УИД 60RS0001-01-2022-008261-49
Производство по делу №2а-3956/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2022 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Волковой Ю.В.,
с участием прокурора Гончаровой Т.Г.,
представителей административного истца Садовниковой А.М.,
Кулакова И.Н.,
представителей административного ответчика Новицкой Т.Е., Захарова О.Ю.,
Семенова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориальной избирательной комиссии города Пскова к Региональному отделению в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии города Пскова от ***.2022 №№ «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ»,
УСТАНОВИЛ:
Территориальная избирательная комиссия гор. Пскова (далее - ТИК города Пскова, избирательная комиссия) обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – ГПК РФ), к избирательному объединению «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» (далее – Избирательное объединение, РО «НОВЫЕ ЛЮДИ»), указав в обоснование, что постановлением Территориальной избирательной комиссии города Пскова от ***2022 №№ из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» исключены кандидаты Стрижов А.М., Каменская М.А., Михайлова О.Ю., Рогова В.А., Максименкова Т.С., Янкевич П.В., Малышевская Ж.Е., Лукашевич И.С., Ионенков М.Р., Семенова Н.С.
Постановлением ТИК города Пскова от ***2022 №№ заверен единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в количестве 22 человека.
Решением Псковского городского суда от ***2022 постановление Территориальной избирательной комиссии города Пскова № № от ***2022 «Об исключении кандидатов из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» признано незаконным и на Территориальную избирательную комиссию города Пскова возложена обязанность повторно рассмотреть вопроса о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», с учетом установленных судом обстоятельств, в части кандидатов Стрижова А.М., Каменской М.А., Михайловой О.Ю., Роговой В.А., Максименковой Т.С., Янкевич П.В., Малышевской Ж.Е., Лукашевича И.С., Ионенкова М.Р., Семеновой Н.С.
Постановлением ТИК города Пскова от ***2022 № № «О повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» заверен с учетом указанных кандидатов в количестве 32 человек.
Постановлением ТИК города Пскова от ***2022 № № из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», исключены кандидаты Дериенко В.И., Колосов К.А., Шестаков А.В. на основании, представленных в избирательную комиссию, письменных заявлений о снятии своих кандидатур.
Постановлением от *** № №, во исполнение решения Псковского городского суда от 04.08.2022, ТИК города Пскова зарегистрировала единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», в количестве 26 человек, включив в него в качестве кандидатов в депутаты Стрижова А.М., Каменскую М.А., Рогову В.А., Янкевич П.В., Малышевскую Ж.Е., Лукашевича И.С., Ионенкова М.Р., Семенову Н.С.
***2022 из УМВД России по городу Пскову Отдел полиции № 2 в ТИК города Пскова поступило письмо, из содержания которого следовало, что в рамках рассмотрения материала проверки КУСП № № от ***2022, сотрудниками УМВД России по городу Пскову проведены почерковедческие исследования документов, предоставленных представителями регионального отделения политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в территориальную избирательную комиссию города Пскова, по результатам которых установлено, что в заявлениях кандидатов Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевич И.С., Малышевской Ж.Е. подписи выполнены не собственноручно этими лицами.
Поскольку избирательная комиссия на момент принятия оспариваемых постановлений от 10.08.2022 не обладала достоверной информацией о наличии оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов, то данные кандидаты при повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка с учетом обстоятельств, установленных в отношении указанных кандидатов решением Псковского городского суда от ***2022, были включены в заверенный список кандидатов, а список кандидатов был зарегистрирован.
Отсутствие у комиссии соответствующей достоверной информации о наличии безусловных оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов не позволило комиссии своевременно принять законные решения об исключении кандидатов из списка кандидатов, что в свою очередь повлекло за собой принятие незаконного решения о регистрации единого списка кандидатов.
Данное обстоятельство, а также снятие Дериенко В.И., Колосовым К.А., и Шестаковым А.В. своих кандидатур, влечет признание незаконным постановление ТИК города Пскова от *** № 26/213-5, которым утвержден единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», поскольку оно не соответствует требованиям пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, принятого Законом Псковской области от 15.07.2003 № 295-ОЗ (далее – Избирательный кодекс Псковской области).
Пунктом 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области установлено, что минимальное число территориальных групп кандидатов не может быть менее половины от количества образованных одномандатных избирательных округов, а каждая из территориальных групп кандидатов должна включать не менее 2-х и не более 3-х кандидатов.
Решением Псковской городской Думы от 27.03.2017 № 2247 по городу Пскову утверждено 15 одномандатных округов (т. 2 л.д. 24-26,27).
ТИК города Пскова постановлением от ***2022 № № зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Избирательного объединения в общем количестве 26 человек, в том числе 24 человека по 12 территориальным группам, по 2 кандидата в каждой группе.
Поскольку Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевич И.С., Малышевской Ж.Е. заявления о согласии баллотироваться в депутаты не подписывали и не могли быть включены в единый список кандидатов на стадии его заверения, а Дериенко В.И., Колосов К.А., и Шестаков А.В. сняли свои кандидатуры, а также учитывая, что в территориальных группах, в составе которых были указанные кандидаты, осталось по одному кандидату, то в результате этого количество территориальных групп Избирательного объединения равно 7, что меньше необходимых в данном случае 8 территориальных групп.
В этой связи административный истец просил признать незаконным и отменить постановление ТИК города Пскова от ***2022 № № «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».
Представители ответчика полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на его необоснованность. Позицию мотивировали ошибочным толкованием административным истцом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. В частности, указали на неверное толкование пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, считая, установленное им требование к количеству в территориальной группе кандидатов не менее 2 и не более 3 кандидатов, применимым лишь на стадии формирования списка кандидатов. А выбытие в последующем из территориальной группы одного или двух кандидатов и когда в результате этого в группе остается один кандидат, не является основанием выбытия всей территориальной группы из единого списка кандидатов, поскольку по смыслу закона выбытие региональной группы означает выбытие всех кандидатов этой группы. Группа в составе одного кандидата остается группой, т.к. оснований для выбытия этого, оставшегося одного кандидата, закон не содержит, и в случае, если список кандидатов будет допущен к распределению мандатов, такой единственный кандидат в территориальной группе будет участвовать в распределении мандатов, поскольку из списка он не исключатся. Нормативное регулирование порядка формирования списка кандидатов при выдвижении, установленное пунктом 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, не означает, что в дальнейшем, при уменьшении числа кандидатов в территориальной группе до одного, эта территориальная группа выбывает из единого списка кандидатов. В этой связи, все региональные группы, в которых к моменту рассмотрения вопроса о регистрации списка кандидат остается хотя бы один кандидат, не могут рассматриваться как отсутствующие, и эта ситуация не может рассматриваться как основание к отказу в регистрации списка кандидатов по причине того, что число групп оказалось меньше установленного законом.
Указано на несоответствие положения подпункта «л.1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области, согласно которому основанием отказа в регистрации единого списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число территориальных групп кандидатов оказалось меньше половины числа территориальных групп кандидатов, определенного избирательным объединением, подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым определено, что основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом. Это несоответствие выражается в том, что подпунктом «л.1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области установлен минимальный порог в части количества региональных групп, исходя из числа территориальных групп, зарегистрированных избирательным объединением, в то время как, исходя из подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ этот критерий определяется законом субъекта РФ, который должен содержать конкретное и точное число региональных групп списка кандидатов, достаточное для его регистрации.
Исходя из указанного, сторона административного ответчика полагала, что в данном случае подлежит применению подпункт «л» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области, которым установлено, что основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше 6. И поскольку в данном случае, даже с учетом требований ТИК города Пскова об исключении из списка 6 кандидатов по мотиву не подписания ими заявлений о согласии баллотироваться в депутаты, в списке Избирательного объединения остается 6 территориальных групп, что соответствует указанной норме Избирательного кодекса Псковской области, определяющей минимальное количество региональных групп в случае выбытия кандидата.
Относительно доводов ТИК города Пскова о том, что заявления Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Малышевской Ж.Е, Лукашевича И.С. о согласии баллотироваться в депутаты подписаны не ими, а иными лицами, то считали их необоснованными и не подтвержденными надлежащими доказательствами. Настаивали на том, что заявления подписаны собственноручно указанными лицами. Помимо этого, указали, что возможность проверки подлинности подписей на заявлении кандидата о согласии баллотироваться в депутаты на стадии заверения списка кандидатов законом не предусмотрена.
Административным ответчиком предъявлен встречный иск к ТИК города Пскова, в обоснование которого указано, что при регистрации единого списка кандидатов в депутаты постановлением от ***2022 № № ТИК города Пскова не приняла решений в отношении кандидатов Максименковой Т.С. (территориальная группа № 2), Борского А.Н. (территориальная группа № 3), Михайловой О.Ю. (территориальная группа № 7), которые были в составе заверенного постановлением от ***2022 № № списка кандидатов, не было принято решения об исключении из списка кандидатов либо об утрате статуса кандидата, что, по мнению административного ответчика, свидетельствует о бездействии избирательной комиссии, влекущим нарушение избирательных прав Избирательного объединения.
В этой связи административный ответчик просил суд признать указанное бездействие избирательной комиссии незаконным и внести изменения в постановление ТИК города Пскова от ***2022 № №, включив в состав зарегистрированного списка кандидатов Максименкову Т.С., Борского А.Н. Михайлову О.Ю., указав, что список зарегистрирован в составе 29 кандидатов (т. 3 л.д. 180-185).
Представители административного истца встречный иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на законность действий избирательной комиссии, поскольку вопрос о кандидатах Максименковой Т.С., Борском А.Н. и Михайловой О.Ю. был разрешен ТИК города Пскова в рамках рассмотрения вопроса о регистрации единого списка кандидатов без учета территориальных групп, в которые входили указанные кандидаты. Помимо этого, указали на пропуск Избирательным объединением установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ срока обжалования решения избирательной комиссии, который составляет 10 дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Заинтересованные лица Янкевич П.В., Рогова В.А., Михайлова О.Ю., Лукашевич И. С., Стрижов А.М., Молчанов С.Д., Кознев Н.Р., Лексунов С.П., Давидюк А.В., Самойленко В.С., Лугашева Л.Ю., Екабсонс А., Ионенков М.Р., Борская Л.Б., Беляев А.А., Герасимова Е.В., Бояринов А.А., Борский А.Н., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заинтересованные лица Малышевская Ж.Е., Каменская М.А., Алексеева К.С., Шишняева А.М., Алексеев В.Ю., Морозова Д.В. в судебное заседание не явились, в порядке статьи 54 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) воспользовались правом ведения дела в суде через представителя. Их представитель Семенов Д.А. считал административный иск не подлежащим удовлетворению, по мотивам, приведенным стороной административного ответчика, а встречный административный иск подлежащим удовлетворению, находя его законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо Максименкова Т.С. в судебное заседание не явилась, в порядке статьи 54 КАС РФ воспользовалась правом ведения дела в суде через представителя. Её представитель Захаров О.Ю. считал административный иск не подлежащим удовлетворению, по мотивам, приведенным стороной административного ответчика, а встречный административный иск подлежащим удовлетворению, находя его законным и обоснованным.
Участвующий в деле прокурор Гончарова Т.Г., полагала административный иск подлежащим удовлетворению, указав, что поскольку на момент повторного рассмотрения вопроса о заверении единого списка кандидатов, ТИК города Пскова не располагала сведениями о факте проставления поддельных подписей в 5 заявлениях, которые по этому основанию не могли быть включены в список при его заверении, а также учитывая, что 3 кандидата сняли свои кандидатуры в заявительном порядке, то остававшееся к моменту регистрации число территориальных групп в едином списке кандидатов, отвечающих требованиям установленным законом, должно было составить 7 территориальных групп кандидатов, то есть менее половины от числа территориальных групп, определенного избирательным объединением. В связи с чем, единый список в целом не подлежал регистрации, что является основанием для признания постановления о его регистрации незаконным.
Относительно встречного иска указала, что его доводы фактически сводятся к несогласию с постановлением ТИК города Пскова от ***2022 о регистрации единого списка РО «Новые люди», в котором отсутствуют кандидаты Максименкова Т.С., Борский А.Н. и Михайлова О.Ю. Статьей 77 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен пресекательный срок обжалования решения ТИК о регистрации кандидатов (списка кандидатов), который составляет 10 дней со дня вынесения соответствующего решения. И при этом, восстановлению данный срок не подлежит. Встречное исковое заявление подано за пределами указанного срока, 29.08.2022, а потому удовлетворению не подлежит.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, пояснения эксперта, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административный иск ТИК города Пскова подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, 22.06.2022 решением Псковской городской Думы от 22.06.2022 № 2017 «О назначении выборов депутатов Псковской городской Думы седьмого созыва» на 11.09.2022 назначены выборы депутатов Псковской городской Думы седьмого созыва.
***2022 Избирательное объединение представило в ТИК города Пскова для заверения единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы в количестве 32 человека, общемуниципальная часть списка, 2 кандидата и 15 территориальных групп, по 2 кандидата в каждой.
Постановлением ТИК города Пскова от ***2022 №№ из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» были исключены кандидаты Стрижов А.М., Каменская М.А., Михайлова О.Ю., Рогова В.В., Максименкова Т.С., Янкевич П.В., Малышевская Ж.Е., Лукашевич И.С, Ионенков М.Р., Семенова Н.С.
Постановлением ТИК города Пскова от ***2022 №№ заверен единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в количестве 22 человека.
Решением Псковского городского суда от 04.08.2022 по делу УИД 60RS0001-01-2022-007605-77 (производство по делу № 2а-3652/2022) постановление ТИК города Пскова от ***2022 №№ «Об исключении кандидатов из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «Новые люди» признано незаконным на ТИК города Пскова возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «Новые люди», с учетом установленных судом по данному делу обстоятельств в части кандидатов Стрижова А.М., Каменской М.А., Михайловой О.Ю., Роговой В.А., Максименковой Т.С., Янкевич П.В., Малышевской Ж.Е., Лукашевича И.С., Ионенкова М.Р., Семеновой Н.С. в течении трех дней с момента вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 134-141).
ТИК города Пскова ***2022 вынесено постановление № № № «О повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» заверен с учетом указанных кандидатов в количестве 32 человека», которым указанные лица включены в единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутый РО «Новые люди» (т. 1 л.д. 23,24-26). Постановлением ТИК города Пскова от ***2022 № № из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», исключены кандидаты Дериенко В.И. (территориальная группа № 7), Колосов К.А. (территориальная группа № 2), Шестаков А.В. (территориальная группа № 3) на основании, представленных в избирательную комиссию, письменных заявлений о снятии своих кандидатур (т. 3 л.д. 192).
Этим же днем постановлением ТИК города Пскова от ***.2022 № №5 зарегистрирован список кандидатов в составе 12 территориальных групп, с учетом того, что в результате исключения указанных кандидатов в территориальных группах № 2, 3, 7 осталось по одному кандидату, что не соответствовало требованию пункта 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, устанавливающим требования к минимальной численности кандидатов в территориальной группе кандидатов, не менее 2 и не более 3 кандидатов (т. 1 л.д. 27-30,31-34).
***2022 из Отдела полиции № 2 УМВД России по городу Пскову в ТИК города Пскова поступило письмо, з которого следовало, что в рамках рассмотрения материала проверки КУСП от ***2022 № № (вход. от ***2022 № №), сотрудниками УМВД России по городу Пскову проведены почерковедческие исследования документов, предоставленных представителями регионального отделения политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» в территориальную избирательную комиссию города Пскова, по результатам которых установлено, что в заявлениях кандидатов Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевича И.С., Малышевской Ж.Е. подписи выполнены не собственноручно этими лицами (т. 1 л.д. 35).
Постановлением от ***2022 № № ТИК города Пскова инициировало обращение в суд с иском о признании постановления от ***2022 № № незаконным и его отмене.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд соглашается с позицией административного истца о незаконности принятого избирательной комиссией постановления от *** № №.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов, является основанием отказа в регистрации списка кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении списка кандидатов после поступления в нее заявления каждого из кандидатов о согласии баллотироваться, включенных в список кандидатов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11.06.2014 N 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» (приложения № 3 и № 4), утверждены формы заявления о согласии баллотироваться в кандидаты, согласно которым подпись кандидата и дата ставятся собственноручно.
Изложенное позволяет сделать вывод, что заявление считается подлинным, если на нем имеется подпись и дата, выполненная собственноручно лицом, при этом факт признания заявлений недействительными указывает на то, что избирательная комиссия не уведомлена о выдвижении кандидатов, что влечет исключение кандидатов из списка кандидатов.
Инициируя обращение в суд и утверждая, что в заявления Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Михайловой О.Ю., Лукашевича И.С., Малышевской Ж.Е. подписи выполнены не собственноручно этими лицами, избирательная комиссии ссылалась на составленные в рамках проверки КУСП от ***2022 № № справки об исследовании от ***2022 № №, от ***2022 № №, от ***2022 № №, составленные экспертами ЭКО УМВД России по гор. Пскову, в которых указано, что подписи на заявлениях названных лиц о согласии баллотироваться в депутаты выполнены не ими (т. 1 л.д. 188-189, 193-,194-195).
Возражая против указанного обстоятельства и ставя под сомнение данные справки об исследовании, сторона ответчика представила составленные ООО «Судебные экспертизы и исследования «КримЭкс» заключения эксперта от ***2022 № №, № №, № №, № №, № №, № №, в которых указано на то, что подписи в заявлениях Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Лукашевича И.С., Малышевской Ж.Е. одним лицом – заявителями, в заявлении Михайловой О.Ю. подпись выполнена одним лицом, без указания кем именно (т. 2 л.д. 146-164, 165-183, 184-203, 204-218, 219-235 236-250).
Для оценки данных доводов сторон судом по делу назначена почерковедческая экспертиза, проведение которой поручено ЭКЦ МВД России по Псковской области.
Согласно заключениям ЭКО УВМД России по городу Пскову от ***2022 № №, от ***2022 № №, подпись Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Лукашевича И.С., Малышевской Ж.Е. в заявлениях от 17.07.2022, поданных в ТИК города Пскова ***2022 выполнены не ими, а другими лицами; подписи Роговой В. А. и Янкевич П.В., датированные ***2022, но поданные в избирательную комиссию ***2022 подписаны Роговой В.А. и Янкевич П.В.; относительно подписи Михайловой О.Ю. эксперт не смог высказаться по причине отсутствия образцов её почерка и подписей (т. 3 л.д. 151-176, 227-233).
Таким образом, в отношении 5 из 6 кандидатов эксперт указал, что подписи в заявлениях от ***, представленных Избирательным объединением ***2022 в ТИК города Пскова Стрижова А.М., Роговой В.А., Янкевич П.В., Лукашевича И.С., Малышевской Ж.Е. не являются собственноручными.
Опрошенный в судебном заседании эксперт Барсуков В.М., составивший экспертные заключения, подтвердил выводы заключения, подчеркнув, что эти выводы основаны на исследовании частных признаков почерков и подписей, представленных на экспертизу, в соответствии с методиками проведения подобного рода экспертиз. Предоставленных материалов ему было достаточно для проведения экспертизы.
Оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ заключения эксперта от *** № 874, от ***2022 № №, суд находит их надлежащими доказательствами по делу, отвечающими принципам относимости и допустимости, поскольку они составлены по результатам соответствующих исследований, экспертом, имеющим необходимую квалификацию, предупрежденным судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Судом не выявлено каких-либо противоречий и неясностей в выводах заключений судебной экспертизы, а административный ответчик не опроверг достоверность результатов данных экспертных заключений, выражая лишь немотивированное несогласие с выводами и квалификацией эксперта.
При этом, представленные ответчиком рецензии ООО «Судебные экспертизы и исследования «КримЭкс» от ***2022 № №, № №, в которых указано на порочность указанных заключений эксперта, не принимает в качестве доказательств, опровергающих заключения эксперта ЭКО УМВД России по городу Пскову, поскольку они носят декларативный характер и не содержат ссылок на обстоятельства, которые вызвали бы обоснованные сомнения относительно выводов судебной экспертизы.
Ходатайств о проведении по делу иной судебной почерковедческой экспертизы, направленной на установление спорных обстоятельств, стороной ответчика не заявлено.
Таким образом, в связи с указанными обстоятельствами, следует признать, что Стрижов А.М., Рогова В.А., Янкевич П.В., Михайлова О.Ю., Лукашевич И.С., Малышевская Ж.Е. не подписывали собственноручно заявления о согласии баллотироваться в депутаты и, как следствие, не уведомили избирательную комиссию о своем согласии баллотироваться в депутаты.
Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, среди которых заявление кандидата о согласии баллотироваться в депутаты, является основанием для исключения организующей выборы избирательной компанией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения (пункт 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 10 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области.
В связи с этим кандидаты Стрижов А.М. (территориальная группа № 13, №1), Рогова В.А. (территориальная группа № 6, №2), Янкевич П.В. (территориальная группа № 4. № 2), Михайлова О.Ю. (территориальная группа № 7, №2), Малышевская Ж.Е. (территориальная группа № 9, № 2), Лукашевич И.С. (территориальная группа № 11, № 2) подлежали исключению из единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого Избирательным объединением.
Поскольку избирательная комиссия на момент принятия оспариваемого постановления от ***2022 № № не обладала достоверной информацией о наличии оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов, то данные кандидаты при повторном рассмотрении вопроса о заверении единого списка с учетом обстоятельств, установленных в отношении указанных кандидатов решением Псковского городского суда от ***2022, были включены в заверенный список кандидатов, а список кандидатов был зарегистрирован.
В тоже время данное обстоятельство имело значение на стадии предоставления избирательным объединением списка кандидатов и его заверения избирательной комиссией.
В частности, согласно пункту 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области, минимальное число территориальных групп кандидатов не может быть менее половины от количества образованных одномандатных избирательных округов, а каждая из территориальных групп кандидатов должна включать не менее 2 и не более 3 кандидатов.
При разрешении вопроса о заверении единого списка Избирательного объединения, ТИК города Пскова, среди прочего должна была проверить представленный Избирательным объединением список на предмет соответствия указанному требованию.
Для проведения выборов депутатов в Псковскую городскую Думу решением Псковской городской Думы от ***2017 № № образованы 15 одномандатных избирательных округов.
Избирательное объединение ***2022 представило в ТИК город Пскова для заверения единый список кандидатов в депутаты Псковской городской Думы в количестве 32 человека, из которых 2 кандидата по общемуниципальной части, по два кандидата в 15 территориальных группах, который с учетом решения Псковского городского суда от ***2022, заверен постановлением ТИК от ***.2022 № № (т. 1 л.д. 23,24-25).
С учетом выводов судебной экспертизы о том, что кандидаты Янкевич П.В. (территориальная группа № 4), Рогова В.А. (территориальная группа № 6), Малышевская Ж.Е. (территориальная группа № 9), Лукашевич И.С. (территориальная группа № 11), Стрижов А.М. (территориальная группа № 13) заявления о согласии баллотироваться в депутаты собственноручно не подписывали, то они не могли быть включены в единый список кандидатов, следует, что 5 территориальных групп, в состав которых они входили, не могли быть включены в список при его заверении.
*** на основании собственных заявлений Колосов К.А. (территориальная группа № 2), Шестаков А.В. (территориальная группа № 3), Дериенко В.И. (территориальная группа № 7), подали в избирательную комиссию заявления о снятии своих кандидатур и постановлением ТИК города Пскова от ***2022 № № они исключены из единого списка кандидатов (т. 3 л.д. 189,190,191,192).
Таким образом, с учетом того, Янкевич П.В. (территориальная группа № 4), Рогова В.А. (территориальная группа № 6), Малышевская Ж.Е. (территориальная группа № 9), Лукашевич И.С. (территориальная группа № 11), Стрижов А.М. (территориальная группа № 13) заявления о согласии баллотироваться в депутаты собственноручно не подписывали и исключение Колосова К.А. (территориальная группа № 2), Шестакова А.В. (территориальная группа № 3), Дериенко В.И. (территориальная группа № 7), из единого списка кандидатов, у ТИК города Пскова отсутствовали основания для принятия оспариваемого постановления от 10.08.2022 № 26/213-5.
Отсутствие у избирательной комиссии соответствующей достоверной информации о наличии безусловных оснований для исключения кандидатов из списка кандидатов не позволило комиссии своевременно принять решения об исключении кандидатов из списка кандидатов, что в свою очередь повлекло за собой принятие незаконного решения о регистрации единого списка кандидатов.
Единый список депутатов не подлежал регистрации в целом.
Приходя к такому выводу, суд учитывает и то обстоятельство, что 09 августа и 10 августа 2022 года Избирательным объединением в ТИК города Пскова повторно представлены заявления Янкевич П.В., Роговой В.А. и Михайловой О.Ю. о согласии баллотироваться в депутаты.
В отношении этих заявлений эксперт в заключении от ***.2022 № № указал, что подпись в заявлении Янкевич П. В. от ***.2022 выполнена самой Янкевич П.В.; подпись Роговой В.А. в заявлении от ***2022 выполнена самой Роговой В.А.; в части заявления Михайловой О.Ю. эксперт не смог высказаться, ввиду отсутствия образцов почерка и ее подписи для сравнительного исследования (т. 3 л.д. 151-161).
По мнению суда, данное обстоятельство не имеет значения, учитывая положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что она допускает внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, но не повторную подачу заявления о согласии баллотироваться в депутаты. Подписание заявления кандидатом о согласии баллотироваться в депутаты не самим кандидатом, а иным лицом, не является недостатком, устранение которого возможно в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
В этой связи доводы административного ответчика о нарушении ТИК города Пскова, установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ срока извещения не менее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо сведений, не имеют значения.
В данном случае правовых оснований для представления 09 августа и 10 августа 2022 года в ТИК города Пскова заявлений Янкевич П.В., Роговой В.А. и Михайловой О.Ю. о согласии баллотироваться в депутаты не имелось.
Доводы административного ответчика о том, что ТИК города Пскова не имела права ставить под сомнение и проверять подлинность подписей кандидатов на поданных ими заявлениях о согласии баллотироваться в депутаты, не убедительны.
Действительно, Федеральным законом №67-ФЗ и Избирательным кодексом Псковской области процедура проверки документов в части заявлений кандидатов о согласии баллотироваться не регламентирована. В тоже время, отсутствие такой регламентации не исключает возможности проведения избирательными комиссиями таких проверок, так как их проведение согласуется со смыслом и целями избирательного законодательства.
В тоже время, пункт 4.6 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 N 235/1486-6, прямо допускает возможность таких проверок и предусматривает механизм устранения недостатков поданных документов, выявленных рабочими группами избирательных комиссий на стадии выдвижения и регистрации кандидатов.
Суждения представителей административного ответчика о несоответствии положения подпункта «л.1» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области подпункту «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ и необходимость применения к спору положений подпункта «л» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области, согласно которому основанием отказа в регистрации единого списка кандидатов является выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше 6, суд признает не заслуживающими внимания, поскольку они не имеют значения для рассмотрения спора.
В частности, названной нормой определено основание отказа в регистрации единого списка кандидатов, в то время как судом по обстоятельствам спора установлено, что у ТИК города Пскова не имелось оснований для заверения единого списка кандидатов Избирательного образования, ввиду не соответствия представленного для заверения списка кандидатов пункту 15 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области. При этом, данное обстоятельство для избирательной комиссии на тот момент не было очевидным, что и повлекло принятие оспариваемого постановления в отсутствии на то законных оснований.
В данном случае суд усматривает и недостаточно ответственное отношение Избирательного объединения к вопросу формирования списка кандидатов, что и явилось следствием выше указанных обстоятельств.
Политические партии, как разновидность общественных объединений, создаются в целях обеспечения участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли на выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.
Именно реальной способностью политических партий выполнять указанную публичную функцию предопределяется выбор критериев, соответствие которым легитимирует их в качестве избирательных объединений, чем, в свою очередь, предопределяются характер и нормативное содержание обязанностей, которые могут быть возложены законом на политические партии как основных участников избирательного процесса, опосредующих осуществление избирательных прав граждан, и условий их участия в выборах.
Принимая решение о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе списка кандидатов, распределении их по территориальным группам, политическая партия как субъект права, являющийся коллективным участником избирательного процесса, должна действовать ответственно и, формируя этот список, учитывать, что ее решение будет основанием для возникновения соответствующих правоотношений как для кандидатов, так и для самой партии.
Таким образом, ответственность за предоставление достоверных сведений о кандидатах лежит на избирательном объединении и отсутствие установленной непосредственно законом обязанности по проведению проверки на соответствие предоставляемых сведений, не освобождает политическую партию от обязанности предоставлять правдивые сведения относительно выдвигаемых кандидатов, в целях соблюдения в рамках действующего избирательного законодательства и Конституции РФ основных избирательных прав граждан и легитимных условий их участия в выборах.
По совокупности указанного, требование ТИК города Пскова является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая встречный иск Избирательного объединения, суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Несмотря на то, что во встречном иске административным ответчиком заявлено о допущенном избирательной комиссией бездействии, выразившемся в том, что при регистрации единого списка кандидатов в депутаты постановлением от ***2022 № 26/213-5 ТИК города Пскова не приняла отдельных решений в отношении кандидатов Максименковой Т.С. (территориальная группа № 2), Борского А.Н. (территориальная группа № 3), Михайловой О.Ю. (территориальная группа № 7), которые были в составе заверенного постановлением от 10.08.2022 № № списка кандидатов, либо об их исключении из списка кандидатов либо об утрате статуса кандидата, по сути, доводы встречного иска сводятся к несогласию административного ответчика с постановлением ТИК города Пскова от ***2022 о регистрации единого списка регионального отделения в Псковской области партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», в котором отсутствуют кандидаты Максименкова Т.С., Борский А.Н. и Михайлова О.Ю.
В соответствии с частью 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Частью 7 статьи 240 КАС РФ определено, что указанный срок не подлежит восстановлению.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
Обжалуемое постановление вынесено ТИК 10.08.2022, встречное исковое заявление подано Избирательным объединением 29.08.2022, т.е. за пределами указанного срока.
В связи с изложенным встречные исковые требования Избирательного образования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Административный иск Территориальной избирательной комиссии города Пскова к Региональному отделению в Псковской области Политической партии «ННОВЫЕ ЛЮДИ» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии города Пскова от ***2022 №№ «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Псковской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Псковской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Р.Н. Лугина
Мотивированное решение составлено 02.09.2022.