УИД: 11RS0001-01-2021-009265-89 Дело № 2а-5741/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.
при секретаре Каневой Л.С.
с участием истца Галеева Р.У.
представителя ФСИН России, УФСИН по РК, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Гиниатулина Е.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2021 года в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Галеева Романа Ураловича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации, возложении обязанности провести лечение,
у с т а н о в и л:
Галеев Р.У. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного неоказанием с 06.05.2020 по настоящее время необходимой медицинской помощи по имеющемуся заболеванию – ..., в сумме 1 000 000 руб.; возложении обязанности провести лечение по заболеванию.
На основании статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с характером спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчиков привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания, УФСИН России по Республике Коми.
Суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В судебном заседании, проведенном с использованием ВКС-связи, истец требования поддержал.
Представитель ФСИН России, УФСИН по РК, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с требованиями не согласился.
Выслушав доводы явившихся лиц, изучив материалы административного дела, обозрев медицинские карты, и, оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанная норма применяется с 27.01.2020 и данная категория дел подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
Если административный истец, заявляя требования о компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, обращается в суд за период, как до вступления Федерального закона № 494-ФЗ в силу, так и после него, то такие требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ с применением к данным правоотношениям как положений статьи 151 и главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей помимо общих положений параграф 4 «Компенсация морального вреда», так и положений статьи 227.1 КАС РФ.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 26 указанного Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В соответствии с п.п. 2, 3 и 9 ч. 5 ст. 19 данного Федерального закона пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, получение консультаций врачей-специалистов, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В части 3 статьи 98 указанного Федерального закона установлено, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для наступления ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего: факт причинения нравственных или физических страданий незаконным действием (бездействием) государственного органа, наступление вреда, наличие причинно- следственной связи между противоправностью действия (бездействия) государственного органа или должностного лица и наступлением вреда в виде нравственных или физических страданий.
Галеев Р.У. с ** ** ** по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, медицинское обслуживание осуществляется в медицинской части №... ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, дислоцирующейся при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
По доводам административного истца, с ** ** ** ему ненадлежащим образом оказывается медицинская помощь по имеющемуся заболеванию – ...
В целях проверки доводов иска, судом по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза.
Экспертным заключением №... (п) ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы установлено следующее.
...
...
...
...
...
Указано, что неблагоприятные последствия, а также вред здоровью в результате недообследования и отсутствия лечения на основании имеющихся данных не наступили поскольку в представленной медицинской документации отсутствует информация об ухудшении состояния здоровья, а определить динамику изменения основных лабораторных показателей не представляется возможным ввиду однократного их выполнения, в том числе из-за отказа Галеева Р.У в их проведении (** ** **). Для установления наступления неблагоприятных последствий необходимо обследование Галева Р.У. в соответствии с действующими стандартами оказания медицинской помощи и оценкой показателей в динамике. Установить причинно-следственную связь в результате действий (бездействия) сотрудников МСЧ-11 ФСИН России и наступившими неблагоприятными (причинение вреда здоровью) последствиями установить не представляется возможным в результате отсутствия последних согласно данным представленной медицинской документации.
Оценивая заключение экспертизы, суд приходит к выводу, что экспертное заключение является достоверным и как доказательство допустимым, соответствует требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, данная экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, с высшей квалификационной категорией и большим стажем работы, исследованию подвергнута медицинская документация, эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Заключение полно, объективно, не содержит каких-либо неясностей и противоречий. Доказательств, опровергающих выводы экспертов, сторонами не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств и приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что со стороны ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России допущено нарушение при оказании истцу медицинской помощи в период с 06.05.2020 по 09.06.2021 (дата поступления иска), следовательно, имеются основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации, размер которой суд определяет в общей сумме 29000 руб. При определении размера компенсации, суд принимает во внимание обстоятельства данного дела, учитывает характер и степень переживаний административного истца; установленные в ходе судебного разбирательства нарушения и их длительность; тот факт, что имел место однократный отказ истца от лабораторного исследования (07.08.2020), а также требования разумности и справедливости.
Обязанность по выплате компенсации в силу требований ст.ст.1069, 1071 ГК РФ, подп.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ и Положения о Федеральной службе исполнения наказаний следует возложить на Российскую Федерацию в лице ФСИН России, которая является главным распорядителем средств федерального бюджета в рамках рассматриваемого правоотношения.
Требования к ответчикам УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Следует возложить на ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обязанность провести обследование Галеева Р.У. по заболеванию ..., при наличии оснований назначить лечение.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Галеева Романа Ураловича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Галеева Романа Ураловича компенсацию в размере 29 000 руб.
Требования Галеева Романа Ураловича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации оставить без удовлетворения.
Обязать ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России провести медицинское обследование Галеева Романа Ураловича по заболеванию ..., при наличии оснований назначить лечение.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Галева Романа Ураловича.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Лушкова
Мотивированное решение составлено 27.12.2021.