11RS0003-01-2023-004329-79 Дело № 2-5016/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.
при секретаре Суровицыной А.А.,
с участием прокурора Эйхмана А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 26 сентября 2023 года дело по иску и.о. прокурора города Инты Республики Коми в интересах Стародворской Е. Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
Установил:
И.о. прокурора города Инты Республики Коми обратился в суд в интересах Стародворской Е.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по РК) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации: <....>. Просит взыскать с ОСФР по РК в пользу Стародворской Е.Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. Решение по настоящему иску обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований и.о.прокурор указал, что Стародворская Е.Л. с __.__.__ является <....> бессрочно. Согласно срокам пользования техническими средствами реабилитации и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида истец нуждается в указанных в иске технических средствах реабилитации (далее – ТСР), которые рекомендованы к ежедневному использованию с __.__.__. Вопреки требования закона истец по настоящее время необходимыми для ее восстановления ТСР в полном объеме не обеспечена. Таким образом, ОСФР по РК не в полной мере осуществляет обязанности по своевременной организации обеспечения инвалидом ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА), в связи с чем истец испытывает дискомфорт от недостатка положенных ТСР, жизненно ей необходимых. Отсутствие ТСР ограничивает жизнедеятельность истца, создает дополнительные препятствия для ее социальной адаптации. Истец постоянно переживает по поводу отсутствия жизненно необходимых ТСР, испытывает физические и моральные страдания.
Определением суда к участию в деле в качестве представителя истца привлечена Малышева Т.В.
Истец Стародворская Е.Л. и ее представитель Малышева Т.В. о времени и месте слушанья дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, суд находит возможным в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие истца и ее представителя.
В судебном заседании прокурор заявленные в интересах истца требования поддержал частично, указал, что от Стародворской Е.Л. ему известно, что на день рассмотрения дела истец обеспечена креслом-коляской с ручным приводом прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) и креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес). Прокурор не настаивает на обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая необходимость заключения ответчиком для обеспечения истца ТСР государственных контрактов.
Представитель ответчика ОСФР по РК направил в суд письменные возражения на иск прокурора, в которых с заявленными требованиями не согласился. Указал, что Стародворская Е.Л. состоит на учете с ОСФР по РК для обеспечения рекомендованных ей ТСР, в том числе указанных в иске прокурора. Работа по обеспечению истца ТСР проводилась в рамках доведенных лимитов на 2022-2023 годы. ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. ОСФР по РК передает инвалидам в безвозмездное пользование необходимые ТСР. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с ИПРА только путем заключения государственных контрактов в рамках выделенных ассигнований из средств федерального бюджета и Фонда. При этом гарантия обеспечения инвалида ТСР может быть реализована путем предоставления ТСР уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации в случае, если предусмотренное ИПРА техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо инвалид приобрел его за свой счет. Также истец с момента постановки на учет имела возможность обратиться с заявлением об обеспечении ТСР с использованием электронного сертификата, с возможностью последующего приобретения ТСР в интернет магазине «OZON.RU». За истекший период времени истец о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР и о предоставлении электронного сертификата на приобретение ТСР не обращалась. По результатам проведения закупки был заключен государственный контракт №__ от __.__.__ на поставку инвалидам кресел-колясок с ручным приводом. В рамках данного контракта Стародворской Е.Л. было выдано направление от __.__.__ на кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов и детей инвалидов), с которым истцу следовало обратиться в пункт выдачи по указанному в направлении адресу. По информации от поставщика ответчику известно, что кресло-коляска прогулочная получена истцом __.__.__. Ввиду нехватки закупленных ТСР по государственному контракту №__ от __.__.__ на вид коляски (кресло-коляска с ручным приводом комнатная) Стародворской Е.Л. направление на данный вид ТСР выдано не было. По результатам проведения закупки был заключен государственный контракт №__ от __.__.__ на поставку инвалидам кресел-стульев с санитарным оснащением без колес. В рамках данного контракта Стародворской Е.Л. было выдано направление от __.__.__ на «23-01-02 Кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), 1 шт.». По информации поставщика кресло-стул получено Стародворской Е.Л. __.__.__. С требованиями компенсации морального вреда представитель ответчика не согласен. Истцом не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и ухудшением здоровья истца, моральных страданий. Само по себе право на получение инвалидом за счет средств федерального бюджета ТСР носит имущественный характер. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение других инвалидов ТСР, что повлечет ущемление их прав. Также отсутствуют основания для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку решение осуществляется ОСФР по РК в силу требований закона путем заключения государственных контрактов, для чего требуется определенное время.
Представитель ОСФР по РК направил в суд ходатайство о рассмотрении дела по иску Стародворской Е.Л. в его отсутствие, что суд находит возможным.
Оценив доводы сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее также - Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.
Правилами обеспечения инвалидов ТСР, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 (далее – Правила) установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с ИПР путем предоставления соответствующего ТСР (п.2,4 правил).
В силу п.5 Правил и п.12 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан, утвержденного приказом ФСС РФ от 16.05.2019 №256, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Материалами дела подтверждается, что __.__.__ Стародворская Е.Л. была признана <....> бессрочно.
Согласно срокам пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.03.2021 № 107н, а также индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) от 24.10.2022 № 323.14.11/2022, истец имеет право на предоставление с освобождением от платы (за счет ОСФР по РК) технических средств реабилитации (далее – ТСР), в том числе указанных в иске прокурора.
Проверкой прокуратуры ____ установлено и представителем ответчика не оспаривается, что __.__.__ в ОСФР по РК зарегистрировано заявление Стародворской Е.Л. о предоставлении ей ТСР, указанных в ИПРА от __.__.__. На основании данного заявления истец поставлена ответчиком на учет по обеспечению ТСР, в том числе указанными в иске прокурора.
На день рассмотрения дела Стародворская Е.Л. не обеспечена следующими ТСР, необходимыми ей с __.__.__ для ежедневного применения при передвижении и во время гигиенических процедур: <....>
Кресло-коляска с ручным приводом прогулочная и кресло-стул с санитарным оснащением (без) колес получены истцом на день рассмотрения дела, что стороны не оспаривают.
Представитель ответчика в отзыве указал, что истец имеет возможность самостоятельно за счет собственных средств приобрести ТСР с последующей выплатой ему денежной компенсации, в том числе с помощью электронного сертификата. Вместе с тем, закон не возлагает на инвалида обязанность самостоятельно приобрести ТСР. Право выбора способа обеспечения принадлежит истцу. Необеспечение либо несвоевременное обеспечение истца необходимыми в соответствии с ИПРА техническими средствами реабилитации нарушает ее право на социальную защиту со стороны государства.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования обоснованными и обязывает ответчика обеспечить истца следующими ТСР: протезом бедра для купания в количестве 1 шт. на 2 года; протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии в количестве 1 шт. на 2 года; косметической оболочкой на протез нижней конечности в количестве 1 шт. на год; поручнями (перилами) для самоподнимания угловыми в количестве 1 шт. на 7 лет; поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейные) в количестве 1 шт. на 7 лет; креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) в количестве 1 шт. на 4 года; чехлом на культю бедра хлопчатобумажным в количестве 2 шт. в год; чехлом на культю бедра шерстяным в количестве 2 шт. в год; ортопедическими брюками в количестве 1 шт. на 1 год.
В соответствие со ст. 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, индивидуальные особенности гражданина, которому причинен вред.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в пункте 37 разъяснил, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Истец не была своевременно и в полном объеме обеспечена ТСР, необходимыми ей для поддержания жизнедеятельности и здоровья, что в соответствии с приведенными разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ влечет обязанность ОСФР по РК компенсировать истцу причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).
Учитывая длительное необеспечение истца ТСР в связи с имеющимися у нее ограничениями жизнедеятельности, безусловно испытанные истцом в связи с этим физические и нравственные страдания, степень вины ответчика, суд взыскивает с ОСФР по РК денежную компенсацию морального вреда в заявленном размере 10 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд по просьбе истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется. Исполнение решения суда ответчиком ОСФР по РК осуществляется за счет средств государственного бюджета путем заключения государственных контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, что делает невозможным немедленное исполнение.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление и.о.прокурора города Инты Республики Коми в защиту интересов Стародворской Е. Л. удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <....>, ОГРН: <....>) обеспечить Стародворскую Е. Л. (паспорт <....>, выдан __.__.__ Отделением УФМС России по Республике Коми) техническими средствами реабилитации: <....>
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: <....>, ОГРН: <....>) в пользу Стародворской Е. Л. (паспорт <....>, выдан __.__.__ Отделением УФМС России по Республике Коми) денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) представление прокурора в Верховный суд Республики Коми через Интинский горсуд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено __.__.__ в <....>.
Судья- Н.А.Жуненко