№2-3195/11-2023
46RS0030-01-2023-003486-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2023 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Денисенко Е.В.,
при секретаре Багровой О.О.,
с участием представителей истца Кутукова С.В., Юрьевой О.В.,
представителя ответчика УФНС России по Курской области Малахова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Светланы Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области о взыскании излишне уплаченного налога, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Захарова С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области (далее – УФНС России по Курской области) о взыскании излишне уплаченного налога, штрафа, мотивируя свои требования тем, что в 2019 году она продала принадлежавшее ей недвижимое имущество: здание с кадастровым номером № расположенное по адресу: Курская область, Курчатовский район, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №13; здание с кадастровым номером № расположенное по адресу: Курская область, Курчатовский район, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №14. Ею был уплачен налог от продажи недвижимости в размере 1 956 192 руб. и штраф в размере 96 913 руб. 02 коп. Для расчета налога была использована кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 31.12.2019 года по сведениям налогового органа: для здания с кадастровым номером № – 12 186 696 руб. 37 коп., для здания с кадастровым номером № – 13 030 620 руб. Вместе с тем, 19.01.2022 года ею была получена выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, согласно которой кадастровая стоимость объектов с 21.11.2011 года по 31.12.2020 года составляет для здания с кадастровым номером 46:12:020502:488 – 3 508 733 руб., для здания с кадастровым номером № – 3 993 463 руб. Указанные значения кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН на основании решения Курского областного суда об установлении кадастровой стоимости от 12.04.2021 года. 16.03.2022 года она обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 612 046 руб., однако решением Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области №773 от 16.03.2022 года ей было отказано по причине отсутствия переплаты. Не согласившись с данным решением, Захарова С.А. обратилась Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу (далее – МИ ФНС России по Центральному федеральному округу) с жалобой на указанное решение №773. Решением МИ ФНС России по Центральному федеральному округу от 27.03.2023 года в удовлетворении жалобы Захаровой С.А. было отказано. Неоднократно уточняя исковые требования и окончательно их сформулировав, просит признать наличие переплаты и взыскать с УФНС России по Курской области в пользу Захаровой С.А. излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 1 612 076 руб., излишне взысканный штраф по НДФЛ в размере 80 603 руб. 70 коп., перечислив путем их зачисления на счет Захаровой Светланы Александровны №40817810133001431289, открытый в Курском отделении №8596 ПАО Сбербанк, БИК 043807606, корр.счет 30101810300000000606, ИНН 7707083893, КПП 463202001.
Представители истца Захаровой С.А. по доверенности Кутуков С.В. и Юрьева О.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика УФНС России по Курской области и третьего лица МИ ФНС России по Центральному федеральному округу по доверенностям Малахов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил отказать в их удовлетворении.
Истец Захарова С.А. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителей.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 207, пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, для которых объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 258-ФЗ от 29 сентября 2019 года, действующей в спорный период) налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 указанного Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление и уплату налога производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) был установлен порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
В силу пункта 7 названной статьи заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Одним из таких оснований может являться решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса, введенную указанным выше Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Исходя из системного толкования приведенного правового регулирования, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам или заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а также ретроспективно, но более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году, в котором принято решение по изменению кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.
Судом установлено, что Захаровой С.А. на праве собственности принадлежали объекты недвижимости: здание (корпус №8) с кадастровым номером № расположенное по адресу: Курская область, Курчатовский район, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №13; здание (лечебный корпус) с кадастровым номером №, расположенное по адресу: Курская область, Курчатовский район, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №14. Право собственности зарегистрировано 12.08.2016 года.
На основании договоров купли-продажи от 17.12.2019 года Захарова С.А. продала Разинькову М.А. здание (корпус №8) с кадастровым номером № за 1 298 983 руб., здание (лечебный корпус) с кадастровым номером 46:12:020502:492 за 1 305 508 руб.
14.03.2020 года Захарова С.А. представила в МИФНС России №5 по Курской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год, в которой заявила имущественный налоговый вычет в соответствии с пп.2 п.2 ст. 220 НК РФ в связи с продажей указанных объектов недвижимости в размере указанной ею суммы дохода от реализации объектов недвижимости – 2 604 491 руб.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной Захаровой С.А. декларации, в ходе которой установлено, что на основании сведений Росреестра, поступивших в налоговый орган, по состоянию на 01.01.2019 года, кадастровая стоимость проданного корпуса №8 с кадастровым номером № составила 12 186 696 руб. 37 коп., кадастровая стоимость проданного лечебного корпуса с кадастровым номером № составила 13 030 620 руб. 10 коп. Доход от продажи указанных объектов принимается равным кадастровой стоимости этих объектов о состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Соответственно, общая сумма дохода Захаровой С.А. составила 17 652 121 руб. 52 коп. (12 186 696,37х0,7 + 13 030 620,1х0,7), в то время как доход, заявленный в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, составил 2 604 491 руб.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки представленной Захаровой С.А. декларации установлено, что Захарова С.А. занизила налоговую базу на 15 047 630 руб. 52 коп. (17 652 121 руб. 52 коп. - 2 604 491 руб.).
По итогам рассмотрения акта налоговой проверки 27.08.2020 года заместителем начальника МИФНС России №5 по Курской области принято решение №2138, на основании которого Захарова С.А. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, ей доначислен НДФЛ в сумме 1 956 192 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 5 721 руб. 86 коп., штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 97 809 руб. 50 коп. Сумма налога к уплате рассчитана МИФНС России №5 по Курской области в размере 1 956 192 руб. (17 652 121 руб. 52 коп. - 2 604 491 руб.)х13%), размер штрафа в соответствии со ст. 112 и 114 НК РФ снижен инспекцией в 4 раза с учетом обстоятельства, смягчающих налоговую ответственность.
Решение было обжаловано Захаровой С.А. в УФНС России по Курской области, решением которого от 02.11.2020 года №262 жалоба оставлена без удовлетворения.
Вступившим в законную силу 08.06.2021 года решением Курчатовского городского суда Курской области от 25.02.2021 года в удовлетворении административных исковых требований Захаровой С.А. к МИФНС России №5 по Курской области, УФНС России по Курской области, заместителю начальника МИФНС России №5 по Курской области Пановой Н.В., и.о. руководителя УФНС России по Курской области Трухманову В.С. о признании недействительными решения МИФНС №5 России по Курской области №2138 от 27.08.2020 года, решения УФНС России по Курской области №262 от 02.11.2020 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения отказано, поскольку доначисление налога на доходы физических лиц и пени произведены в соответствии с требованиями налогового законодательства по результатам определения кадастровой стоимости, действовавшей на 01.01.2019 года, результаты которой Захаровой С.А. не оспаривались.
06.07.2021 года Захаровой С.А. произведена уплата НДФЛ и штрафа по налогу в общей сумме 2 054 001 руб. 50 коп., 03.08.2021 года – пени по НДФЛ в сумме 96 913 руб. 02 коп.
Вместе с тем, установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.10.2020 года Разиньков М.А. продал принадлежащие ему корпус №8 с кадастровым номером № и лечебный корпус с кадастровым номером № Пожидаевой В.В., право собственности которой на указанные объекты недвидимости зарегистрировано в установленном законом порядке 02.11.2020 года
Вступившим в законную силу 21.05.2021 года решением Курского областного суда от 12.04.2021 года административные исковые требования Пожидаевой В.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворены, установлена кадастровая стоимость нежилого здания – корпус №8 с кадастровым номером № площадью 996,7 кв.м, расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №13, по состоянию на 21 ноября 2011 года в размере его рыночной стоимости, равной 3 508 733 рубля, на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2020 года включительно; установлена кадастровая стоимость нежилого здания – лечебный корпус с кадастровым номером № площадью 1060,1 кв.м, расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №14, по состоянию на 21 ноября 2011 года в размере его рыночной стоимости, равной 3 993 463 рубля, на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2020 года включительно. Датой подачи заявления считать 10 декабря 2020 года.
26.02.2022 года Захарова С.А. обратилась в установленном порядке в налоговый орган с заявлением о перерасчете размера недоимки по уплате налога на доходы физических лиц с применением оспоренной кадастровой стоимости, перерасчете и возврате излишне уплаченного налога и пени, заявление поступило в МИФНС России №5 по Курской области 04.03.2022 года.
Ответом МИФНС России №5 по Курской области от 01.04.2022 года в удовлетворении обращения Захаровой С.А. отказано со ссылкой на вступление в законную силу решения Курчатовского городского суда Курской области от 25.02.2021 года.
16.03.2022 года Захарова С.А. обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате НДФЛ в сумме 1 612 046 руб., решением МИФНС России №5 по Курской области №773 от 16.03.2022 года в зачете (возврате) налога отказано по причине отсутствия у налогоплательщика переплаты на текущую дату.
Не согласившись с указанным решением, Захарова С.А. обратилась с жалобой в МИ ФНС России по Центральному федеральному округу, решением МИ ФНС России по Центральному федеральному округу №40-7-14/01455@ от 27.03.2023 жалоба Захаровой С.А. оставлена без удовлетворения.
16.03.2022 года Захарова С.А. обратилась в суд с заявлением о пересмотре решения Курчатовского городского суда Курской области от 25.02.2021 года по вновь открывшимся обстоятельствам и возврате суммы переплаты налога, возникшей в связи с доначислением налога на основании данных о кадастровой стоимости, и восстановлении срока на его подачу, указывая, что решением Курского областного суда от 12.04.2021 года пересмотрена кадастровая стоимость спорных нежилых зданий, которая определена по состоянию на 01.01.2019 года в размере рыночной стоимости.
Определением Курчатовского городского суда Курской области от 07.04.2022 года в удовлетворении заявления Захаровой С.А. о восстановлении срока на подачу заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 02.09.2022 года определение Курчатовского городского суда Курской области от 07.04.2022 года отменено, административное дело возвращено в Курчатовский городской суд Курской области на новое рассмотрение.
Определением Курчатовского городского суда Курской области от 14.11.2022 года в удовлетворении заявления Захаровой С.А. о восстановлении срока на подачу заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 18.01.2023 года определение Курчатовского городского суда Курской области от 14.11.2022 года оставлено без изменения.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Захарова С.А. указала, что решением Курского областного суда от 12.04.2021 года пересмотрена кадастровая стоимость спорных нежилых зданий, которая определена по состоянию на 01.01.2019 года в размере рыночной стоимости нежилого здания – корпуса №8 с кадастровым номером № равной 3 508 733 рубля, нежилого здания – лечебного корпуса с кадастровым номером № равной 3 993 463 рубля по состоянию на 21 ноября 2011 года на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2020 года включительно, которая подлежит применению на момент проведения камеральной проверки и принятии налоговым органом 27.08.2020 года решения №2138 о привлечении Захаровой С.А. к налоговой ответственности, выбрав в качестве способа защиты нарушенного права – обращение в суд с имущественным требованием.
Положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по применению указанных выше норм в зависимости от того, кем оспаривалась кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества: новым собственником или предыдущим собственником этого объекта недвижимого имущества.
Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по соответствующему налогу с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.
В соответствии с Решением Курского областного суда от 12.04.2021 года была установлена кадастровая стоимость спорных нежилых зданий в размере рыночной стоимости на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до 31.12.2021 года.
В связи с тем, что при принятии решения №2138 от 27.08.2020 года о доначислении Захаровой С.А. НДФЛ в сумме 1 956 192 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 5 721 руб. 86 коп., штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 97 809 руб. 50 коп., налоговым органом расчет подлежащей уплате суммы налога был произведен на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости, значительно превышающей кадастровую стоимость, равную рыночной, установленную решением Курского областного суда от 12.04.2021 года, подлежащую применению в указанный период, доначисление истцу НДФЛ и штрафа в указанной сумме повлекло ухудшение положения налогоплательщика, а потому при исчислении Захаровой С.А. НДФЛ за 2019 год полежит применению кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, установленная решением Курского областного суда от 12.04.2021 года равной рыночной: кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 46:12:020502:488 определена в размере 3 508 733 рубля, здания с кадастровым номером № определена в размере 3 993 463 рубля.
Кроме того, как следует из письменных пояснений представителя ответчика УФНС России по Курской области от 28.08.2023 года, начисление налога Разинькову М.А. в отношении вышеуказанных объектов недвижимости первично произведено налоговыми органами в соответствии с представленной органами Росреестра кадастровой стоимостью: здания с кадастровым номером 46:12:020502:488 в размере 12 186 696 руб. 37 коп, нежилого здания с кадастровым номером № в размере 13 030 620 руб. 10 коп. В декабре 2021 года налоговыми органами произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2020 год в сторону уменьшения, согласно решению Курского областного суда от 12.04.2021 года, где кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № определена в размере 3 508 733 рубля, здания с кадастровым номером № определена в размере 3 993 463 рубля. В своих письменных пояснениях от 04.09.2023 года ответчик указал, что расчет налога на доходы физических лиц Разиньковым М.А. произведен по суммам, указанным в договоре купли-продажи от 22.10.2020 года с учетом решения Курского областного суда от 12.04.2021 года, в связи с чем доначислений по результатам камеральной налоговой проверки произведено не было.
Согласно п.5 ст.217.1 НК РФ, в редакции, действовавшей в проверяемом налоговым органом периоде, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
При администрировании имущественных налогов налоговые органы используют сведения о характеристиках объектов собственности и их владельцах, представленные регистрирующими органами (организациями, должностными лицами) в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Вступившим в законную силу 21.05.2021 года решением Курского областного суда от 12.04.2021 года установлена кадастровая стоимость нежилого здания – корпус №8 с кадастровым номером № площадью 996,7 кв.м, расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №13, по состоянию на 21 ноября 2011 года в размере его рыночной стоимости, равной 3 508 733 рубля, на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2020 года включительно; установлена кадастровая стоимость нежилого здания – лечебный корпус с кадастровым номером 46:12:020502:492 площадью 1060,1 кв.м, расположенного по адресу: Курская область, Курчатовский район, Дичнянский сельсовет, с. Дичня, ул. Санаторий «Курск», №14, по состоянию на 21 ноября 2011 года в размере его рыночной стоимости, равной 3 993 463 рубля, на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2020 года включительно.
По сведениям Росреестра, данные об измененной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости и сроках ее применения внесены в ЕГРН 04.06.2021 года.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, любая ошибка в определении кадастровой стоимости рассматривается в пользу правообладателя объекта недвижимости, если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечет уменьшение кадастровой стоимости, то такое уменьшение имеет ретроспективное применение на весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости первоначальной кадастровой стоимости.
Материалами дела подтверждено, что установленная на момент доначисления налоговым органом Захаровой С.А. НДФЛ кадастровая стоимость в отношении спорных объектов недвижимого имущества не соответствует их рыночной, в том числе на дату их постановки на кадастровый учет, перерасчет кадастровой стоимости по вышеуказанным объектам недвижимости был произведен в сторону уменьшения, соответственно, Захарова С.А. не может быть лишена права на изменение налоговой базы, а также и на исчисление экономически обоснованного налога.
Учитывая, что Захаровой С.А. допущено налоговое нарушение в виде неполной уплаты суммы НДФЛ за 2019 год в результате занижения налоговой базы, налоговый орган обоснованно привлек налогоплательщика к ответственности, вместе с тем, с учетом изменившейся кадастровой стоимости зданий, исчисление НДФЛ за 2019 год необходимо производить, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, установленной на основании решения Курского областного суда от 12.04.2021 года.
Таким образом, с учетом изложенного, исходя из кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 46:12:020502:488 в размере 3 508 733 рубля, здания с кадастровым номером 46:12:020502:492 – в размере 3 993 463 рубля, а также того, что доход, заявленный в декларации Захаровой С.А. по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, составил 2 604 491 руб., размер доначисленного Захаровой С.А. НДФЛ должен составлять 344 116 руб. (((3 508 733х0,7 + 3 993 463х0,7) - 2 604 491 руб.)х13%), размер штрафа ввиду его снижения налоговым органом в соответствии со ст. 112 и 114 НК РФ в 4 раза с учетом обстоятельства, смягчающих налоговую ответственность, - 17 205 руб. 80 коп. (344 116х20%)/4.
Фактически Захарова С.А. не оспаривает неполную уплату суммы НДФЛ за 2019 год, после принятия налоговым органом решения она погасила имеющуюся задолженность, пени и штраф.
При этом, поскольку доначисленный налоговым органом НДФЛ в размере 1 956 192 руб. и штраф в размере 97 809 руб. 50 коп. уплачены Захаровой С.А. в полном объеме, суд полагает установленным факт наличия переплаты Захаровой С.А. по доначисленным НДФЛ и штрафу, размер переплаты составляет 1 612 076 руб. по НДФЛ (1 956 192 – 344 116), 80 603 руб. 70 коп. по штрафу (97 809,5 – 17 205,8), которая в соответствии с ч.3 ст.78 НК РФ, в редакции действовавшей на момент обращения Захаровой С.А. в налоговый орган, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика УФНС России по Курской области в пользу истца Захаровой С.А. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 659 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Захаровой Светланы Александровны удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Курской области возвратить Захаровой Светлане Александровне излишне уплаченные налог на доходы физических лиц в размере 1 612 076 (один миллион шестьсот двенадцать тысяч семьдесят шесть) рублей 00 копеек, штраф в размере 80 603 (восемьдесят тысяч шестьсот три) рубля 70 копеек путем их зачисления на счет Захаровой Светланы Александровны № открытый в Курском отделении №8596 ПАО Сбербанк.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Курской области в пользу Захаровой Светланы Александровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 659 (шестнадцать тысяч шестьсот пятьдесят девять) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 14 сентября 2023 года.
Судья:
№2-3195/11-2023
46RS0030-01-2023-003486-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
07 сентября 2023 года г. Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего судьи Денисенко Е.В.,
при секретаре Багровой О.О.,
с участием представителей истца Кутукова С.В., Юрьевой О.В.,
представителя ответчика УФНС России по Курской области Малахова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Светланы Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области о взыскании излишне уплаченного налога, штрафа,
руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Захаровой Светланы Александровны удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Курской области возвратить Захаровой Светлане Александровне излишне уплаченные налог на доходы физических лиц в размере 1 612 076 (один миллион шестьсот двенадцать тысяч семьдесят шесть) рублей 00 копеек, штраф в размере 80 603 (восемьдесят тысяч шестьсот три) рубля 70 копеек путем их зачисления на счет Захаровой Светланы Александровны №№ открытый в Курском отделении №8596 ПАО Сбербанк.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Курской области в пользу Захаровой Светланы Александровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 659 (шестнадцать тысяч шестьсот пятьдесят девять) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 14 сентября 2023 года.
Судья: