- гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждён перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально-значимых заболеваний включён, в том числе «сахарный диабет».

Исходя из Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», неработающие инвалиды 2 группы отнесены к Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень так же включены категории заболеваний группы диабет - относительно всех лекарственных средств, средств диагностики.

В целях обеспечения предоставления мер социальной поддержки департамент здравоохранения: осуществляет в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов; обеспечивает своевременное заключение государственных контрактов по итогам размещения заказов (далее - государственный контракт), а также контроль за их исполнением; осуществляет мониторинг обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, закупленными по государственным контрактам за счет средств областного бюджета; проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета средства на предоставление мер социальной поддержки по учреждениям здравоохранения, осуществляющим оказание первичной медико-санитарной помощи населению муниципальных образований.

В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением (п.9 Положения).

Выписку рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта (п.10 Положения).

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2021 №894 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года».

Приложением 4 к указанной программе утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень входит препарат Лозартан.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен Лозартан.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов включено, в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ».

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 27.01.2006 N 43 Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области (далее - Департамент), проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

К полномочиям Департамента относятся в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п.2 Положения о Департаменте здравоохранения Владимирской области).

Поскольку одной из основных задач Департамента здравоохранения Владимирской области является организация лекарственного обеспечения, в том числе льготного, то именно данный орган несет ответственность за осуществление указанной деятельности.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что Гаранина Г.В. страдает заболеванием - СД

Судом так же установлено, что Гаранина Г.В. достигла пенсионного возраста, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию.

На основании рецепта лечащего врача ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Гаранина Г.В. имеет потребность в лекарственном средстве - Лозартан (таблетки 100 мг).

В связи с ненадлежащим обеспечением необходимыми лекарственными препаратами Гаранина Г.В. была вынуждена приобрести указанный препарат за счет собственных денежных средств. 10.08.2022 ей приобретено лекарственное средство, необходимые для оказания соответствующей медицинской помощи на сумму 578 руб. Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующим кассовым чеком и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Поскольку Гаранина Г.В., страдающая хроническим заболеванием, относящимся к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, имеющая право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно, не была обеспечена лекарственным препаратом - Лозартан (таблетки 100 мг) на основании рецепта лечащего врача, то требования прокурора о возмещении Департаментом здравоохранения Владимирской области понесенных на его приобретение затрат, являются обоснованными.

Начиная с 2021 года, Департамент здравоохранения Владимирской области является непосредственным исполнителем Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, утверждает распределение ассигнований государственному казенному утверждению здравоохранения Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, осуществляет контроль за предоставлением государственными казенными учреждениями здравоохранения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части мониторинга лекарственного обеспечения, ежегодно за счет средств областного бюджета предусматривает расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям населения области в части проведения мероприятий по лекарственному обеспечению в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год, осуществляет перечисление средств областного бюджета государственным учреждениям здравоохранения на основании распоряжений для своевременного обеспечения вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, обеспечивает контроль за расходованием средств областного бюджета на соответствующие цели. Возложение перечисленных обязанностей произведено на основании Распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области№52 от 27.01.2021 «О мерах по реализации постановления губернатора Владимирской области от 15.02.2012№ 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении лекарственным средством Гараниной Г.В. в 2022 году лежит на Департаменте здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на приобретение лекарственного средства в этот период времени денежные средства в сумме 578 руб. (с учетом заявленных требований), надлежит взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области.

Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения Гараниной Г.В. необходимым ей лекарством не представлено.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права Гараниной Г.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством - Лозартан (таблетки 100 мг), исходя из рекомендованного лечения на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ настоящее решение в части возложения обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению лекарственным средством суд обращает к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования прокурора Камешковского района удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Гараниной Г.В. (паспорт гражданина РФ серии ) денежные средства в размере 578 руб., затраченные на приобретение лекарственных средств.

Возложить на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством - Лозартан (таблетки 100 мг), исходя из рекомендованного лечения на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата.

Решение в части возложения обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению лекарственным средством обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Н.А. Варламов

Решение изготовлено 15.12.2022.

Дело № 2-582/2022

33RS0009-01-2022-000860-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково                                                                            8 декабря 2022 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего, судьи Варламова Н.А., при секретаре Забелиной С.В., с участием прокурора Абрамовой Е.А., лица, в интересах которого подано исковое заявление, Гараниной Г.В., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» - Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Гараниной Г.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Гараниной Г.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области, просил взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Гараниной Г.В. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных средств 10.08.2022 в сумме 578 руб.; возложить обязанность на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством: Лозартан (таблетки 100 мг) на период нуждаемости и до момента отмены данного препарата, с учетом назначенного лечения.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что Гаранина Г.В. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, имеет статус федерального льготника. Гараниной Г.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом - Лозартан. Вместе с тем соответствующий рецепт оставлен без обслуживания по причине отсутствия необходимого лекарственного средства. В целях лечения Гараниной Г.В. 10.08.2022 за счет собственных средств приобретен лекарственный препарат Лозартан на сумму 578 руб. Право Гараниной Г.В. на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, не обеспечено. На основании изложенного прокурор просит удовлетворить заявленные требования.

Прокурор Абрамова Е.А. и Гаранина Г.В., в интересах которой подано исковое заявление, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» -               Иванова Л.В. иск признала в части возложения обязанности на указанное учреждение по обеспечению требуемыми лекарствами, исходя из того объема соответствующих обязанностей, который возложен на данное учреждение.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, по вызову суда не прибыл. В представленном суду письменном отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований. Позиция ответчика сводилась к тому, что требования прокурора о возложении обязанности принятия мер к бесплатному обеспечению Гараниной Г.В. лекарственным средством противоречат действующему законодательству. Обстоятельств, препятствующих Гараниной Г.В. для получения необходимого лекарственного препарата на льготной основе, не усматривается, следовательно, необходимости для самостоятельного приобретения данного препарата у Гараниной Г.В. не было. В этой связи, по мнению ответчика, оснований для взыскания денежных средств, потраченных на приобретение лекарственного препарата, в пользу Гараниной Г.В. не имеется.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», ГКУЗ ОТ ВО «Медицинский информационно-аналитический центр», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд представителей не направили, прислав отзывы на исковое заявление, в которых просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений против удовлетворения заявленных требований от третьих лиц в представленных суду отзывах не поступило.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ.

На основании п.1 ч.3 ст.80 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

Согласно ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу ч.1 ст.57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ

«О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» дети в возрасте до трех лет, дети в возрасте до шести лет из многодетных семей; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В соответствии с п.2 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 № 147 (далее по тексту Положение), меры социальной поддержки предоставляются: в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно:

- детям в возрасте до трех лет;

- детям в возрасте до шести лет из многодетных семей;

- гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждён перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально-значимых заболеваний включён, в том числе «сахарный диабет».

Исходя из Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», неработающие инвалиды 2 группы отнесены к Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень так же включены категории заболеваний группы диабет - относительно всех лекарственных средств, средств диагностики.

В целях обеспечения предоставления мер социальной поддержки департамент здравоохранения: осуществляет в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов; обеспечивает своевременное заключение государственных контрактов по итогам размещения заказов (далее - государственный контракт), а также контроль за их исполнением; осуществляет мониторинг обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, закупленными по государственным контрактам за счет средств областного бюджета; проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам обеспечения отдельных категорий населения области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета; распределяет выделенные из областного бюджета средства на предоставление мер социальной поддержки по учреждениям здравоохранения, осуществляющим оказание первичной медико-санитарной помощи населению муниципальных образований.

В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением (п.9 Положения).

Выписку рецептов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта (п.10 Положения).

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2021 №894 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года».

Приложением 4 к указанной программе утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень входит препарат Лозартан.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен Лозартан.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов включено, в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ».

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 27.01.2006 N 43 Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области (далее - Департамент), проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

К полномочиям Департамента относятся в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (п.2 Положения о Департаменте здравоохранения Владимирской области).

Поскольку одной из основных задач Департамента здравоохранения Владимирской области является организация лекарственного обеспечения, в том числе льготного, то именно данный орган несет ответственность за осуществление указанной деятельности.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что Гаранина Г.В. страдает заболеванием - СД

Судом так же установлено, что Гаранина Г.В. достигла пенсионного возраста, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию.

На основании рецепта лечащего врача ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Гаранина Г.В. имеет потребность в лекарственном средстве - Лозартан (таблетки 100 мг).

В связи с ненадлежащим обеспечением необходимыми лекарственными препаратами Гаранина Г.В. была вынуждена приобрести указанный препарат за счет собственных денежных средств. 10.08.2022 ей приобретено лекарственное средство, необходимые для оказания соответствующей медицинской помощи на сумму 578 руб. Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующим кассовым чеком и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Поскольку Гаранина Г.В., страдающая хроническим заболеванием, относящимся к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, имеющая право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно, не была обеспечена лекарственным препаратом - Лозартан (таблетки 100 мг) на основании рецепта лечащего врача, то требования прокурора о возмещении Департаментом здравоохранения ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.02.2012 № 147, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░№52 ░░ 27.01.2021 «░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.02.2012№ 147 «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ 2022 ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 578 ░░░. (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ 100 ░░), ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░.212 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 194 - 198 ░░░ ░░, ░░░

░ ░ ░ ░ ░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 578 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ 100 ░░), ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.12.2022.

2-582/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаранина Галина Владимировна
Прокурор Камешковского района
Ответчики
ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница"
Департамент здравоохранения Владимирской области
Другие
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг, в сфере здравоохтранения Владимирской области"
ООО "Медилон-Фармимэкс"
ГБУЗ ОТ ВО "Медицинский информационно-аналитический центр"
Суд
Камешковский районный суд Владимирской области
Судья
Варламов Н.А.
Дело на сайте суда
kameshkovsky.wld.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2022Передача материалов судье
03.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Подготовка дела (собеседование)
17.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее