дело № 2-404/2024
61RS0045-01-2024-000110-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года
с. Покровское Неклиновского района Ростовской области
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Говоровой О.Н.,
при секретаре Шевченко И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
С.О.В. к Администрации Неклиновского района Ростовской области о сохранении зданий в реконструированном состоянии, признании права собственности на реконструированные объекты,
УСТАНОВИЛ:
С.О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Неклиновского района Ростовской области о сохранении зданий в реконструированном состоянии, признании права собственности на реконструированные объекты.
В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 8064 кв.м. с кадастровым номером №47, разрешенное использование: для размещения базы отдых «Лукоморье», расположенный по адресу: <адрес>.
В 2023 г. истец собственными силами и с привлечением сторонних организаций, за счет собственных средств, на принадлежащем ей земельном участке произвела самовольное строительство следующих объектов недвижимости: гостевой дом площадью 106,3 кв.м., гостевой дом площадью 100,2 кв.м., гостевой дом площадью 95,7 кв.м., гостевой дом площадью 71,5 кв.м., гостевой дом площадью 69,7 кв.м., гостевой дом площадью 68,0 кв.м., гостевой дом площадью 68,0 кв.м., гостевой дом площадью 67,4 кв.м., гостевой дом площадью 21,6 кв.м.
Из технического описания и заключения об исследовании технического состояния и определении соответствия строительных норм, действующих на территории РФ, следует, что вышеупомянутые строительные работы по возведению нежилых зданий сезонного проживания - гостевых домов, осуществлены в соответствии с действующими строительными, градостроительными, противопожарными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, предусмотрены мероприятия, обеспечивающие конструктивную надежность, пожарную безопасность, защиту окружающей среды при его эксплуатации.
Истец обратилась в Администрацию Неклиновского района с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости, однако, в связи с отсутствием проектной документации и разрешения на строительство, а также документов, предусмотренных п.3 ст. 55 ГрК РФ, истцу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.
Ссылаясь на изложенное, истец просит суд сохранить самовольно возведенные строения в реконструированном состоянии и признать за истцом право собственности на следующие объекты недвижимости – гостевой дом площадью 106,3 кв.м., гостевой дом площадью 100,2 кв.м., гостевой дом площадью 95,7 кв.м., гостевой дом площадью 71,5 кв.м., гостевой дом площадью 69,7 кв.м., гостевой дом площадью 68,0 кв.м., гостевой дом площадью 68,0 кв.м., гостевой дом площадью 67,4 кв.м., гостевой дом площадью 21,6 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской об извещении о времени и месте судебного заседания.
Представитель Администрации Неклиновского района Ростовской области, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представителей в суд не направили.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено приобретение лицом права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
На основании пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцу С.О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 8064 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенное использование: для размещения базы отдых «Лукоморье», расположенный по адресу: <адрес>.
Из технического описания нежилых заданий – гостевой дом общей площадью 106,3 кв.м, этажность 2, год постройки 2023г., гостевой дом площадью 100,2 кв.м., гостевой дом площадью 95,7 кв.м., гостевой дом площадью 71,5 кв.м., гостевой дом площадью 69,7 кв.м., гостевой дом площадью 68,0 кв.м., гостевой дом площадью 68,0 кв.м., гостевой дом площадью 67,4 кв.м., гостевой дом площадью 21,6 кв.м., установлено, что указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке по адресу: <адрес>.
Из ответа Администрации Неклиновского района от 17.01.2024г. №87.04./445 следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию гостевых домов, по адресу: <адрес>, выдано быть не может, в связи с отсутствием проектной документации и разрешения на строительство, а также документов, предусмотренных п.3 ст. 55 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального Строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ.
В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение "б осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение от 01.02.2006 N 54), согласно пунктам 8, 9 и 16 которого государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. При этом государственный строительный надзор осуществляется в процессе строительства объектов с нулевого этапа строительства до его завершения и не может быть осуществлен в полном объеме только лишь по окончанию строительства на стадии ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 04.06.2024 г. по делу назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
Как следует из выводов экспертов ООО «Профэксперт» г. Таганрог Ростовской области, изложенных в заключении№036-24 от 17.06.2024г., спорные гостевые дома, расположенные по адресу: <адрес>, строительным и градостроительным нормами правилам соответствуют, угрозу жизни и безопасности граждан и окружающих не представляют.
Вместе с тем, экспертом ООО «Профэксперт» в представленном заключении не указано, соответствуют ли спорные нежилые строения - гостевые дома техническим условиям по водоснабжению и водоотведению, требованиям технических регламентов, а именно требованиям, приведенным в статье 7 "Требования механической безопасности" Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Соответствует ли требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, соответствует ли гостевые дома требованиям проектной документации: архитектурным решениям проектной документации в части планировки линейных размеров помещений и их площадей, конструктивным решениям проектной документации в части устройства междуэтажных перекрытий и ограждения лестничной клетки.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 данного Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств, подтверждающих законченность строительства и готовность объекта к эксплуатации, выданных компетентными органами в соответствии с действующим законодательством, не представлено, как и не представлено сведений о соответствие построенного объекта нормам и требованиям законодательства, подтвержденными уполномоченными государственными органами, сведений о том, что объект прошел государственную экспертизу соответствия нормам и правилам. Отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию свидетельствует об отсутствии подтвержденного в установленном законом порядке соответствия построенного объекта строительным, техническим, пожарным, санитарным, экологическим нормам и правилам.
Кроме того, в материалах дела отсутствует и истцом не представлено, заключение о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов, не представлена проектная документация, что не позволяет определить соответствуют ли спорные гостевые дома проектной документации и техническим регламентам, так как фактическое назначение объекта предназначено для использования в качестве базы отдыха, то есть для массового пребывания граждан, в связи с чем указанные заключения обязательны.
С учетом выше изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска С.О.В. к Администрации Неклиновского района Ростовской области о сохранении зданий в реконструированном состоянии, признании права собственности на реконструированные объекты, отказать
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2024 года.
Судья
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>