14RS0035-01-2019-016927-26
№ 2-12557/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 05 декабря 2019 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Лукиной Н. К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Саха (Якутия) к Якутскому межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с заявлением об освобождении исполнительского сбора по исполнительному производству в пользу взыскателя Андреева А.П., ссылаясь на то, что должник в установленный судебным приставом-исполнителем срок представило последнему сведения о невозможности исполнения решения суда в этот срок по уважительным причинам, бездействие истца по исполнению решения суда отсутствует.
Представитель истца Правительства Республики Саха (Якутия) Давыдова З.С. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании ответчик судебный пристав-исполнитель Реева Н.А. с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Согласно пояснениям ответчика в судебном заседании и доводам, изложенным в письменном отзыве, отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти, необходимых средств, для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, должником не предприняты все возможные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Взыскатель Барнашов А.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. С учетом мнений сторон дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании решения Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от ____ г. об удовлетворении иска Барнашова А.А. о признании права на получение финансовой помощи из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) и из резервного фонда Правительства РФ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий судебным приставом-исполнителем ЯМО по ИОВИП УФССП по Республике Саха (Якутия) ____ г. возбуждено исполнительное производство в отношении должника Правительства Республики Саха (Якутия) в пользу вышеназванного взыскателя, постановление вручено должнику ____ г. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела истцом не оспаривалось.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ____ г. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с должника Правительства Республики Саха (Якутия) взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., данное постановление вручено должнику согласно штампу Правительства Республики Саха (Якутия) с датой и номером входящей корреспонденции ____ г.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При этом согласно ст. 1 ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Статья 112 Закона об исполнительном производстве разъясняет понятие и определяет порядок взыскания исполнительского сбора. Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.08.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», который указал, что взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ не исполнен в установленный срок и без уважительных причин. При этом Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно письму муниципального казенного учреждения «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)» от ____ года распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) №№ от ____ года из средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий местному бюджету МР «Усть-Майский район» были выделены бюджетные ассигнования в размере 2 990 000 руб.
Согласно спискам, представленным администрацией Усть-Майского района, на оказание гражданам единовременной и финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости из средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, подготовлены списки пострадавших граждан и направлены на согласование в заинтересованные министерства и ведомства. На ____ года списки согласованы главой Усть-Майского района, МВД РФ по РС(Я), МЧС РФ по РС(Я) и находятся на согласовании в Министерстве финансов РС(Я). После согласования будут внесены на утверждение председателем Правительства Республики Саха (Якутия) и направлены на рассмотрение в МЧС РФ. При условии положительного заключения представленных документов в Министерстве финансов РФ и направлении средств в бюджет Республики Саха (Якутяи), необходимая помощь гражданам будет оказана.
В обоснование своих доводов истец указывает на то, что у должника не было возможности исполнить требование судебного пристава-исполнителя в срок в связи с отсутствием решения Правительства РФ о выделении денежных средств Республике Саха (Якутия) из резервного фонда Правительства РФ. Указанное подтверждается, кроме того, письмом заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) В. Н. Яцуценко от ____ года исх.№№ О согласовании проекта распоряжения Правительства РФ о выделении Правительству Республики Саха (Якутия) в целях исполнения судебных решений из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий затопления паводковыми водами населенных пунктов РС (Я), произошедшего в ____ года, бюджетных ассигнований в размере 54930 тыс.руб.
Из обстоятельств дела следует, что неисполнение Правительством Республики Саха (Якутия) требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок вызвано наличием объективных препятствий, связанных с отсутствием бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Правительство Республики Саха (Якутия) от исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от ____ г. в рамках исполнительного производства № № от ____ г. в пользу взыскателя Барнашова А.А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий М. А. Кузьмина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2019 г.