Решение по делу № 33а-548/2022 от 19.01.2022

Дело № 2а-215/2021

УИД 32RS0011-01-2021-000396-33                                Председательствующий судья Мотырева О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-548/2022

г. Брянск                                                                      8 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего        Мариной Ж.В.

судей                                        Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.

при секретаре                          Ласой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика и.о. главы администрации Злынковского района Брянской области Гавриленко Ольги Михайловны на решение Злынковского районного суда Брянской области от 3 ноября 2021 года по административному исковому заявлению прокурора Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Мариной Ж.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Злынковского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Злынковского района, установлено наличие бесхозяйного источника нецентрализованного водоснабжения - шахтного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, на который право собственности не оформлено, в реестре муниципальной собственности объект не числится, на балансе администрации не состоит, в связи с чем не осуществляется контроль за его техническим состояние. Отсутствие лица, ответственного за его содержанием и эксплуатацией, создает угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности населения, пользующегося питьевой водой, возникновения аварийных ситуаций и причинения ущерба окружающей среде.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Определением Злынковского районного суда Брянской области от                                       5 октября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <данные изъяты>

Решением Злынковского районного суда Брянской области от                                       3 ноября 2021 г. административные исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации Злынковского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, обязал администрацию Злынковского района Брянской области обратиться в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенного возле <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Злынковского района Брянской области Гавриленко О.М. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что подготовка технического плана для государственной регистрации объекта недвижимости требует финансовых затрат из бюджета Злынковского района Брянской области. При вынесении решения суд нарушил принцип самостоятельности местного самоуправления, поскольку утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которым администрация Злынковского района Брянской области не является.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Злынковского района Брянской области Романченко А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание прокурор, представители заинтересованных лиц <данные изъяты> не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Злынковского района Брянской области Гавриленко О.М. просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации.

От представителя заинтересованного лица <данные изъяты> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Данные ходатайства судебной коллегией удовлетворены.

С учетом требований статей 150, 151 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокурором Злынковского района Брянской области проверки исполнения законодательства в сфере охраны и использования водных объектов на территории Злынковского района Брянской области установлено, что шахтный колодец, являющийся источником нецентрализованного водоснабжения, и расположенный по адресу: <адрес>, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу, поскольку ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто за его техническим состоянием не следит, в настоящее время не имеет собственника, балансодержателя.

По информации, представленной Управлением имущественных отношений Брянской области и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях указанный шахтный колодец в реестре государственного имущества Брянской области и в реестре федерального имущества отсутствует.

    Из сообщения администрации Злынковского района Брянской области следует, что указанный шахтный колодец в реестре муниципальной собственности МО «Злынковское городское поселение», а также в реестре муниципальной собственности МО «Злынковский район» не значится.

    Согласно ответу, предоставленному Управлением Росреестра по Брянской области, сведения о шахтном колодце, являющимся источником нецентрализованного водоснабжения, расположенном по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

    Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что статус шахтного колодца, являющегося источником нецентрализованного водоснабжения, как бесхозяйного, не позволяет обеспечить его надлежащее содержание и безопасное использование по назначению и администрация Злынковского района Брянской области, как орган местного самоуправления, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

    Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, исходя из следующего.

    В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от                6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный пунктом 4 части 1 и части 3 статьи 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» регламентированы вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

С учетом указанного, орган местного самоуправления является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке находящегося на его территории недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, признав незаконным бездействие администрации Злынковской района Брянской области, выразившиеся в не принятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, и обязав ответчика обратиться в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (шахтного колодца).

Довод апелляционной жалобы о том, что подготовка технического плана для государственной регистрации объекта недвижимости требует финансовых затрат из бюджета Злынковского района Брянской области, не может быть принят во внимание, поскольку соблюдение прав граждан по использованию нецентрализованного источника водоснабжения для личных и бытовых нужд не может ставиться в зависимость от бюджетно-финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд нарушил принцип самостоятельности местного самоуправления, является несостоятельным, поскольку именно на административного ответчика возложена обязанность по постановке на учет находящегося на его территории бесхозяйного недвижимого имущества.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд постановил решение в соответствии с нормами материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения при этом допущено не было, в связи с чем судебная коллегия решение суда оставляет без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Злынковского районного суда Брянской области от 3 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

    Председательствующий                                          Ж.В. Марина

        Судьи                                                                          О.Н. Денисюк

                                                                                             С.В. Катасонова

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 февраля 2022 г.

33а-548/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Злынковского района Брянской области в защиту прав, свобод и з/интересов НКЛ
Ответчики
Администрация Злынковского района Брянской области
Другие
Роговская сельская администрация
МО по Новозыбковскому, Злынковскому районам и городу Новозыбкову Управения Росреестра по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
19.01.2022Передача дела судье
08.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Передано в экспедицию
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее