САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33-18741/2019 Судья: Серова С.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Селезневой Е.Н. |
судей | Барминой Е.А. |
Венедиктовой Е.А. | |
при секретаре | Арройо Ариас Я.М. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2019 года гражданское дело №2-1359/2019 по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 по иску Сорокина Дмитрия Валентиновича к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пушкинскому району Санкт-Петербурга, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении в выслугу лет периодов работы в льготном исчислении, обязании произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения представителя истца - Ахметчиной А.Г., представителя ответчика ОМВД России по Пушкинскому района Санкт-Петербурга - Шкварун М.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Сорокин Д.В. обратился с иском в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пушкинскому району Санкт-Петербурга (далее – ОМВД РФ по Пушкинскому району Санкт-Петербурга), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) об обязании ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга включить в выслугу лет периоды службы в льготном исчислении 1 месяц как 1,5 месяца: с 01.01.2001 по 25.09.2001 в должности милиционер ИВС охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 25.09.2001 по 08.11.2001 в должности милиционер конвойного отделения охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 08.11.2001 по 01.07.2003 в должности старший конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 01.07.2003 по 21.10.2004 в должности старший конвоя отделения конвойной службы милиции изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 21.10.2004 по 01.01.2006 в должности командир отделения конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД Пушкинского административного района Санкт-Петербурга, обязании Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести перерасчет пенсии Сорокина Д.В. за выслугу с учетом вышеуказанных периодов службы в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора с 28.10.2018, то есть со дня назначения пенсии.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.2019 иск Сорокина Д.В. удовлетворен. На ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга возложена обязанность включить в выслугу лет периоды службы Сорокина Д.В. в льготном исчислении 1 месяц как 1,5 месяца: с 01.01.2001 по 25.09.2001 в должности милиционер ИВС охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 25.09.2001 по 08.11.2001 в должности милиционер конвойного отделения охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 08.11.2001 по 01.07.2003 в должности старший конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 01.07.2003 по 21.10.2004 в должности старший конвоя отделения конвойной службы милиции изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 21.10.2004 по 01.01.2006 в должности командир отделения конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД Пушкинского административного района Санкт-Петербурга. На ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Сорокина Д.В. за выслугу с учетом вышеуказанных периодов службы в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора с 28.10.2018, со дня назначения пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Со стороны истца представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Сорокин Д.В., представитель ответчика ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области посредством факсимильной связи, что подтверждается отчетом об отправке л.д.96, Сорокин Д.В., посредством телефонной связи, что подтверждается телефонограммой л.д.94, направил для участия в заседании судебной коллегии своего представителя, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 10.12.1996 капитан полиции Сорокин Д.В. проходил службу в ОВД РФ.
Приказом №1189л/с от 25.10.2018 капитан полиции Сорокин Д.В. уволен со службы в ОВД по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного статьей 88 Закона о службе).
Выслуга лет по состоянию на 27.10.2018 в календарном исчислении составляет 23 года 11 месяцев 14 дней, в льготном исчислении 30 лет 03 месяца 27 дней.
При этом ответчиком не засчитаны в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца периоды службы, следующие периоды: с 01.01.2001 по 25.09.2001 в должности милиционер ИВС охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 25.09.2001 по 08.11.2001 в должности милиционер конвойного отделения охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 08.11.2001 по 01.07.2003 в должности старший конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 01.07.2003 по 21.10.2004 в должности старший конвоя отделения конвойной службы милиции изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга; с 21.10.2004 по 01.01.2006 в должности командир отделения конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД Пушкинского административного района Санкт- Петербурга.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав положения подпункта «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, а также Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный постановлением Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом от 09.10.2004 №640, пришел к правильному выводу о том, что в период с 01.01.2001 и до утверждения указанного перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном исчислении являлись служба сотрудника в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства показаний свидетели Е.С.Б.., Б.Н.А. (сотрудники ОМВД Пушкинского района Санкт-Петербурга, работающих с 1993 года) подтвердили, что в спорные периоды службы в обязанности истца входило непосредственно осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 дает ему право на зачет выслуги лет спорных периодов службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5.
Судом не принята во внимание ссылка ответчика на отсутствие занимаемых истцом должностей в спорный период в Перечне, утвержденном приказом Министерства внутренних дел России от 20.12.2016 № 868.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 №8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ, Федеральным законом "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Одним из таких законов является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1, которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя право на получение пенсии для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в ст. 18 названного Закона установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 22.09.1993 N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий.
Пп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, для включения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении необходимо наличие двух условий в их совокупности, а именно: 1) непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 2) прохождение службы в одной из должностей, названных в Перечне должностей, утвержденном МВД России.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец с 10.12.1996 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Предметом спора является период службы истца с 01.01.2001 по 01.01.2006 в УВД Пушкинского района Санкт-Петербурга в должностях милиционера ИВС охранно-конвойной службы, милиционера конвойного отделения охранно-конвойной службы, старшего конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы, старшего конвоя отделения конвойной службы милиции изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС), командира отделения конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
По общему правилу, содержащемуся в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941), в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.
Вместе с тем, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 не исключен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет, в случаях предусмотренных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N 690 Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 дополнено абз. 45 пп. "г" п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца стало предоставляться сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01.01.2001.
Постановлением Правительства Российской от 12.11.2003 N 684 абз. 45 пп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 824 абз. 45 пп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Из перечисленных выше положений следует, что с 01.01.2001 и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Приказом МВД России от 09.10.2004 N 640 утвержден перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии (далее - перечень). В п. 19 указанного перечня поименована должность полицейский (милиционер) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
Приказом МВД России от 20.12.2016 N 868 утвержден новый перечень соответствующих должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет, которым признан утратившим силу приказ МВД России от 09.10.2004 N 640.
Утвержденный приказом МВД России от 20.12.2016 N 868 перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии также содержит указание таких должностей как полицейский (милиционер) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (разд. 2, п. 18).
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался перечисленными выше нормативными актами и исходя из установленных по делу фактических обстоятельств осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в должностях поименованных в соответствующих перечнях, утвержденных приказом МВД России от 09.10.2004 N 640, утратившим силу с 20.12.2016, обоснованно включил спорные периоды в выслугу лет Сорокина Д.В. в льготном исчислении.
Данные выводы суда первой инстанции согласуются и с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым отделение, группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющем изолятор временного содержания, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14-19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2012 N АКПИ12-1138).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: