Дело № 2а-629/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2021 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Селиной Н.Л.
при секретаре Стоцкой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области к Фролову М.А. о взыскании транспортного налога и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области (далее - МИФНС России №3 по Челябинской области, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Фролову М.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование требований указано, что административный ответчик в период с 29.03.2014 г. г. являлся владельцем транспортных средств марки № мощностью 105 л.с., с 06.01.2015 г. №, мощностью 139 л.с., с 13.06.2015 г. №, мощностью 100 л.с., с 21.08.2012 г. №, мощностью 110 л.с., с 07.12.2013 г. №, мощностью 120 л.с. В установленные законом сроки административным ответчиком транспортный налог за 2015, 2018 год, уплачены не были, в связи, с чем МИФНС России № 3 по Челябинской области просит взыскать с Фролова М.А. в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2015,2018 г.г. в размере 3 312 руб., пени 51,43 руб.
Представитель административного истца МИФНС №3 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.58).
Административный ответчик Фролов М.А. в судебном заседании иск не признал, указал, что налог за2018 г. оплачен, по налогу за 2015 г. просил применить срок исковой давности.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьями 14, 44 и 45 НК РФ транспортный налог, налогоплательщиком которого является административный ответчик, относится к региональным налогам, устанавливается Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов РФ, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В силу статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, то есть автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от транспортного налога.
В судебном заседании установлено, и это обстоятельство подтверждается карточками учета ТС (л.д.39-48), что Фролов М.А. с 29.03.2014 г. г. являлся владельцем транспортных средств марки №, мощностью 105 л.с., с 06.01.2015 г. №, мощностью 139 л.с., с 13.06.2015 г. №, мощностью 100 л.с., с 21.08.2012 г. №, мощностью 110 л.с., с 07.12.2013 г. №, мощностью 120 л.с.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Положениями п.2 Решения собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 26.11.2015 г. № 224 «О введении налога на имущество физических лиц» установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии со статьей 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаются налогоплательщиками транспортного налога.
Согласно части 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с частью 1 статьи 361, части 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации, которыми также устанавливается налоговая ставка в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на его одну лошадиную силу.
В случае, если транспортное средство зарегистрировано за налогоплательщиком в течение нескольких месяцев налогового периода, то расчет налога и авансовых платежей по нему производят с учетом коэффициента, который определяется как число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано за налогоплательщиком, деленное на число календарных месяцев в налоговом периоде.
Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 части 1 настоящей статьи); в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства. (пункт 3 части 1).
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (часть 2 статьи 359 НК РФ).
Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114 – ЗО «О транспортном налоге» определены налоговые ставки по транспортному налогу.
В соответствии со статьей 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114 – ЗО «О транспортном налоге», налоговая ставка с 1 января 2011 года по 31 декабря 2017 года включительно для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) составляла – 7,7, свыше 100 л.с. – 20,0, от 150 л.с. до 200 л.с. – 50,0, от свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) – 75,0.
Налоговым органом Фролову М.А. исчислен транспортный налог
за 2015 г.:
за автомобиль марки №, в сумме 175 руб. исходя из расчета: 105 (налоговая база – мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка), владение 1 месяц.
за автомобиль марки №, в сумме 1 390 руб. исходя из расчета: 139 (налоговая база – мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка), владение 6 месяцев.
за автомобиль марки №, в сумме 1 174 руб. исходя из расчета: 100,6 (налоговая база – мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка), владение 7 месяцев.
за автомобиль марки №, в сумме 1 100 руб. исходя из расчета: 110 (налоговая база – мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка), владение 6 месяцев.
за автомобиль марки №, в сумме 200 руб. исходя из расчета: 120 (налоговая база – мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка), владение 1 месяц.
за 2018 г.:
за автомобиль марки №, в сумме 2 012 руб. исходя из расчета: 100,6 (налоговая база – мощность двигателя) х 20 (налоговая ставка), владение 12 месяцев.
Поскольку транспортные налоги, указанные в налоговом уведомлении № от 12.10.2017 г. (л.д.20), в установленный срок (до 01.12.2017г.) не были уплачены, в адрес административного ответчика направлено требование № от 15.027.2018 г. с предложением добровольной уплаты задолженности по транспортному налогу в сумме 1 300 руб., пени в сумме 22,29 руб., в срок до 02.04.2018 г. (л.д.17).
Помимо этого транспортные налоги, указанные в налоговом уведомлении № от 23.08.2019 г. (л.д.15), в установленный срок (до 02.12.2019 г.) не были уплачены, в адрес административного ответчика направлено требование № от 10.02.2020 г. с предложением добровольной уплаты задолженности по транспортному налогу 2012 руб., пени 29,14 руб. в срок до 06.04.2020 г. (л.д.12).
Согласно пункту 2 тст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
В соответствии с абз. 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 этого же пункта).
В связи с тем, что требования налогового органа в установленный срок ответчик в полном объеме не исполнил, МИФНС №3 России по Челябинской области 24.08.2020 г., то есть в течение шестимесячного срока, обратилась к мировому судье судебного участка №4 г. Озёрска Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа, который впоследствии по заявлению должника определением от 31.08.2020 г. был отменен (л.д.26).
Исковое заявление в городской суд направлено налоговым органом 12.02.2021 г., в установленные законом сроки (л.д.4).
Административный истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в сумме 1300 руб., за 2018 г. в сумме 2012 руб.
Вместе с тем, как установлено, и подтверждается квитанцией ответчиком 16.12.2019 г. произведена оплата транспортного налога за 2018 год в сумме 2 012 руб. (л.д.50).
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах обязанность административного ответчика по уплате транспортного налога за 2018 год на момент принятия решения является фактически исполненной, в связи с чем, оснований для взыскания задолженности не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2018 год, суд исходит из того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, их начисление носит производный характер и непосредственно связано с несвоевременной уплатой самих налогов, доказательств взыскания которых, суду административным истцом не представлено.
Так, пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Вместе с тем, судом учтено, что оплата транспортного налога за 2018 год ответчиком произведена, в связи с чем начисление пени в данном случае неправомерно.
В связи с изложенным, требования истца о взыскании транспортного налога за 2015 год в сумме 1300 руб. законны и обоснованны и подлежат взысканию с ответчика.
Требования МИФНС №3 России по Челябинской области о взыскании пени за периоды с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г. также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст. 75НК РФ).
Поскольку административным ответчиком по налоговому уведомлению в срок до 01.12.2017 оплата заявленных ко взысканию налогов не была произведена, с 02.12.2017 г. по 14.02.2018 г. подлежит начислению пени за просрочку исполнения обязанности по уплате из расчета (с учетом изменения ставки ЦБ в сумме 22,29 руб. по транспортному налогу (л.д.19).
Таким образом, административные исковые требования в части взыскания пени основаны на законе, подтверждаются указанными доказательствами, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 1 300 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░., ░░░░ 22 (░░░░░░░░ ░░░) ░░░. 29 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░ 40101810400000010801, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ 047501001, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░). ░░░░░░░░░░ ░░░ 7413009544, ░░░ 741301001, ░░░░░ 75743000.
░░░ 18210604012021000110 (░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░).
░░░ 18210604012022100110 (░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░ 2021 ░.