44а-1269/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 03 октября 2016 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда М.Б. Гилева, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Жилищная Управляющая Компания» (далее – ООО «ЖУК») на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г.Перми мирового судьи судебного участка №2 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 15.04.2016 и решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 07.06.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЖУК»,
у с т а н о в и л:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г.Перми мирового судьи судебного участка №2 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 15.04.2016 ООО «ЖУК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей. Основанием для привлечения к административной ответственности явилось то, что 26.01.2016 в 12:00 ООО «ЖУК», в нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) допустило при управлении многоквартирным домом по адресу: г.Пермь, ул.Овчинникова, ** следующие нарушения: не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; не подготовлена (не восстановлена) схема внутридомовой системы отопления; 26.01.2016 в 10:00 ООО «ЖУК», в нарушение лицензионных требований, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации допустило при управлении многоквартирным домом по адресу: г.Пермь, пер.Парковый, ** следующие нарушения: не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; не подготовлена (не восстановлена) схема внутридомовой системы отопления, чем нарушены положения п.104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354; п.2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; подп. «а» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; ч.2.3 ст.161 ЖК РФ.
Решением судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 07.06.2016 вышеуказанное постановление в отношении ООО «ЖУК» оставлено без изменения, жалоба ООО «ЖУК» - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 08.09.2016, заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов с прекращением производства по делу, приводит доводы, повторяющие его правовую позицию, выраженную в судебных инстанциях о нарушении правил подсудности рассмотрения дела; неверной квалификации правонарушения по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и другие.
Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 12.09.2016 жалоба принята к рассмотрению, для проверки доводов жалобы истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило 16.09.2016.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. «а»).
Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п. 11).
Согласно п. 11(1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п.2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:
подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников;
подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
При наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
Согласно п.104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что многоквартирные жилые дома по адресам: г.Пермь, ул.Овчинникова, ** и г.Пермь, пер.Парковый, ** на основании договоров управления многоквартирным домом находятся на обслуживании ООО «ЖУК», имеющего лицензию ** от 21.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно актам от 26.01.2016 №**, №** в многоквартирных жилых домах по адресам: г.Пермь, ул.Овчинникова, ** и г.Пермь, пер.Парковый, ** выявлены следующие нарушения: не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; не подготовлена (не восстановлена) схема внутридомовой системы отопления.
По факту выявленного правонарушения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в отношении ООО «ЖУК» составлены протоколы от 26.01.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3); копией предписания по результатам проведения плановой (внепланой) проверки (л.д. 9); копией акта проверки (л.д. 10-13); копией распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки (л.д. 18-19); копией обращения И. (л.д. 21); копией договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 (л.д. 31-36); копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 39); копией лицензии ** (л.д 40); протоколом об административном правонарушении (л.д. 44); копией предписания по результатам проведения плановой (внепланой) проверки (л.д. 50); копией акта проверки (л.д. 51 - 54); копией распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки (л.д. 59-60); копией заявления Ш. (л.д. 61); договором управления многоквартирным домом от 01.05.2015 (л.д. 82-87) и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения и что выявленные в ходе проверки нарушения образуют в действиях управляющей компании состав административного правонарушения, предусмотренного ст.ст.7.22, 7.23 КоАП РФ, основаны на ином толковании закона.
Начиная с 01.05.2015, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110).
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).
Учитывая, что ООО «ЖУК» является лицензиатом и при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, оснований для прекращения производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения по делу об административном правонарушении не имеется.
Доводы жалобы о нарушении подсудности рассмотрения дела, несостоятельны. Поскольку, в соответствии с ч.1 ст.29.5, ч.3 ст.25.15 КоАП РФ, подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", п.2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 10.03.2015 N 453-ПК "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Пермском крае", дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЖУК», подлежало рассмотрению мировым судьей судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г.Перми и рассмотрено этим судьей правомерно.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку совершенное ООО «ЖУК» правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности. Таким образом, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП и освобождения ООО «ЖУК» от административной ответственности, не имеется.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Постановление о привлечении ООО «ЖУК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводов, влекущих отмену или изменение вступивших в законную силу судебных постановлений, в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены постановления мирового судьи и решения судьи районного суда при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемых судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г.Перми мирового судьи судебного участка №2 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 15.04.2016 и решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 07.06.2016, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЖУК», оставить без изменения, жалобу ООО «ЖУК» - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда: подпись