ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Ивахинова Э.В.
Поступило ...
дело № 33-1275/2022
УИД ...
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2022 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Базарова В.Н.,
судей коллегии: Чупошева Е.Н., Болдонова А.И.,
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории к Правительству Республики Бурятия, администрации МО «Баргузинский район», Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия об организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, по апелляционной жалобе представителя истца Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Болдонова А.И., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось в суд с иском, в котором просило:
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами ... а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами ...
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда с географическими координатами ...
Установить срок исполнения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что истцом выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Баргузинском районе с. Макаринино, с. Адамово, с. Зорино. На выезде в восточном направлении из с. Макаринино (географические координаты № ...) выявлена свалка твердых коммунальных отходов, навалы отходов составляют в высоту до 2-3 метров. Общая площадь размещенных ТКО составляет 10 818 кв.м. На выезде в северо-восточном направлении из с. Зорино (географические координаты N ...) выявлена свалка ТКО, навалы отходов составляют в высоту до 2 метров. Общая площадь размещенных твердых коммунальных отходов составляет 2683,1 кв. м. На 286 км автомобильной дороги Р-438 «Баргузинский тракт» напротив с. Адамово, в лесном массиве слева от дороги в северном направлении выявлена несанкционированная свалка ТКО, географические координаты N ...". Навалы отходов местами образованы высотой до 2 метров. Общая площадь свалки ТКО составляет 14830 кв.м. Данный земельный участок имеет пересечение с землями государственного лесного фонда. В границах ЦЭЗ БПТ Баргузинского района отсутствуют объекты размещения отходов, внесённые в государственный реестр объектов размещения отходов. Наличие указанных свалок является нарушением требований, предусмотренных природоохранным законодательством.
В судебном заседании суда первой инстанции представители ответчиков Правительства Республики Бурятия Дырхеева Р.Д., администрации МО «Баргузинский район» Буланова А.Н., Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М. с иском не согласились, поддержали свои письменные отзывы.
Представители истца, третьих лиц ООО «Экоальянс», Министерства природных ресурсов Республики Бурятия не явились, надлежаще извещены.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что судом сделан неправильный вывод о том, что, истцом не предоставлены сведения, что земли несанкционированных свалок относятся к собственности администрации МО Баргузинский район». Земельные участки с кадастровыми номерами ... входят в единое землепользование с кадастровым номером ..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, Баргузинский район, бывший рыбколхоз «Путь Ленина». Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Правопреемство от рыбколхоза «Путь Ленина» к крестьянско-паевому объединению «Баргузин» и к СПК «Баргузин» не является основанием для перехода прав на указанные земельные участки между ними, так как представлены документы о смене организационно-правовой формы, а не документы, подтверждающие передачу недвижимого имущества. В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки. Факт наличия несанкционированных свалок на указанных земельных участках, прямо указывает на неэффективность и недостаточность принимаемых со стороны Правительства Республики Бурятия и администрации МО «Баргузинский район» организационных мер по исполнению указанных требований законодательства. Также данный вывод подтверждается сведениями, содержащимися в Государственном реестре объектов размещения отходов, согласно которым на территории Республики Бурятия имеется всего три объекта размещения отходов, включенные в него, расположенные в Тарбагатайском, Заиграевском, Селенгинском районах Республики Бурятия, находящиеся на значительном удалении от Баргузинского района. При этом в границах ЦЭЗ БПТ отсутствуют объекты, на которых можно было бы осуществлять разрешенные виды деятельности по обращению с отходами в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № ... и не допускать образование несанкционированных свалок.
Таким образом, Управление считает, обязанность по принятию мер по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Правительство Республики Бурятия и администрацию МО «Баргузинский район», в связи с этим необходимо обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ходов с земельных участков с кадастровыми номерами ... (географические координаты N ...), а также рекультивации нарушенных земель; обязать администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с кадастровыми номерами ... (географические координаты N ...).
Управление согласно с решением об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании Республиканского агентства лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда с географическими координатами N ... Выводы суда в отношении Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия считает обоснованными, в настоящее время РАЛХ РБ принимаются меры в отношении виновного лица по понуждению к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда с географическими координатами N ...
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Андреева А.Г. отказалась от исковых требований в части земельного участка с несанкционированной свалкой ..., (географические координаты N ...), представив письменное заявление об этом, последствия отказа от иска разъяснены и понятны, в остальной части апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представители ответчиков Правительства Республики Бурятия Романова О.С., администрации МО «Баргузинский район» Буланова А.Н. не возражали против принятия отказа от исковых требований в части, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Жапова Н.И. не возражала против принятия отказа от исковых требований в части, пояснила, что с решением суда первой инстанции согласна.
Представитель третьего лица ООО «Экоальянс» Васильева М.П. не возражала против принятия отказа от исковых требований в части, просила апелляционную жалобу удовлетворить к ответчику администрации МО «Баргузинский район».
В заседание судебной коллегии представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Бурятия не явился, надлежаще извещен, судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Как следует из материалов дела, в ходе выездного обследования на выезде в из с.Макаринино (географические координаты № ... на выезде из с.Зорино (географические координаты N ...), напротив с.Адамово в лесном массиве слева от дороги (географические координаты N ... выявлены несанкционированные свалки ТКО.
Согласно выпискам ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами ... входят в единое землепользование с кадастровым номером ..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, Баргузинский район, бывший рыбколхоз «Путь Ленина». Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Государственным лесным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора РАЛХ установлена несанкционированная свалка в квартале 6 выдела 13,14 Баргузинского лесного участкового лесничества ТУ 3 СПК «Баргузин» ООО «СтройПроектСервис», в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении в отношении мастера участка ООО «СтройПроектСервис» Главинского Р.К.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.12.2021 г. в квартале 6 выдела 13,14 Баргузинского лесного участкового лесничества ТУ 3 СПК «Баргузин» Баргузинского лесничества, договор аренды лесных насаждений № ... 23.04.2021 заключен на основании распоряжения № 148 р от 12.04.2021. Лесопользователь ООО «СтройПроектСервис», лесосека площадью 1,65 га, для строительства линейных объектов. Лесной участок площадью 0,98 га загрязнен отходами производства и потребления. Должностным лицом ООО «СтройПроектСервис» Главинским Р.К. нарушен п.п. «а» п.20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.20202 № 2047. В действиях Главинского Р.К. усматривается состав административного правонарушения по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Из объяснения лица в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Главинского следует, что в связи с невозможностью вывоза отходов, так как не было дежурной машины им было принято решение сложить отходы на временное хранение.
Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал, что истцом не предоставлены сведения, что земли несанкционированных свалок относятся к собственности администрации МО Баргузинский район», либо РАЛХ, не представлены доказательства, что наличие несанкционированных свалок свидетельствует о неэффективности и недостаточности принимаемых организационных мер со стороны Правительства Республики Бурятия, не представлены доказательства ненадлежащего выполнения администрацией МО «Баргузинский район» своих полномочий, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Андреева А.Г. отказалась от исковых требований в части земельного участка с несанкционированной свалкой ..., (географические координаты N ...), представив письменное заявление об этом.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, отказаться от иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Согласно ст. 220 ГПК РФ производство по делу прекращается при отказе истца от иска и принятии его судом.
При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ).
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайство представителя истца, считает, что истец, обращаясь в суд с данным ходатайством, реализует свои права, предусмотренные ст. 39, 326.1 ГПК РФ, при этом оснований для отказа истцу в удовлетворении ходатайства об отказе от иска в заявленной части не имеется, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении ходатайства и прекращении производства по делу в указанной части.
Таким образом, в пределах заявленных истцом доводов апелляционной жалобы истец просит об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований в части:
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ..., а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ....
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в оставшейся обжалуемой заявителем части оснований согласиться не находит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки отсутствуют, следовательно, распоряжаются такими землями органы местного самоуправлении, а наличие несанкционированных свалок на них указывает на неэффективность и недостаточность принимаемых со стороны Правительства Республики Бурятия и администрации МО «Баргузинский район» организационных мер по исполнению требований законодательства, являются обоснованными.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).
Суд первой инстанции, не принял во внимание указанные нормы, ограничившись лишь установлением факта того, что земельные участки с кадастровыми номерами ... входят в единое землепользование с кадастровым номером ..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенных в границах участка, почтовый адрес ориентира: РБ, Баргузинский район, бывший рыбколхоз «Путь Ленина», приняв во внимание указанный почтовый адрес участков и факт правопреемства от рыбколхоза «Путь Ленина» к крестьянско-паевому объединению «Баргузин» и к СПК «Баргузин», посчитал, что, таким образом, и право на земельные участки относится к указанным лицам.
Данный вывод не соответствует установленным обстоятельствам дела, так, суд первой инстанции достоверно установил, что сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки в ЕГРН отсутствуют, при этом в дело не представлено относимых и достоверных доказательств того, что право собственности на них принадлежит рыбколхозу «Путь Ленина», крестьянско-паевому объединению «Баргузин», СПК «Баргузин», следовательно, в силу приведенных выше норм суд первой инстанции не имел оснований отказывать в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации МО «Баргузинский район», поскольку указанные в исковом заявлении обязанности возлагаются на органы местного самоуправления муниципального района в силу прямого указания закона.
Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
Согласно ст. 4 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям Правительства Республики Бурятия в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2021 № 261 «О государственной программе Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» установлен Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по разработке проектной документации на рекультивацию несанкционированных свалок, согласно которому:
1.Установлены требования по формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на разработку проектной документации на рекультивацию несанкционированных свалок.
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при разработке проектной документации на рекультивацию несанкционированных свалок.
3. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие вступившего в законную силу судебного акта о понуждении органов местного самоуправления, Правительства Республики Бурятия по принятию мер по организации деятельности либо принятию участия в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, которая устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения.
Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.
В рассматриваемом случае информация о спорной несанкционированной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды Республики Бурятия от 29 апреля 2020 года № 159-ПР «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».
Сведения о направлении уведомлений о наличии на рассматриваемом земельном участке несанкционированного размещения отходов в адрес регионального оператора в материалы дела не представлены.
Предложения о заключении договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в адрес регионального оператора от ответчиков не поступали.
По сведениям, содержащимся в Государственном реестре объектов размещения отходов, на территории Республики Бурятия имеется всего три объекта размещения отходов, включенные в указанный государственный реестр, расположенные в Тарбагатайском, Заиграевском, Селенгинском районах Республики Бурятия, находящихся на значительном удалении от Баргузинского района Республики Бурятия.
Кроме того, статьей 2 Закона об охране озера Байкал установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1). Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (п. 2).
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
Таким образом, наличие несанкционированной свалки на земельном участке с географическими координатами N 53°30.792 Е 109°22.768, не соответствует приведенным нормам права: Закону об охране озера Байкал, являющегося уникальной экологической системой Российской Федерации, объектом всемирного природного наследия, требованиям природоохранного законодательства, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, ее сохранение.
Поскольку решение уполномоченным органом исполнительной власти о включении рассматриваемого объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке не принималось, их размещение на данном земельном участке запрещено природоохранным и земельным законодательством Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств и в силу приведенных норм права суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя о том, что факт наличия несанкционированной свалки на указанном земельном участке, прямо указывает на неэффективность и недостаточность принимаемых со стороны Правительства Республики Бурятия и администрации МО «Баргузинский район» организационных мер по исполнению указанных требований законодательства, доказательств того, что указанные ответчики предприняли все необходимые и зависящие от них меры, не соглашаясь с иском, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в пределах доводов апелляционной жалобы решение в части отказа в удовлетворении исковых требований в оставшейся части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении в данной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ от исковых требований в части:
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ..., а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ....
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 года в указанной части отменить, производство по делу в данной части прекратить.
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 года в части отказа от удовлетворения исковых требований:
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ..., а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ...,
- отменить.
Принять по делу новое решение, которым в указанной части исковые требования к ответчикам Правительству Республики Бурятия, администрации МО «Баргузинский район» удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, а именно по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ..., а также разработать проект рекультивации и провести восстановление окружающей среды.
Обязать Администрацию МО «Баргузинский район» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов с земельных участков с географическими координатами N ....
Установить срок исполнения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 года оставить без изменения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: