Решение по делу № 2а-354/2019 от 15.11.2018

Дело а-354 \19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2019 г.                                                               г. Симферополь

         Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего, судьи :    Родькиной Л.А.

При секретаре                              :    Махмудовой М.Э.

с участием     истцов: Деревянко В.В., Ковалёвой В.В.

представителя ответчика: Ольшевской Н.Л.

заинтересованного лица: Деревянко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Деревянко Виктора Викторовича, Ковалёвой Виктории Валерьевны к Отделу министерства внутренних дел России по Симферопольскому району Министерства внутренних дел по Республике Крым, Отделу по вопросам миграции ОМВД России по Симферопольскому району Республики Крым, заинтересованное лицо: Деревянко Алла Васильевна о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

15.11.2018 года Деревянко В.В. и Ковалёва В.В. обратились в Симферопольский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просили обязать Министерство внутренних дел по Симферопольскому району зарегистрировать Деревянко В.В., Ковалёва В.В., Деревянко А.В. и Ковалёву Е.В. в садовом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Требования мотивированы тем, что указанный садовый дом принадлежит заинтересованному лицу – Деревянко А.В. на праве собственности, которая была зарегистрирована в указанном доме на основании решения суда. Истцы проживают в указанном садовом доме, иного жилья не имеют. 11.12.2017 года истцы обратились в отдел УФМС в Симферопольском районе с заявлением о регистрации по месту жительства, однако получили отказ с разъяснительным письмом, в связи с чем истцы обратилась в суд с указанным иском.

         В судебном заседании 11.01.2019 года Деревянко В.В. и Ковалёва В.В., как истцы и как законные представители несовершеннолетних Деревянко А.В. и Ковалёвой Е.В., исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика - Отдела МВД России по Симферопольскому району Ольшевская Н.Л., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, представила письменные возражения ( л.д.79-82), указав дополнительное основание - пропуск срока на обращение с иском в суд. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

    Заинтересованное лицо Деревянко А.В. против удовлетворения исковых требований не возражала.

             Представитель ответчика – Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Симферопольскому району Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства (л.д.78), причины неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении судебного разбирательства от последнего в суд не поступало. С учетом изложенного суд, в соответствии со ст.ст.150,152 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения истцов, представителя ответчика, заинтересованного лица,    изучив материалы административного дела, обозрев материалы административного дела № 2а-2651\17, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что право собственности на садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Деревянко А.В.

     Согласно заключению межведомственной комиссии от 15.05.2017 года, межведомственная комиссия, назначенная Постановлением Администрации Перовского сельского поселения от 17.02.2017 года, приняла заключение о пригодности садового <адрес> для постоянного проживания    (л.д. 28).

11.12.2017 года Деревянко А.В. обратилась в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Симферопольскому району Республики Крым с заявлением о регистрации членов семьи – истцов по делу и их несовершеннолетних детей в принадлежащем ей на праве собственности садовом доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.61).

29.12.2017 года Отделом Министерства внутренних дел по Симферопольскому району дан ответ на указанное заявление (л.д.62-64).

Согласно Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, местом жительства признается - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации определено, что является жилым помещением, а также порядок оформления регистрации по месту жительства должностными лицами, ответственными за регистрацию.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

           Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (части 2, 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в том жилом помещении, в которое он вправе вселиться для постоянного проживания. В свою очередь, вселиться для постоянного проживания гражданин вправе только в то помещение, которое пригодно для постоянного проживания.

Таким образом, жилое помещение должно отвечать требованиям, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

То есть регистрация по месту жительства является следствием не только выбора гражданином места жительства, но и наличия у гражданина права пользования жилым помещением, в котором он намерен проживать, а также данное помещение должно отвечать нормам, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25.

В соответствии с п. 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего его имущества любые действия, не противоречащие законным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

           Согласно статье 3 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ) при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 указанного Закона для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенную копию.

Аналогичные требования содержатся в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713., и в п.п. 32, 48-51 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2018 N 50635).

При этом, согласно пункту 4 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием возникновения жилищных прав в соответствии с жилищным законодательством является приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» действовавшего на момент обращения с заявлением к ответчику ( утратил силу с 01.01.2019 года) садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» абзац 2 статьи 1 указанного выше Закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается и не оспаривается административными истцами, что при обращении в орган регистрационного учета с соответствующим заявлением, с приложением документов, подтверждающих право собственности, и согласно которых назначение указанного объекта недвижимости – «нежилое здание».

При таких обстоятельствах, истцами при обращении в Отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району с заявлением о регистрации их и их несовершеннолетних детей по месту жительства по адресу: <адрес>, в нарушение ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 16 Правил и в п. 26 Административного регламента, не был представлен документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

То обстоятельство, что истцы фактически используют принадлежащий их матери садовый дом для постоянного проживания, не может служить основанием для регистрации в нём.

Представленное заключение межведомственной комиссии не изменяет назначение объекта недвижимости, а признает его пригодным для проживания.

Кроме того, с 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии со статьей 3 которого садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Учитывая изложенное, требования истцов о возложении обязанности зарегистрировать Деревянко В.В., Ковалёва В.В., Деревянко А.В. и Ковалёву Е.В. по месту жительства в садовом доме по адресу : <адрес>, нельзя признать обоснованными, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.

Кроме того, истцами пропущен срок для обращения в суд с иском.

Из материалов дела следует и не оспаривается истцами, что истцы получили ответ на свое заявление 29.12.2017 года, и последним возвращены документы в январе 2018 года.

          В соответствии с положениями ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

            Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

            Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

     Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

           Поскольку истцами пропущен срок для обращения в суд с иском, ходатайство о восстановлении указанного срока истцами не заявлено, доказательств уважительности пропуска срока не представлено, указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

           Руководствуясь ст.ст. 1,3, 8,13-14, 59-62, 84, 103, 111, 150, 175-176, 178-180, 218-219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований Деревянко Виктора Викторовича, Ковалёвой Виктории Валерьевны отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение одного месяца в порядке, предусмотренном ст.ст. 295-298 КАС Российской Федерации.

Судья:

Мотивированное решение суда составлено 15 января 2019 года.

        Судья:

2а-354/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковалева В.В.
Деревянко В.В.
Ответчики
Отдел Министерства Внутренних Дел России по Симферопольскому району МВД Республики Крым
отдел по вопросам миграции ОМВД России по Симферопольскому району РК
Другие
Деревянко А.В.
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Родькина Любовь Анатольевна
Дело на странице суда
simpheropolskiy.krm.sudrf.ru
15.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019[Адм.] Судебное заседание
11.12.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
11.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019[Адм.] Судебное заседание
15.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее