Дело №2а-318/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 12 ноября 2019 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Даудова С.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР к администрации Шелкозаводского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ о признании бездействия Администрации выразившиеся в не размещении текстов соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» и отсутствии специальной страницы, имеющей собственное наименование «Перечень обязательных наименований», незаконным,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением в порядке ст.218 КАС РФ.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальном контроле в деятельности администрации Шелкозаводского сельского поселения (далее – Администрация), по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора, в том числе являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора); ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ, полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, в том числе относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.
В силу ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), в том числе обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций
по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (п. 2 раздела III протокола заседания подкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ №2)) (далее – Методические рекомендации) в перечни актов, содержащих обязательные требования, включаются все акты, в которых определены обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю соответствующим органом государственного контроля (надзора), в том числе акты, утвержденные иными органами власти.
Утвержденный перечень актов, содержащих обязательные требования, размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети «Интернет» (п. 46 Методических рекомендаций).
Согласно п. 47 Методических рекомендаций, на официальном сайте в сети «Интернет» следует создать специальную страницу, которая должна иметь собственное наименование «Перечень обязательных требований», на котором должны быть доступны перечни актов, содержащих обязательные требования, по отношению ко всем видам государственного контроля (надзора), которые осуществляет орган государственного контроля (надзора).
В открывающихся перечнях актов, содержащих обязательные требования, наименования актов должны содержать гиперссылки на полные тексты актов, которые включены в перечень. Открытие такой гиперссылки должно позволять получить доступ к полному тексту соответствующего акта для просмотра в формате html, а также в форматах, доступных для скачивания и пригодных для обработки в текстовых редакторах. Данная рекомендация может быть учтена посредством перенаправления пользователя сайта к тексту соответствующего акта, размещенного на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Пунктом 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением.
Одним из видов мероприятий по благоустройству территории является озеленение, включающее в себя ландшафтную организацию территории, обеспечивающую формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ранее, прокуратурой района, проводилась проверка исполнения требований законодательства о муниципальном контроле, в ходе которой установлено, что Администрацией программа профилактики нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований на 2019 г. не разработана и не утверждена.
Тексты соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» не размещены. Специальная страница, имеющая собственное наименование «Перечень обязательных требований» не создана.
Выявленные в ходе проверки нарушения законов послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ и направления представления от ДД.ММ.ГГГГ №2 «Об устранении нарушений требований законодательства о муниципальном контроле».
Согласно полученному ответу акт прокурорского реагирования рассмотрен по существу и удовлетворен, а виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, до настоящего времени, тексты соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» не размещены. Специальная страница, имеющая собственное наименования «Перечень обязательных требований» не создана.
Допущенные факты ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства препятствуют организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, им способствующих, что также может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, просит признать бездействие администрации Шелкозаводского сельского поселения Шелковского муниципального района, выразившиеся в не размещении текстов соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» и отсутствии специальной страницы, имеющей собственное наименование «Перечень обязательных наименований», незаконным.
Кроме того, просит обязать администрацию Шелкозаводского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона, путем размещения текстов соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» и отсутствии специальной страницы, имеющей собственное наименование «Перечень обязательных наименований».
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела глава Шелкозаводского сельского поселения ФИО4 в судебное заседание не явился, представителя в суд не направил. Представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. Указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, и просит принять признание иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
На этом основании, в соответствии со ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО5 поддержала административное исковое заявление прокурора и просила удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам.
Согласно заявлению главы Шелкозаводского сельского поселения ФИО4, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска. Последствия признания административного иска, заключающегося в вынесении судом решения об удовлетворении административного иска, ему разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно заявлению главы Шелкозаводского сельского поселения ФИО4, он административные исковые требования прокурора признает в полном объеме и просит принять признание административного иска.
В таком случае, на основании ст.157 КАС РФ, суд считает возможным принять признание административного иска ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 157,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> ЧР к администрации Шелкозаводского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Шелкозаводского сельского поселения Шелковского муниципального района, выразившиеся в не размещении текстов соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» и отсутствии специальной страницы, имеющей собственное наименование «Перечень обязательных наименований», незаконным.
Обязать администрацию Шелкозаводского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона, путем размещения текстов соответствующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» и отсутствии специальной страницы, имеющей собственное наименование «Перечень обязательных наименований».
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.С. Даудов