Решение по делу № 2-6574/2024 от 29.05.2024

УИД 14RS0035-01-2024-010463-98

Дело № 2-6574/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Якутск                                                          02 августа 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Захаровой Е.В., при секретаре Турниной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования видеоконференц-связи с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) гражданское дело по иску Сулейманова Азима Афган-оглы к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 14» ФСИН России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа в установлении инвалидности,

установил:

Сулейманов А.А.оглы обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 14» ФСИН России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, ссылаясь на свое психологическое состояние, необоснованность результатов медико-социальной экспертизы.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (пункт 6).

По настоящему делу истец предъявил требования о пересмотре данных основного клинического диагноза, об отмене результатов медико-социальной экспертизы, направлении результатов экспертизы на новое рассмотрение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные требования являются исковыми, в связи с чем требование истца о признании незаконным отказа в установлении инвалидности подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от19 июня 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Сулейманова Азима Афган-оглы к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 14» ФСИН России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая, что Сулейманов Азим Афган-оглы отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по адресу 678020, п. Мохсоголлох, Военный городок д. 8, суд назначил судебное заседание с использованием видеоконференц-связи через ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Саха (Якутия).

В судебном заседании Сулейманов А.А.оглы исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Суд на месте отказал в удовлетворении ходатайства о принятии уточнения исковых требований в виде возложения на Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 14» ФСИН России обязанности регистрировать обращения пациента, разъяснив истцу, что указанное требование может быть подано в виде отдельного административного искового заявления в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Рассмотрение данного требования в настоящем деле не представляется возможным в связи с тем, что настоящее дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Представители Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Саха (Якутия)» Минтруда России) Павлова Э.Э., Никифорова С.В. с иском не согласились, просили отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России в суд не явился, был извещен, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно статье 32 указанного закона споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы и условия признания граждан инвалидами определены «Правилами признания лица инвалидом», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года №588 «О признании лица инвалидом» (далее Постановление №588).

В соответствии пунктом 2 постановления №588 признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).

В соответствии с пунктом 5 постановления №588 условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В соответствии с пунктом 17 постановления №588 гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Согласно с пунктом 20 постановления №588 следует, что медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с направлением на медико-социальную экспертизу, поступившему от медицинской организации, в свою очередь медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Сулейманов А.А.оглы, ____ года рождения, по направлению с ГАУ PC(Я) «Медицинский центр города Якутска» №Н-22 от 03 сентября 2019 года впервые прошел очное освидетельствование 20 сентября 2019 года для установления группы инвалидности в Бюро № 1 смешанного профиля, с основным заболеванием: Последствия тяжелой ЧМТ, ушиба головного мозга с очагами геморрагического ушиба в левом полушарии мозжечка, очагами ушиба в медиальных отделах обеих лобных долей от 2013 года. Состояние после операции РТЧ задней черепной ямки, удаления острой субдуральной гематомы, дренирования эпидурального пространства от 24 июля 2013 года. Линейного перелома затылочной кости, перелома задней стенки оси пазухи. Оболочечная гидрома вблизи послеоперационного дефекта объемом до 2 мл. Психоорганический синдром с изменением личности. Симптоматическая эпилепсия с полиморфными приступами (тонические постуральные, вегетативные, аффективные). Цереброастенический синдром.

По результатам освидетельствования установлена третья группа инвалидности со сроком на один год с 03 сентября 2019 года до 01 октября 2020 года. По данным представленных медицинских документов и результатов реабилитационно-экспертной диагностики выявлены нарушения здоровья с 2 ст. выраженности стойких нарушений психических функции (п.6.1.3.6), что соответствует 50%, с учетом отсутствия влияния других нарушений функций на максимально-выраженное, приводящие к ограничениям жизнедеятельности: способности к самообслуживанию 1 ст., контролю за своим поведением 1ст. и трудовой деятельности 1ст., что обуславливает необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию, и является достаточным основанием для установления третьей группы инвалидности на 1 год, в соответствии с действующим на дату МСЭ Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Приказом Минтруда России №1024н от 17 декабря 2015 года «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», постановлением МТ и СР РФ от 15 апреля 2003 года №17 «Об утверждении разъяснения об определении ФГУ МСЭ причин инвалидности» (п. 3 на момент действующих нормативно-правовых актов).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №467 от 09 апреля 2020 года «О Временном порядке признания лица инвалидом» (документ признан утратившим силу с 2 октября 2020 года в связи с истечением срока действия) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации прав инвалидов на социальную защиту медико-социальная экспертиза проводилась заочно 17 сентября 2020 года в Бюро №1 смешанного профиля третья группа инвалидности продлена на 6 месяцев с даты до которой была установлена инвалидность при последнем освидетельствовании с 01 октября 2020 года до 01 апреля 2021 года.

Далее, 25 марта 2021 года в Бюро №4 смешанного профиля на момент действующего постановления Правительства Российской Федерации №1697 от 16 октября 2020 года «О временном порядке признания лица инвалидом» продлена третья группа инвалидности на 6 месяцев без направления на медико-социальную экспертизу с 01 апреля 2021 года до 01 октября 2021 года.

В Бюро №5 смешанного профиля 05 апреля 2021 года проведено заочное освидетельствование Сулейманова А.А.оглы по направлению с ГАУ PC(Я) «Медицинский центр города Якутска» №48 от 31 марта 2021 года. По результатам проведения медико-социальной экспертизы специалистами бюро №    5 смешанного профиля в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденным приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н, выявлена II степень выраженности стойких нарушений психической функции (40-60%), приводящих к ограничению следующих основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, контролю за поведением 1 степени, к трудовой деятельности 1 степени и вызывающие необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (абилитацию), что является основанием для установления третьей группы инвалидности в соответствии с пунктом 13 Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н с причиной «общее заболевание», на срок 1 год с 01 апреля 2021 года по 01 апреля 2022 года, в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 (утратил силу). Решение принято единогласно всеми специалистами бюро №5 смешанного профиля, проводившими медико-социальную экспертизу.

При очередном заочном освидетельствовании 25 марта 2022 года в Бюро №18 смешанного профиля продлена третья группа инвалидности с 01 апреля 2022 года до 01 октября 2022 года со сроком 6 месяцев. В соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденными приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года №585н, выявлена II степень выраженности стойких нарушений психической функции (40-60%), приводящих к ограничению следующих основных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, контролю за поведением 1 степени, к трудовой деятельности 1 степени и вызывающие необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (абилитацию), что является основанием для установления третьей группы инвалидности в соответствии с пунктом 13 Классификаций и критериев, утвержденных приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н.

22 декабря 2022 года проведена заочная медико-социальная экспертиза Сулейманова А.А.оглы в Бюро №7 смешанного профиля. По направлению ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России №144 от 07 декабря 2022 года специалистами бюро установлен основной диагноз: G93.4 Смешанная энцефалопатия (посттрамватическая, токсическая) осложненная пагубным употреблением наркотических веществ (спайс). Симптоматическая эпилепсия с редкими генерализованными эпиприпадками. Стойкие незначительные нарушения психических функций. Сопутствующее заболевание: Н53.2 Диплопия посттравматическая обоих глаз. Стойкие незначительные нарушения сенсорной функции (зрения).

По данным представленных медицинских, экспертных документов и результатам реабилитационно-экспертной диагностики исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденными приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года №585н выявлена I степень выраженности стойких нарушений психических функций организма (10-30%), I степень выраженности стойких нарушений сенсорной функции (зрения) (10-30%), с учетом отсутствия влияния других нарушений функций на максимально выраженные нарушения, не приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не вызывающих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (абилитацию), оснований для установления инвалидности в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года №588 не установлено. Решение в бюро принято на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы единогласно.

Воспользовавшись правом обжалования решения бюро №7 смешанного профиля, истец обратился с заявлением на обжалование в экспертный состав №3 смешанного профиля.

25 апреля 2023 года проведена медико-социальная экспертиза специалистами Экспертного состава № 3 смешанного профиля. По результатам экспертизы решение бюро оставлено в силе и не отменено, признано обоснованным единогласно всеми специалистами экспертного состава №3 смешанного профиля.

Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что доводы истца о том, что имеющиеся у истца заболевания являются основанием для установления инвалидности носят субъективный характер, поскольку истец не обладает специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Кроме того, наличие у истца заболеваний, подтвержденных медицинскими документами, само по себе не может свидетельствовать о наличии оснований для установления ему инвалидности, поскольку освидетельствование проводилось ответчиком с учетом состояния здоровья (последствия заболеваний) на дату такого освидетельствования.

Порядок и условия признания лица инвалидом при проведении оспариваемых решений МСЭ ответчиком не допущено, доказательств обратного истцом не представлено.

Проанализировав содержание проведенных медико-социальных экспертиз, суд приходит к выводу о том, что они в полном объеме отвечает требованиям действующего законодательства, поведены в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2022 года №588, федеральными государственными учреждениями. Порядок проведения медико-социальной экспертизы не нарушен. В связи с чем, оснований не доверять указанным экспертизам не имеется.

Кроме того, согласно письму от 6 сентября 2023 года исх. №1045.3.7.14/2023 Сулейманов А.А.оглы был проинформирован руководителем экспертного состава МСЭ экспертного состава №3 смешанного профиля Павловой А.Э. о том, что в случае изменения состояния здоровья гражданин имеет право в установленном порядке обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы. Гражданина направляется на медико-социальную экспертизы медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска Сулейманова Азима Афган-оглы к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 14» ФСИН России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным отказа в установлении инвалидности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления в мотивированной форме.

Председательствующий:                                п/п                                       Е.В. Захарова

Копия верна:

Судья                                                                                                           Е.В. Захарова

Секретарь                                                                                                   М.Ю.Турнина

Решение принято в окончательной форме 02 августа 2024 года.

2-6574/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сулейманов Азим Афган-Оглы
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН РОССИИ
ФКУ "ГБ МСЭ по РС(Я)" Минтруда России
Другие
ФКУ ИК-6 УФСИН России по РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация административного искового заявления
30.05.2024Передача материалов судье
31.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Подготовка дела (собеседование)
19.06.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
19.06.2024Подготовка дела (собеседование)
19.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.07.2024Предварительное судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее