Решение по делу № 2-1387/2020 от 15.07.2020

Дело № 2-1387/20

18RS0023-01-2020-000550-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2020 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е. В.,

при секретаре Лушниковой А.С.,

с участием представителя истца, ФИО3, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика, ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав. Заявленные требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как педагогическому работнику. ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии. Отказ мотивирован тем, что на дату обращения в Управление, стаж работы составил 24 года 11 месяцев. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен, так как не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Просит признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в льготный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить и выплачивать пенсию с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к производству принято уточненное исковое заявление. Истец просит признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в льготный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ; назначить и выплачивать пенсию с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) в её пользу расходы за составление искового заявления в размере 2500 рублей, в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя в размере 12500 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без её участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившегося истца.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования ФИО1 в полном объеме.

Представитель ответчика, ФИО4, исковые требования не признала, считает решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.

Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) за от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. п. 19 п. 1 ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату обращения, ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет 24 года 11 месяцев, вместо требуемых 25 лет. В педагогический стаж не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) за от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости. У заявителя, на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, выработан требуемый педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, который составляет 25 лет 02 месяца 10 дней. Согласно приложению 7 к Закону № 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ право на досрочную страховую пенсию у ФИО1 возникает не ранее даты ДД.ММ.ГГГГ.

Считая указанные решения незаконными, ФИО1 обратилась в суд за защитой нарушенных прав.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (далее ФЗ «О страховых пенсиях») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии. В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8), величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30).

Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.

Досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложение N Федерального закона "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ срока.

Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Приложение и 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ срока регламентирует сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 г. по 2023 г. и далее.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), ФИО1 обращалась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что спорный период подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Согласно сведениям трудовой книжки истца, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает воспитателем в МБДОУ детский сад .

Период работы истца в должности воспитателя в МБДОУ детский сад с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорного периода по причине того, что истицей не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю, суд считает необоснованными. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).

Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и 31.03 2000 года), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов, что подтверждается представленными истцом тарификационными списками, лицевыми счетами.

Постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению на территории УР.

Учитывая изложенное, оспариваемый истцом период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку, с учетом включенных решением суда в специальный стаж истца периодов, истец приобрела право на получение досрочной трудовой пенсии после ДД.ММ.ГГГГ, то подлежат применению в отношении спорных правоотношений положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

На момент обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии ее педагогический стаж составил 24 года 11 месяцев. С учетом подлежащего включению периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж составит 25 лет 03 месяца 14 дней, что менее требуемых по закону 25 лет 06 месяцев. В связи с чем решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ отмене не подлежит.

Согласно решению об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж у ФИО1 на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 02 месяца 10 дней.

При включении в специальный стаж ФИО1, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истца составит 25 лет 06 месяцев 24 дня.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что право на страховую пенсию по старости с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» у истца наступило с ДД.ММ.ГГГГ, то есть через шесть месяцев после выработки необходимого педагогического стажа (25 лет).

Следовательно, решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении пенсии является незаконными, необоснованными, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.

Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов. Согласно части первой статьи 98 и статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца 300 рублей государственной пошлины подтверждены чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, расходы за составление искового заявления в размере 2500 рублей подтверждены актом приема-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с ответчика подлежат взысканию 2 800 рублей в возмещение понесенных судебных расходов истца.

Интересы истца при рассмотрении дела в Сарапульском городском суде представляла ФИО3 Наличие договорных отношений между ФИО1 и представителем подтверждается представленным договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ. За представление интересов ФИО1 оплачены услуги представителя в размере 12 500 рублей, что подтверждается актом приёма-передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ. По общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 ГК Российской Федерации). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из требований разумности и справедливости, сложности рассматриваемого дела, с учетом наличия доказательств участия представителя ФИО1 в судебных заседаниях, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении пенсии незаконным в части.

Признать решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении пенсии незаконным и отменить.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонное) включить ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонное) назначить досрочно ФИО1 страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики (межрайонное) в пользу ФИО1 2800 рублей в возмещение понесенных судебных расходов, 3000 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.

Решение в окончательной форме принято судом 11 августа 2020 года.

Судья Шадрина Е. В.

2-1387/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тептина Елена Ивановна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное)
Другие
Самохвалова О.И.
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Шадрина Елена Викторовна
Дело на странице суда
sarapulskiygor.udm.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее