Дело №2-861/22
78RS0006-01-2021-007332-68 31 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малининой Н.А.,
при секретаре Гавриловой И.С.
с участием прокурора Зелинской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваловой Екатерин Владимировны к Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» о защите прав потребителя, взыскании страхового возмещения,
УСТАНОВИЛ:
Коновалова Е.В. обратилась в суд иском к Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» (далее – ПАО СК «Росгосстрах», Общество) о защите прав потребителя, взыскании страхового возмещения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ между её супругом Коноваловым В.Е. и ответчиком заключён договор страхования, страховой полис №, в соответствии с которым объектом страхования являлись имущественные интересы, связанны с причинением вреда здоровью застрахованного лица, либо его смертью в результате несчастного случая или болезни, страховые риски смерть в результате несчастного случая, срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями договора страхования в случае смерти застрахованного лица, его наследники по закону являются выгодоприобретателями.
14 августа 2020 года произошёл несчастный случай – Коновалов В.Е. умер, причиной смерти является вирусная пневмония COVID-19.
В соответствии с приложением №1 к договору (полису) сумма страховой выплаты должна составить 1 322 126 рублей.
Наследниками по закону являются истец и Кириллова Е.В., дочь Коновалова В.Е.
На заявление о страховой выплате от Общества получен ответ от 1 сентября 2020 года, в соответствии с которым в выплате страхового возмещения отказано.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении заявленных требований, Коновалова Е.В. просила взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» денежные средства в размере 1 322 126 рублей.
Истица, ее представитель Акилов Б.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали
Представитель ответчика Морозова А.С. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, ранее представила отзыв на исковое заявление (л.д. 38).
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выслушав заключение прокурора суд приходит к следующему.
В силу статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
На основании пунктов 1, 2 и 3 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Коноваловым В.Е. и ПАО СК «Росгосстрах» заключён договор страхования серия СЖ15 №, период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, н основании Программы комплексного страхования «Защита кредита ПР», являющейся неотъемлемой частью договора страхования, в соответствии с Правилами страхования от несчастных случаев №, в редакции, действующей на дату заключения договора страхования.
Страховая премия в размере 63 004 рублей уплачена Коноваловым В.Е. в полном объёме.
ДД.ММ.ГГГГ Коновалов В.Е. умер.
23 августа 2020 года истец, являясь выгодоприобретателем по договору страхования от 30 января 2020 года, обратилась к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения.
Письмом от 1 сентября 2020 года ООО СК «Росгосстрах» указало истцу на отсутствие правовых оснований для признания события страховым случаем, поскольку, согласно медицинским документам, смерть Коновалова В.Е. наступила в результате заболевания «Тромбоэмболия легочной артерии, другая вирусная пневмония, COVID-19, вирус идентифицирован, атеросклеротический кардиосклероз», тогда как заявленное событие не обладает признаками страхового случая.Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу Коноваловой Е.В. страховой премии по договору страхования от 30 января 2020 года.
Так, в соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из договора страхования от 30 января 2020 года, заключённого между Коноваловым В.Е. и ПАО СК «Росгосстрах», следует, что при его подписании Коновалов В.Е. ознакомлен с его условиями, программой страхования и правилами страхования.
По условиям вышеуказанного договора, на страхование ответчиком приняты следующие риска: смерть в результате несчастного случая; инвалидность первой и второй группы в результате несчастного случая; временна нетрудоспособность в результате несчастного случая.
Однако, обращаясь с заявлением о выплате страхового возмещения к ответчику, истец указала, что смерть Коновалов В.Е. наступила в результате заболевания.
Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что смерть Коновалова В.Е. наступил в результате несчастного случая, истцом в материалы дела не представлено.
При этом, согласно пункту 3.4.2 Правил страхования от несчастных случаев №81 в ПАО СК «Росгосстрах», несчастный случай – фактически произошедшее в период действия договора страхования, независимо от воли застрахованного лица, внезапное, кратковременное, непредвиденное, внешнее по отношению к застрахованному лицу событие, характер, время и место которого могут быть однозначно определены, повлекшее за собой нарушение здоровья, трудоспособности или смерть застрахованного лица, и не являющееся следствием заболевания или медицинских манипуляций (за исключением неправильных).
Неправильно проведённые медицинские манипуляции являются несчастным случаем только при наличии прямой причинно-следственной связи между ними и причинённым вредом здоровью застрахованного лица и/или наступлением его смерти, подтверждённой судебно-медицинской экспертизой и решением суда.
Не являются несчастным случаем остро возникши или хронические заболевания и их осложнения (как ранее диагностированные, так и впервые выявленные), в том числе спровоцированные воздействием внешних факторов, в частности инфаркт миокарда, инсульт, аневризмы, опухоли, функциональная недостаточность органов, врождённые аномалии органов.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами ответчика о том, что заявленное Коноваловой Е.В. событие не обладает признаками страхового случая.
Исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в договоре страхования от 30 января 2020 года, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что смерть Коновалов В.Е. наступила в результате несчастного случая, суд приходит к выводу о том, что страховой случай по договору не наступил, следовательно, к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Коноваловой Е.В. о взыскании с ответчика страховой премии по договору.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░